Голуби нашего детства. 19. Нешуточный покупатель

Анатолий Колисниченко
           Во времена нашего детства автомобиль был недосягаемой роскошью, и владели железным конём только избираемые народом вожди или заслуженные труженики. Первые ездили на служебных машинах и отдыхали на правительственных дачах, вторые целый год вкалывали на тяжёлой работе, чтобы летом приехать в «Голубой залив» у живописной бухты для автотуристов, спали в автомобилях или палатках.
 
 Мне часто приходилось любоваться этими машинами на трассе или в кемпинге, так как в нашем посёлке был только один командирский Газ -69 и тот выезжал очень редко.

    Это произошло в полдень обычного дня.  У  нашей калитки  остановилась новенькая  ГАЗ-21 с донецкими номерами. Такие машины  в то  время были только у партийных руководителей. 
    Из «Волги» вышел  мужчина средних лет  с тёмными как - будто  накрашенными ресницами и мальчишки лет по десять.  Близнецы так были похожие друг на друга,   что отличить их можно  только по  лямкам  вьетнамок:  у одного  синие,  у другого  красные.
 
       -Могу я увидеть хозяина голубей.
 
       -Хозяин я.

       -Приятно познакомиться с таким юным голубеводом.

Мужчина подал руку и представился Александром Петровичем. Заметив на себе мой пристальный  взгляд, сказал:

       -Угольная пыль за долгие годы работы так забилась в корни ресниц, что они стали чёрными, будто их накрасили. Работа в забое на шахте пыльная, но заработки хорошие.
 
    Оказывается, они живут в районе  Басе в самом Донецке. Долгие годы держат только николаевских голубей, и каждый раз из очередного отпуска в Крыму неизменно стремятся привезти что-то новенькое. В прошлом году в Ялте купили мурых голубей и качеством их полёта остались  довольны.
Полёт моих голубей они наблюдали из кемпинга и решили посмотреть поближе.
Набрав из ведра горсть кормосмеси, я бросил на землю, голуби  дружно устремились на  бетонную площадку.
    Близнецы наперебой называли масти голубей  и изумились,  когда  из чердака  вылетели  двухчубые,  как бы красуясь друг перед другом, они кувыркались,  затягивая столб.  Чернобокий голубь так долго приземлялся, что ему  ничего  не досталось из еды  и, разыскав  свою голубку, взялся её преследовать.  Остальные голуби, в ожидании очередной порции корма, подняв головы,  стояли возле моих ног.

       -Ярый голубок,  - указывая  на чернобокого голубя, шахтёр обратился ко мне. Много таких красавцев?

       -Пара и желтобокая голубка. Голубя забрал ястреб.   Три пары чернобоких  и  пара  желтобоких ещё  молодые, да и  бой не все приняли.
 
       -Жаль.  Таких голубей,  я бы купил.  Белохвостых сизых  продашь?

       -Голубей не продаю, только завёл.

       -Согласен,  -  заметил гость,  -  но я  буду платить по пять рублей за пару.

       -А радость?

       -Денег заработаешь. Новых голубей сможешь покупать и корм для них.

       -А радость?

       -Птица должна себя окупать.

Мама неоднократно упрекала, что моим  голубям уже не хватает мешка зерна на  месяц и пора их пускать на мясо, но каждый раз заказывала водителям со своей работы очередной мешок корма.  Я задумался над предложением шахтёра.

       -Продай хоть вот этих молодых мурых или чёрных белохвостых. 

       -Этих могу, - ответил я, после длинной паузы. 
 
       -А вот этих сизых.

       -Пожалуйста.

       -Дима неси клетку.
 
Мальчик с красными лямками  сбегал к машине  и  принёс  красивую клетку для голубей.  Я бросил горсть  корма  и голуби,  не ожидая  предательства,  подходили  так близко,  что мне оставалось  только брать их в руки  и  передавать  покупателю.  Пара сизых белохвостых и чёрных белохвостых  уже сидели  в клетке. Мурых  поймал  не сразу.  Голубка  не решалась  подходить  близко,  но мне удалось её приманить  и она вслед за голубем, оказалась в клетке.

Новенькая «Волга» цвета морской волны привлекла к нашему  дому  местных мальчишек и девчонок. Подбегая, они останавливались у калитки,  и только Колька вальяжно зашёл  во двор.
 
       -Продай ещё белых, - указывая на пару чаюнов, сказал гость. 

       -Чаюнов не продам.

       -У тебя их больше трёх десятков.

       -Нет. Чаюнов не продам.

       -Давай две пары чаюнов  за двадцать рублей.

       -За двадцать рублей?  - Удивился  Колька, - да это же  новый взрослый велосипед.

       -Ты помолчи,  - указывая на Кольку рукой, строго  произнес шахтёр.

   Чаюны составляли  основную массу  моих лётных голубей, и были мне очень  дороги, несмотря на то, что их родители обошлись мне по 30 копеек.   20  рублей я не мог собрать за целый год,  даже  всё лето, работая  в табачном сарае,  нанизывая  табак на длинные иголки,  и я сдался.

       -Выбирайте  сами, кроме стариков.
 
Мужчина указал на двух молодых голубок и одного голубя,  второго  голубя  предложил выбрать мне.  Я показал голубя,  который уже был в паре  с одной из, указанных голубок.  Поймав чаюнов, я передал их  новому  хозяину.

       -Жаль маловато у тебя мурых, я взял бы ещё пару, - подытожил  покупатель и полез в толстый кошелёк за деньгами.

       -В Голубом заливе живёт Сергей и у него мурых как ягод на виноградной грозди в славный сезон.  Могу дать адрес.

       -Чудьненько.

   Шахтёр записал адрес Сергея и наш новый в Ялте. Пожав мне на прощанье руку, поставил в багажник полную клетку голубей, важно уселся в машину.  Отъезжая от калитки, новый знакомый помахал рукой и нажал на клаксон. Мощный сигнал машины поднял моих голубей на крышу дома.

Детвора, стоявшая у ворот,  просочилась во двор и долго рассматривала новенькие хрустящие купюры. Удивлению Кольки не было предела. Собрав  у ребят заработанный мною капитал, я отнёс деньги в дом и спрятал в любимой  книге  «Робинзон  Крузо», которая стала новой копилкой.   Взял деревянный автомат, немецкую каску побежал с ребятами играть в  войнушку.

   Вечером за ужином  рассказал родителям о своей сделке и достал  из любимой книжки новенькие банкноты.  Увидев  приличную сумму денег,  мама предположила,  что я,  наконец-то  избавился от своих  голубей,  но когда  рассказал,   что продано  только пять пар,  её удивлению не было конца:

       -Это тебе за десять голубей выложили месячную зарплату моей помощницы?  Ты представляешь,  что она,  работая целый месяц, получает тридцать пять рублей.

       -Мама, у этого шахтёра в кошельке больше, чем в вашей кассе.

       -Никогда не заглядывай в чужие кошельки, - строго подметила мама.

       -Как не заглянуть, если при тебе открывают кошелёк?

       -Не кипятись, сынок,  - улыбнувшись,  поддержал меня отец. - Теперь и зерно можешь покупать и новых голубей.

Обращаясь к матери,  добавил: «Мария, он уже самостоятельный и давно вырос из детских штанишек, ругать нет смысла».
Такая поддержка отца дорогого стоит, но тут мама неожиданно изменила тему и завела какой-то ненужный разговор.

      -Я купила путёвку в пионерский лагерь  «Кастель», под  Алуштой. Через неделю  ты должен пройти врачей  и вместе  с  Сашей  Яремчук  поедешь в лагерь.

      -Мамочка,  а  голуби?   - Взмолился я.

      -За голубями присмотрю. У меня с понедельника отпуск. Займусь садом и голубями, да и Колька будет рад помочь,  – поставил в разговоре жирную точку папа.   

 Такой поворот событий оказался мне по душе,  и я согласился  ехать. Попробуй у  нашей мамы откажись, когда она уже всё решила.   О поездках в лагерь мне приходилось слышать  в школе от старших ребят. Отзывы хорошие, да я и сам мечтал там побывать, но ни в этот раз.
 Тридцать рублей  по совету отца положил в свою копилку,  а пять отдал маме на покупку зерна.  После ужина с отцом поднялись на чердак.  Я рассказывал папе, каких голубей продал.

 В этот момент к нам поднялся Колька и, не здороваясь с моим отцом,  заявил:

      -Принёс все свои фишки для престенка и битку для базы, поменяй всё это добро на  пару голубей.

      -Битка мне без надобности, я пляжной галькой больше выбью, а фишек у меня не меньше.

Мы с  папой переглянулись, зная отношение его родителей к голубям, но  Колька сказал:

     -Родаки, услышав сегодня о сумме,   за пять пар голубей, были в таком  шоке, что разрешили  завести голубей.
 
      -Николай, подготовь чердак и когда он уедет в лагерь, приходи,  - серьёзно  сказал папа.

      -Папа, нет, будем  переезжать в Ялту, может и подарим.

      -Метко, я согласен, пока ты будешь в лагере, Коля  покормит со мной голубей и продолжит гонять молодняк.

               ...........