Переходное состояние

Ян Макмиллан
Ян МакМиллан
Переходное состояние
Действующие лица:


Он - по-видимому,
Она - одно и то же
Оно - лицо
Хоровод девушек
Хоровод юношей


На сцене ширма. С обеих сторон она оканчивается дверями, посередине с нее спускается лестница.
На центре стоят два стула, чуть развернутые друг к другу, синий и розовый.

Из левой двери с диким хохотом вырывается смешанный хоровод. С общим вихрем выкатывается Она.
Она: Здравствуй, мир! Какими чудными цветами
наполнен ты!
Как хорошо вокруг!
Какое счастье быть на этом свете!
Пробегает из угла в угол.
Она: Здесь все так ново и чудесно,
все дышит жизнью и весной.
Ах, боже мой! Какая радость –
жить на земле!
Танцует, весело смеясь. В танце уходит в свою дверь.

Свет приглушается. Из другой двери, крадучись, выходит Он.
Он: Вот так. Вы думаете, меня нет? Как бы не так! Я найду себе место. Пусть пока лишь в тени, пока Она спит. Но я есть! Я здесь!
Обходит сцену кругом. Присаживается на синий стул.
Он: Ты была здесь, девочка. Ты еще ничего не знаешь об этой жизни. Тебе даже не страшно. (смеется) Ты спишь, а я уже здесь…
Встает, озираясь. Размеренным шагом уходит в свою дверь.

С новой вспышкой света появляется Она.
Она: Прошел не год, не два, как здесь я появилась.
Все так же ярок мир, прекрасен этот свет…
Но что в моей груди? Что стонет и страдает?
Медленно проходит к стульям, садится на розовый.

Она: Как странно это все…

Снова на сцене со смехом появляются девушки. Они, взявшись за руки, пляшут вокруг Нее.

Она: Эй! Я одна из вас?

Девушки не обращают на Нее внимания.

Она: Постойте! Я хочу
узнать все повернее!
Ответьте на вопрос, святые существа!

Девушки подхватывают Ее за руки и увлекают в хоровод. Она не поспевает, в конце концов выпадает из общей пляски и без сил падает  на стул, на этот раз синий. Подскакивает, словно обжегшись, но, приглядевшись, с явным удовольствием усаживается на него.
Она: Как странно. Кто же я?
Ответ мне неизвестен…
Медленно встает и возвращается в свою дверь.

Спустя мгновение появляется Он. Приотворив свою дверь, Он наблюдает за танцующими девушками.
Он: Вот они. Погляди, как они схожи друг с другом! Он: Что они чувствуют? О чем мечтают? Все это недоступно мне. Как, впрочем, и им недоступны мои мысли… Что было бы, если б они увидели меня? (Заливается смехом)
Возвращается за свою дверь.
На смену Ему появляется Она.
Она: О, боже! Тяжесть все несносней!
Железный плуг в душе моей! (видит девушек)
Ах, вот вы где! Сейчас спрошу вас,
что сердце мучает мое!

Подбегает к ним, протягивая руки. Те одна за другой брезгливо и испуганно отворачиваются и исчезают в кулисах.

Она: Но что такого? Разве вам
такое чувство незнакомо?
Неужто в том моя вина,
что вам понять меня так сложно?

На сцене появляются юноши. Подходят к Ней, начинают дотрагиваться, привлекать к себе.
Она: (в ужасе) Откуда вы? Зачем явились?
Прочь от меня, бесстыжий люд!
Идите прочь! К чему все это?1
Подите вон! Подите вон!

Отталкивает их, валит с ног, бросается в свою дверь. Тут же появляется Он.
Он: Вот это другое дело! Вот это я понимаю! Что может быть лучше доброй драки?
Раскидывает юношей в яростном азарте.

После драки все собираются в дружную компанию и изображают застолье.

Он: Наконец-то я на своем месте! Я могу жить и не бояться никого и ничего! Ведь вы понимаете меня?
Юноши одобрительно кивают.

На сцену выбегают девушки. Парни начинают ухаживать за ними. Он присоединяется, но девушки не замечают Его. В толпе Он незаметно уходит, сменяясь на Нее.
Она: Как страшно.
Что ж это за мука – терять себя среди других!
О, боже! Чем же так виновен
перед тобою человек?!
Ах, что со мною происходит?
Какая боль терзает плоть!

Падает на колени и плачет. Общая кутерьма скрывает Ее. Когда юноши и девушки разбегаются, на месте Нее мы видим Его в той же позе.

Он: Плакать? Ну, нет! Я не заплачу вам назло! Я буду жить, пока хватает сил! Хотя – ей Богу! – хочется в петлю!
Вскакивает.
Он: (яростно) Будь проклят мир! Будьте вы все прокляты! Вам весело и просто! А я гнию здесь, перед вами, и каждый норовит подбросить дров на мой костер!!!
Встает и садится на синий стул.
Он: Как поживаете, барышня?
Пересаживается на розовый.
Он: (подражая Ей) Ах, право слово, гибну не на шутку…
Возвращается на синий.
Он: А с тобой погибну и я! Ведь нет тебя, чему же гибнуть!!
Хватает розовый стул и отшвыривает. Садится верхом на синий.

Он: Что, противно знать, что на свете есть такие, как я? Мерзко? Страшно? А мне мерзко жить среди вас, довольные морды!

На сцене появляются девушки. Беззвучно зовут кого-то.
Он встает и смотрит им в лицо.
Он: Кого зовете? Меня? Я не Она. Ее? Ее нет! И никогда не было!

Девушки не успокаиваются. Примеряют на Него женские аксессуары. Суют в руки кукол-младенцев.

Он: Отстаньте от меня! Вы все с ума сошли!
А я – поверьте мне – совсем не сумасшедший!
Прочь от меня! Позвольте мне вздохнуть!
Пустите руки!
Девушки пытаются удержать Его. Он вырывается.
Появляются юноши. Видя, как украсили Его барышни, беззвучно смеются, указывая пальцами.
Он вырывается. Кидается к своей двери. У входа останавливается и взмахивает ножом.
Он: Так я убью Ее – ту, что мешает мне жить счастливо!

Бросается за дверь. Юноши и девушки тупо смотрят на ширму, из-за которой раздается грохот и шум. Затем крик. Все стихает.
Народ расходится.

В тишине из-за ширмы показывается Оно. Спускается по центральной лестнице.
Оно: Вот так. А я – не женщина, и не мужчина. Я дух. Я то, что наполняет жизнь. Я бессмертно и бесплотно, в смысле, моя плоть может быть какой угодно. Белой, черной. Мужской, женской.
В этот раз я хотело быть мужчиной, но моя плоть не позволила мне этого… что ж, попробуем еще раз…

Разворачивается и лезет обратно.
Хоровод из двери вытягивает на сцену Его.

Он: Как прекрасен мир!.. Какое это чудо –
быть здесь!...