Уживчивость

Василий Васильевич Ершов
                Столько лет пролетал…  Чего только не случалось.  Вот взять бы, да и написать мемуары.   Как это у стариков – военных летчиков:  «Знойным июльским днем 1944 года запыленный грузовичок подкатил к штабу Н-ского гвардейского истребительного полка, и два молодых лейтенанта, сверкая новенькими погонами, взбежали на крыльцо…»

              Сел я как-то, взял лист бумаги, начал писать, да и намарал вот такой опус:

               

                "МЕМУАР"               


              Знойным июльским днем 1967 года краснокрылый самолет Ил-14 шлепнулся в лужу на гравийную полосу аэропорта Енисейск. Грязь забрызгала  квадратный иллюминатор, но сквозь мутные потеки на стекле я, молодой пилот, разглядел, какое место  выбрал себе для службы.    Кругом одни елки…
                Прямоугольный перрон, на нем одинокий Ил-14, тишина… звон комаров… я  подхватил чемоданчик и бегом взлетел по лестнице на бугорок.
                На бугорке стояло четыре здания: аэровокзал, столовая, гостиница и контора авиаотряда, она же аэродромный диспетчерский пункт. Посередке между ними, в хилом скверике, маячил глиняный, многократно перекрашенный памятник вождю.  У постамента две застывшие собаки, хвост к хвосту, грустно опустив уши, виновато поглядывали на толпу пассажиров: мол, сами понимаем, не время вроде, лето… уж извините… так получилось…
                Пассажирам было не до собачьей любви: подкатил в клубах пыли  единственный городской  автобус, и надо было успеть затащить в него чемоданы и в давке рассесться.
                Кто и как встретил меня в конторе, читателю не должно быть интересно. Еще неинтереснее было бы  ему созерцать на этой же странице   портрет того человека и читать дальше, кто он такой и какова его роль в моей жизни.  И все остальные многочисленные портреты сослуживцев и фотографии самолетов тоже набили оскомину. Такими картинами начиняются обычно почти все мемуары.  Поэтому не буду утомлять читателя диалогом с чиновником авиаотряда.

                После  всех  формальностей   меня   представили   летчикам  эскадрильи Ан-2. Я немного робел, стоя перед лицом своих будущих товарищей, одетых кто во что горазд: в те годы как раз была напряженка с форменной одеждой.
                Мужики мельком взглянули на меня и вернулись к делу: громкой коллективной шахматной игре. Картина действа своей непринужденностью напоминала репинских запорожцев. Каждый ход сопровождался репликами, приговорочками, подсказками с двух сторон и общим хохотом.
                Я стоял, не зная, куда себя приткнуть и чем заняться. Игра кончилась, проигравший пролез под столом, выигравший хвалил себя в самых нескромных, гиперболических выражениях; все хохотали.
              Но один из летчиков все-таки мною заинтересовался.  Он смерил меня взглядом, не спеша закурил, помахал спичкой, бросил ее в урну и деловито задал  вопрос:
                –  Это что за дерево? – он многозначительно направил палец в окно, на могучую сосну, росшую рядом со зданием.
                –  Сосна, – без задней мысли ответил я.
                –  Нет.  Неправильно.  Это береза.
                –  Да ну, что я, сосны, что ли, не видел?
                –  Да нет, это береза. Ребята, что это за дерево?
                Пилоты, собравшиеся вокруг новых игроков, умолкли, дружно посмотрели в окно и на едином выдохе, видимо, заранее отрепетированном,  продекламировали:
                –  Бе-ре-за!
                После паузы мне вновь был задан тот же вопрос:
                –  Так что это за дерево?
                Народ оторвался от шахмат, все притихли в ожидании моего ответа.
                Я помолчал, потом, смущенно улыбнувшись, оглядел трудовой коллектив, в котором мне, может быть, предстояло работать годы,  и  со вздохом согласился:
                –  Хрен с вами,  береза.
                –  Наш, – удовлетворенно  ухмыльнулся спрашивающий. – Ну, давай знакомиться.
                Через неделю я  почувствовал себя  в эскадрилье своим человеком.
                Этому испытанию на уживчивость подвергались все новички.  Задавался и еще один вопрос:
                –  Почему на квадратных колесах не летают?
                Не помню, что я промямлил тогда в ответ, но объяснение получил чугунное:
                –  Потому что не было приказу! Ясно? Прикажут – полетим.
                Летать я начал на третий день, причем, с командиром объединенного отряда. Тогда такие были времена, что директор  сначала долго беседовал с принимаемым на работу пилотом, а потом, после прохождения наземной подготовки, сам его и проверял в первом полете. Тогда еще командирами авиапредприятий были действующие пилоты.
                Мое пилотирование понравилось начальнику, и с тех пор он внимательно следил за моими успехами и неудачами, имея на меня какие-то виды.  Все-таки я приехал с красным дипломом и сам выбрал Енисейск.

                *****


                Продолжение:  http://www.proza.ru/2015/03/16/989