Человек с большой буквы

Маргарита Репаловская
     Мои родители развелись и разъехались в разные города, когда мне было четыре года. Я осталась жить с бабушкой. Времена были тяжёлые, на дворе стояли девяностые. Жили мы очень бедно, пенсию бабушке перестали платить вообще, а в счёт неё предлагали взять в магазине продукты. Из сладкого, бабушка покупала мне булочки и рогалики, а мне так хотелось конфет и особенно шоколада.

     Во дворе я подружилась с девочкой Владой, она была младше меня на два года. Единственная дочь и единственная внучка, Влада была самой красивой и самой послушной девочкой во дворе. Она никогда не ссорилась с другими детьми и не бегала слишком быстро, поэтому её коленки были целыми. Одевали родители Владу очень красиво, как маленькую принцессу. Она была такая простая и хорошая, что все её просто обожали и дети и взрослые. Уж не знаю, что она во мне нашла, ведь характер у меня был очень тяжёлый. Я часто ссорилась с девчонками и мои коленки просто не успевали проходить, так часто я на них приземлялась. Бабушка даже переживала, что останутся шрамы на коленках на всю жизнь, - не остались.

     Мы с Владой сразу стали лучшими подругами, играли в куклы, делали из ковриков домики под окнами. Её мама всегда смотрела на меня очень скептически, она явно считала меня не достойной подругой для дочери. В частности из-за того что я не ходила в садик, как все приличные дети из нашего двора. В садик-то я ходила, но ни в одном садике не могла ужиться с детьми. Меня всё время обижали и я обязательно умудрялась с кем-нибудь поссориться. Там нужно было днём спать час или два, уже не помню, а я совершенно не могла уснуть днём, во мне кипела энергия с утра и до поздней ночи. А когда бабушка вела меня с утра в садик, я всё время упрашивала её забрать меня в обед. Плакала и просила:

 – Бабушка, ну забери меня из садика! Я буду себя хорошо вести, я больше не буду игрушки разбрасывать, не буду тебе мешать. Ну бабушка!

 Я так ненавидела садик, что готова была на что угодно, лишь бы туда не ходить.
 Бабушке было жалко меня и иногда почти доведя до садика, она вела меня домой. А иногда, когда совсем от меня уставала всё же оставляла там. За детство я поменяла наверное пять садиков и нигде не могла прижиться в коллективе. Бабушка причитала:

 – Какой у тебя скверный характер! Ни с кем не уживаешься, тебе нужно мужа вахлака-тюфяка, который будет сонливый и не обидчивый, с другим ты не уживёшься! Я не очень понимала что бабушка имела ввиду, но про свой характер понимала и не обижалась на неё. Я её вообще всю жизнь очень любила.

     Возвращаясь домой я тут же бежала на улицу, гуляла сама и ждала, когда другие дети придут из садика и выйдут играть.

     В то время было совсем мало игрушек, в универмаге всего две модели кукол и маленькие пупсики. Мы с девочками шили своим пупсам одёжку и играли в дочки-матери. Бабушка моя шила, а лоскутки отдавала мне и я с этими лоскутами играла во дворе. Правда, так как бабушка шила в основном чёрные и коричневые платья, то лоскуты у меня соответственно были тусклые, а так хотелось разноцветных, атласных тряпочек.

     Влада жила вдвоём с мамой в трёхкомнатной квартире, на первом этаже. Её мама выгнала папу за что-то из дома, как мне объясняла бабушка. Так что мы обе росли без отцов. Но Влада была из богатой семьи, а я из бедной. Мама откуда-то приносила ей очень красивых кукол, в нарядных платьях и не разрешала выносить их во двор. Играла она с ними только дома.
 
 – Знаешь какая у меня новая кукла большая? - рассказывала подруга, - Ростом с тебя!
 – Не может быть! – восхищалась я, – Разве бывают такие куклы? Ты что, я таких не видела.
 – Бывают, у меня же есть.
 – Как хочется посмотреть, покажи пожалуйста, – просила я.
 – Не могу, мама не разрешает никого домой пускать.

     И она принималась рассказывала о своих куклах, о том какие они красивые, а одна даже говорящая. Говорящая кукла была пределом моих мечтаний. Ведь каждая девочка в тайне надеется, что куклы оживают, когда на них никто не смотрит. Тогда я так мечтала попасть к ней домой. Её комната представлялась мне похожей на замок принцессы, наполненный чудесами и всякого рода волшебством.
     Вспоминаю свою подругу детства и замечаю что некоторые близкие мне люди, чем-то очень похожи на неё. Наверное, мы всю жизнь притягиваем один и тот же тип людей.

     Тогда в детстве я не понимала, чем она мне так дорога и почему она такая хорошая. Понимаю только теперь, совершенно случайно мне вспомнилась история с шоколадкой. Не помню точно какой это был год 91-92, мама купила Владе маленькую шоколадку. Сказала что они покушают её дома с чаем. А Влада по пути домой шепнула мне, как лучшей подруге о своей радости и сказала подождать её под лестницей в подъезде.
     Затаившись под лестницей я прождала минут десять. Вскоре очень тихо, стараясь остаться не замеченной мамой, пришла Влада. Она принесла два кубика шоколадки в кусочке фольги. Прижав палец к губам и сделав страшные глаза она прошептала:
 – Не дай Бог мама услышит, она меня побьёт.

     Этот кусочек шоколадки в пыльном подъезде, наверное, был самым вкусным шоколадом в моей жизни. Я кушала его по микроскопическому кусочку и таким он мне вкусным казался, такое это было счастье. С тех пор, в те редкие разы, когда мама покупала Владе шоколад, она всегда звала меня в наш тайник и мы кушали его вместе. Её мама так и не узнала о том, что дочка делится шоколадом с неугодной их семье подругой. Наверное, если бы она тогда узнала, поставила бы Владу в угол, а то и побила бы.
     А я вспоминаю свою первую в этом мире подругу, сколько же килограмм шоколада я съела с тех детских пор и самого дорогого и иностранного и всякого, столько, что не хочется уже... тот был лучше всех! А главное совсем не шоколад, а отважная подруга, такая маленькая - а уже человек с большой буквы! А вы говорите: "воспитание", нет уж – всё дело в душе человека.

                *****

   В нашей с Владой истории был один момент. Всё детство мы были не разлей вода, а когда пошли в школу мама забрала меня жить в столицу. В семь лет мама забрала меня к себе в новую семью, так что теперь в родном городе я жила только летом. С Владой мы по-прежнему дружили, а её семья почему-то стала меня привечать. Однажды её дедушка с бабушкой пригласили нас с ней в гости. Мы пошли через весь город и пришли в очень ухоженный частный дом с пасекой во дворе. Дедушка её был пчеловодом и нас угостили самым лучшим мёдом с чаем, накормили борщом и дали печенья с собой в дорогу.
     Когда я вернулась домой, бабушка недоверчиво спросила откуда печенье, я восторженно рассказала. Как же она тогда возмущалась, но я не стала слушать и побежала во двор играть в кукол.

     А через несколько дней, мы с бабушкой шли по рынку и встретили бабушку Влады. Она улыбалась:
 - Что же вы Риточку к нам не приводите играть? Они с Владой так дружат! Дружелюбно спросила она. Моя бабушка от этих слов побледнела:
 – Вы с нами не хотели знаться, когда нам плохо было, а теперь подлизываетесь, когда у нас всё наладилось. Нам такие друзья не нужны!
Женщина тоже побледнела, совсем она такого не ожидала и мы разошлись, каждый в свою сторону.

 – Какие сволочи, – ещё долго возмущалась бабушка. – Я очень хорошо запомнила, как она меня отчитала, я ей говорю: смотрите, как дети дружат, приводите Владу к нам. А она мне так высокомерно:
 – Ваша Рита не ходит в садик, одеваете её кое-как, научитесь сначала воспитывать ребёнка!
 – Представляешь?! – горячилась бабушка, – И не стала Владку водить к нам в гости. Гадюка такая, какая лицемерка! А теперь-то конечно, мама твоя вырвалась в столицу, устроилась, деньги нам присылает. Мы ей вдруг нужны стали, тоже мне подруга!
Мне было очень жалко что бабушка так поступила, я искренне не понимала что плохого нам сделали эти добрые люди, накормившие меня таким вкусным мёдом.
 – Вот мама Влады хорошая женщина, – продолжала бабушка. – Я её понимаю, она тоже одна дочку растит, как я твою маму. Порядочная женщина, не гулящая, строгая, но умная.
 
     Этой части разговора я вообще не понимала. Мама Влады мне всегда не особо нравилась: вечно она работает, с детьми не общается, не даёт нам играть до темна и в гости не зовёт.

     Дружба наша не прекратилась после этого случая, мы продолжали играть во дворе в кукол. Однажды Влада даже показала мне свою комнату и большую куклу в шкафу. Кукла действительно говорила: "Мама" и " Покорми меня", а комната была действительно чудесной, там царил идеальный порядок и было очень много интересных игрушек.

     Вскоре бабушка переехала жить в дом своих родителей и я познакомилась с ребятами на новой улице. В старый двор повидаться с Владой приходила всё реже, а потом и вовсе потеряла её из виду.