Карамзин - мастер примеса лжи

Юрий Прокуратов
История, говорят, наполнена ложью: скажем лучше,
что в ней, как в деле человеческом, бывает примес лжи,
однако ж характер истины всегда более или менее
сохраняется, и сего довольно для нас, чтобы составить
себе общее понятие о людях и деяниях

                Карамзин

 Потомок татаро-монгольской знати, массово заселившей в XIII–XVI веках Московию.Фамилия Карамзин ведет свое происхождение от татарского мурзы по имени Кара Мурза (в буквальном переводе на русский – «черный князь»).

«Свою «Историю Государства Российского» Карамзин написал в качестве официального «историографа» (с 1803) Александра I… По мнению Карамзина, в истории «все зависит от воли самодержца, который подобно искусному  механику движением перста дает ход громадам»… Карамзин ничтожен как исследователь, многое в его истории просто списано с произведений прежних историков (Щербатова, Шлецера).» МСЭ, 1929

Иногда, и в Малой Советской Энциклопедии  правду напишут. Всю жизнь Карамзин сочинял сказочки для царей про историю государства российского, пытаясь пришить белыми нитками к Золотой Орде Киевскую Русь.
                Прокурат               
КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1766, Оренбургская обл. - 1826, Санкт-Петербург), писатель и придворный историк. — создатель мифа о великороссе и об «Истории государства российского» (1803–1829 годы).


История народа принадлежит царю.
                Н. Карамзин   

9 сентября 1857. Другой раз я проезжаю мимо Симбирска, и другой раз не удается видеть мне монумент придворного историографа... По случаю неудачи видеть Симбирск и монумент Карамзина у меня родился и быстро вырос великолепный проект: за обедом напиться пьяным.
                Тарас Шевченко

Карамзин «преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизив к живой, естественной, разговорной речи.
                В. Белинский

Менее ста лет прошло со времени Карамзина, и его уже нельзя читать для интереса. Для великолепия – можно, но это восхищенное чтение совсем не т;, что «просто», «для удовольствия» и «себя».
_________________________
Поистине история стала просто скверна. Геродот, Фукидид, Ливий, Тацит – они писали священные оперы, объект был для них святыней, ибо он ЕСТЬ (священное БЫТИЕ). Эти же новейшие взломщики, с «алмазом» для вынимания стекол из окон, со стамеской, ломцем и клещами – они просто гадки, и им совершенно достаточно называться «профессором истории», а никак не «историографом».
«Историограф» – Карамзин. Но «профессор» – он, конечно. Наконец, дошло до пошлости: появились историки  Вознесенские, Павловичи и, наконец, вожделенный Гуревич. «Так и надо». Чем «спускаться постепенно» – «шлепнись разом в грязь».
Шлепнулись. Шлепнулось.
________________________
Мы – нация певучая, тоскливая, сказочная, плутоватая:

Нужда скачет, нужда пляшет
Нужда песенку поет
…Соловей Разбойник: а с другой стороны – тихие угодники. «Какое же тут царство построишь»? Не было элементов для царства. Россия всегда была, в сущности, аполитична. «Чаек» и «песенка»: и дальше, и больше – ничего. Полная анархия. Анархичность русских, анархичность от бессилия – чудовищна. «Мы собственно ничего не можем и это сама суть русских. Суть – в какой-то тоскливой импотенции.
Солнышка мало: суть.
Скверно то, что «небытие» русских совершилось во всемирной истории с каким-то ревом и зубами Дракона…И мы – бессильны, мы – «небытие, толкущееся около Карла Маркса».
Собственно, надо было сейчас, - после Петра Великого начинать «национальное русское развитие». Знаете, где свихнулась Русь: где мы «не сумели пойти за Ломоносовым», а свернули с его «самостоятельного, русского и умного пути» на дорожки певучего, сладкозвучного и гораздо более ограниченного Карамзина. «Он так хорошо писал». Карамзин был так же отвратителен для истории дальнейшего умственного развития России, как Сперанский был отвратителен для «дальнейшего построения политического русской державы».
                В. Розанов(Из письма №149 Флоренскому)

Франкфурт на Майне 31 июля 1789 года

     Жидов считается здесь более 7000. Все они должны жить  в  одной  улице,
которая так нечиста, что нельзя идти по ней, не зажав носа.  Жалко  смотреть
на сих несчастных людей, столь униженных между человеками! Платье их состоит по большей части из засаленных лоскутков, сквозь которые видно  нагое  тело.
По воскресеньям, в тот час, когда начинается служба в христианских  церквах,
запирают их улицу, и бедные жиды, как невольники, сидят в  своей  клетке  до
окончания службы; и на  ночь  запирают  их  таким  же  образом.  Сверх  сего
принуждения, если случится в городе пожар, то они обязаны везти туда воду  и тушить огонь.
     Между франкфуртскими жидами есть и богатые, но сии богатые живут так же нечисто,  как  бедные.      

Здешние  актеры  недавно  представляли Шекспирову драму, "Венецианского купца". На другой день  франкфуртские  жиды прислали сказать директору комедии, что ни один из них  не  будет  ходить  в театр, если сия драма, в которой обругана их  нация,  будет  представлена  в другой раз. Директор не захотел лишиться части своего сбора и  отвечал,  что она будет выключена из списка пиес, играемых на франкфуртском театре.
                Н. Карамзин, «Письма русского путешественника»