Из дневников одной аспирантки

Проза Ка82
***
Ну да, была установка родителей - закончить школу так, чтобы поступить в институт (кто сказал, что хорошо учиться? главное - поступить в институт потом), затем учиться в институте хорошо, чтобы поступить в аспирантуру, а в аспирантуре учиться так, чтобы защитить диссер. А потом, типа, делай что хочешь. Ура!
***
Есть такая легенда, что если учиться на одни пятерки в вузе, то возьмут в аспирантуру. Но пока на одни пятерки учиться мотивирует и другое: хоть одна четверка - стипендии уже не заплатят. Такая у нас специальность. Уже последний курс на исходе, спрашиваю преподов на предмет аспирантуры, но они отнекиваются... А как же конкурс? А как же пятерки? Столько уважительных причин для отказа, оказывается, существует - обалдеть людской фантазии! "Пропускающая" профессорша вообще говорит, что в этом году брать никого не будет. А через недельку звонит и интересуется на предмет телефона одной моей одногруппницы. Ну мало ли зачем надо, вот, диктую... Но кое-какие подозрения все-таки закрадываются. А пока бегаю как собачка-попрошайка с блеяньем "возьмииите меня!". Надеюсь на чудо. Пойду свечку поставлю, что ли... А что еще посоветуете?
***
Ездила в Раифу (просто как и многие туристы - отдохнуть, свежим воздухом подышать, но и заодно с мыслями об аспирантуре), спросила, какая там из икон по учебе помогает. Указали на Сергия Радонежского. В одной руке книгу держит, в другой - розги. Символично :) Обещала перед иконой, что если поступлю, отучусь и защищусь - снова перед ним на колени встану, чтобы "спасибо" сказать, и снова свечку поставлю. Когда училась в школе, то некоторые контрольные по некоторым предметам писала по принципу "шоу экстрасенсов". Боялась двоек, дома, пока родители не видят, пол на коленях стояла целовала, оценки хорошие просила... Таки когда объявляли оценки, то с удивлением узнавала о пятерке или четверке. Удивительно, но, видимо, это интуиции помогало... И чего говорят, что пол грязный? Грязный был временами очень, пыльный, но ни разу ничего не подцепила кроме хороших отметок. Домашние задания не делала все равно. Вот и тут решила помолиться...
***
Лето, каникулы. Ездили в санаторий, гуляли по лесу, плавали в речке. Ездили на море, загорали, снова отдыхали. Что дальше? Куда после вуза? Не хочется думать...
***
Приехали домой, на столе записка: "Срочно звони Л.М.!" Звоню. Оказывается, меня берут в аспирантуру.
Кстати, существует легенда, что писать диссертацию надо по интересующей тебя теме. Какая нафиг интересующая тема? Берут и берут, какая разница о чем писать?!
***
Вот и время вступительных экзаменов. Спрашиваю: на какие оценки надо сдать? Отвечают, что хотя бы на четверки. Ну и нафиг тогда переусердствовать? Первый из трех экзаменов сдаю на четверку. Второй - тоже на четверку. Тут звонит Л.М. (теперь моя научная руководительница) и интересуется - какого хрена я, отличница, такие оценки имею?
Ну ладно, насяльника все-таки, третий экзамен сдаю на пятерку. Ведь никакого конкурса нет, все уже решено. Кто-то вон вообще на тройки сдал (и прошел) - главное формальность. Но моя мне попалась какая-то перфекционистка, видимо. А тематика ее диссертаций - о природе. Вот уж никогда не ощущала себя приверженницей "зеленых". Нет, конечно, в лесу мусор не бросаю, но и с плакатами типа "защитим морских котиков" не прыгаю.
***
В вузе я все курсовые писала на одну тему у одной профессорши (сейчас она как раз "пропускающая" в аспирантуру и на защиту диссертаций), а Л.М. занимается сооовсем другими вопросами. Предлагаю скрестить "бульдога с носорогом", эдакий компот научный получить из прошлой и нынешней тематики. А что, Л.М. нравится идея.
***
Сегодня иду на первую аспирантскую конференцию. Сидят там и аспиранты, и серьезные дяденьки и тетеньки. Пришла на халяву - выступающих заявлено много, мне по минимуму надо хотя бы отсидеть время, публикация будет гарантированно. По теории вероятности то, что придется выступать именно мне, один к хрен-тысячной. Ну или конференция должна будет длиться несколько дней без перерыва на сон и перекусы. Ведущий - старенький такой, важненький лысенький колобок. Смотрит на список названий докладов, смотрит, и глаза его натыкаются на мою тему, где я в переносном смысле скрестила "бульдога с носорогом".
-А это интересно! - останавливается взглядом дядечка и вызывает... ну да, меня.
Да, писала статью сама. Но никаких конспектов нет. Вздыхаю, выхожу. "Бла-бла-бла" - излагаю теоретические предположения. Потому что помню о том, что писала. Дядечка слушает, а потом начинают сыпаться вопросы: идея, мол, хороша, а какое исследование проводили? А сколько народу, какие документы, за какое время, и т.д., т.п.... Из зала важные тетеньки и дяденьки тоже поддакивают ему все громче и громче. И когда галдеж по децибелам начинает достигать уровня шума турбин самолета, дядечка наконец гневно, словно двоечницу, спрашивает: "...и вообще, как называется тема Вашего исследования?!" Наконец могу вставить слово: "...а мою тему еще не утвердили..." Действительно, осенью аспирант только-только считается зачисленным в аспирантуру, где-то в декабре должны были утвердить тему, а уже только после этого надо задумываться об исследованиях вообще.
- ...а мою тему еще не утвердили... - это было для дяденек и тетенек как ведро холодной воды, вылитое с потолка. Ну или как слетевшая с потолка фотография кучи пушистых котят для любителя кошечек. Пауза. Ведущий смахивает платочком с глаз слезы умиления, ласково разрешает сесть на место в зал, все дяденьки и тетеньки встают. И так, стоя, аплодируют. Вхожу в раж: пожимаю плечиками, и говорю: "ну попросили выступить - ну вот, вышла..."
Чуть ли по головке не гладили. Серьезно.
Сижу, смотрю и слушаю как выступают следующие люди (кстати, их там человека три всего успело выступить): показывают какие-то графики, гистограммы, цифры, расчеты, иллюстрации, таблицы...
После конференции Л.М. интересуется, как там оно было. Говорю, что выступила, но на вопросы ответить не смогла. "Кааак? Почемууу?" - закипает моя перфекционистка. " Так они спросили, какое исследование БЫЛО..."
***
Уже несколько месяцев хожу на консультации к Л.М. Спрашиваю конкретно, мол, какое исследование надо провести, из каких частей будет состоять моя работа и т.д. по существу. В ответ что-то вроде: "Это же наука о наших лесах, ручейках, воздухе, воде! Это наше богатство, это наши ресурсы! Ведь ручейки вливаются в реки, реки - в моря, в них плавает рыба, на дне есть водоросли..."
Разговор давно зашел в тупик и бьется там о мой мосК. Ценю я эти ручейки. И деревья - березы, ели, ясени. Попыталась ей даже письменно список вопросов с ответами "да/нет" подсунуть. Все снова закончилось одой " о ручейках". Пойду, спрошу у ясеня, что ли... Может он мне более информативно ответит про структуру работы?
***
В общем, выяснилось, что "пропускающая" в этом году никого не хотела брать, а взяла аж (!!!) пять человек. Хотела взять еще и ту девочку, телефон которой просила у меня. А она отказалась. Людей, блин, с четверками уговаривают, а у меня все (!!!) пятерки, и что? А Л.М. взяла помимо меня еще одну. Учились вместе. Помню (зачеркнуто) Как-то она (зачеркнуто) Ладно, не буду писать о том, на какие оценки она училась, но пока она Л.М. не сдавала свой черновик работы, Л.М. и мою работу не торопилась смотреть. График получался такой: сижу, пишу недельку, сдаю. Три месяца жду, пока Л.М. проверит. Потом снова за недельку пишу что указано исправить, и снова месяца три жду вердикта... Причем исправить надо в основном точки и запятые. Л.М. когда-то была училкой русского... Помню, как-то она попросила меня помочь ей на ее старом компьютере с таким монитором - "пушкой" кому-то электронное письмо отправить, у меня клавиша Shift туго нажималась, из-за чего абзац я начала писать не с большой, а с маленькой буквы. Прежде чем успела стереть первую букву и заменить ее заглавной, я прослушала лекцию на тему своего сумасшествия и необходимости лечения в психушке, потому что предложение пишу с маленькой буквы...
***
Сегодня поехали в другой город на конференцию. Я, та вторая аспирантка, Л.М. и ее докторант (потому что на его машине). Где-то на трассе нас останавливает гаишник. Превышение скорости вроде как. А докторант этот юрист какой-то. Ждем мы, ждем в машине, а его все нет и нет. Я уж думала - все, повязали нашего водителя-докторанта. Ан нет, через полчаса возвращается. Довольный. Едем дальше. Оказывается, разговор состоялся примерно такой:
- Хорошо, если я и правда превысил скорость, штраф заплачу. А Вы предъявите мне документик на Ваш радар - а то вдруг он нелицензионный какой-то? И в этом случае Вам тоже штраф надо будет платить в государственную кассу...
В общем, гаишник отпустил хорошего человека, да еще по рации передал, чтобы никто больше не вздумал машину с таким-то гос.номером тормозить...
Горжусь таким водителем :) На обратном пути что-то там у него с "дворниками" случилось, и Л.М. платочком ему стекло протирала вместо "дворников" пока ехали.
***
Дооолго моей научной руководительнице было некогда проверить очередной черновик. В конце года Л.М. гневно требует принести в распечатанном виде всю литературу, все тексты, которые я прочла по теме за прошедшее время. А у меня реально один список названий статей, сайтов и книг на несколько десятков страниц . Ну, я догадываюсь откуда ветер дует - видимо, та, вторая аспирантка, пару страниц всего прочла и распечатала... Хотя... ее диплом почти совпадал с темой диссера, и планировалось просто дописать немного, чтобы защититься.
***
Перед новым годом где-то из СМИ узнала про мужика, который в новогоднюю ночь решил пробежаться по лестницам своего подъезда, и весь год потом бегал по работе - ведь бытует мнение, что как Новый год встретишь, так и проведешь. Ну и я решила соригинальничать - включила все, что могло работать как радио и издавать звуки, ходила по комнатам, и слушала бой курантов. В общем, после этого уже в начале года выяснилось, что мое исследование будет состоять в том, чтобы доставать начальников и чиновников с глупыми (зачеркнуто) интере (зачеркнуто) разными вопросами. Вот с февраля и бегала, бегала, бегала... Спрашивала, спрашивала, спрашивала... Интересно, когда "достаешь" какого-то насяльника, и он начинает свою новую фразу со слова "уважаемая". Но звучит оно так, будто он посылает тебя далеко, глубоко и изощренно. Другому приятно выговориться. Третьему не западло рассказывать что-то три часа подряд, но - никаких диктофонов!
***
Исследовала я, кстати, людей, без разрешения Л.М. То есть она сказала, чтобы я пока не торопилась, вот она сейчас сядет и подумает над моими заготовками вопросов, а пока не рыпайся, мол. Ждала так полгода, потом провела исследование за месяца четыре, отрапортовала, мол, результаты есть, причем интересные.
- И с тобой кто-то разговаривал? - удивилась Л.М.
Еще как разговаривали... Даже чуть не подружились с кем-то. Принесла отчет. Она прочла, подивилась, дала добро. Интересно, а если бы так и ждала момента, когда она наконец посмотрит мои вопросы и "подумает" над ними?
***
Приятна поддержка друзей, которым пишешь: "ой, чего-то я ленилась сегодня диссер писать...", а они в ответ что-то вроде "розог тебе надо!" Любовь, забота и внимание - это такой стимул :) Помню, что когда пошла брать свое первое интервью, то зашла в магазин, а там была единственная (!!!) коробка редких тогда и любимых (тоже тогда) конфет. Я расценила это как благоприятный знак. Голова, правда, трещала невозможно. Зато настроение повысилось. А тут фигня получилась: закрыли ученые советы, по которым писались наши диссертации. Крокодил не ловился, кокос не хотел расти... И вроде уже диссер написан, но... никому он не нужен! Сейчас... И вот как-то выхожу, иду по улице, и слышу колокольный звон. Да, попала в то время и в то место, где могла это услышать, но... для меня это как благоприятный знак, не раз уже замечала. Вот и тут... буквально на днях после выяснилось, что советы снова открывают, можно готовиться к непосредственной защите. Правда, надо переделывать всю работу. Потому что советы открылись, но ДРУГИЕ. Ощущение, наверное, как резкий поворот на трассе под прямым углом на бешеной скорости.
***
Не знаю, сколько конвертированных "спасибо" подарила вторая девочка (ее научный руководитель - наша "пропускающая" профессорша), идущая со мной в один день на защиту, рецензентам и оппонентам, но Л.М. мне строго-настрого запретила им что либо давать кроме диссера (а конвертированные "спасибо" дать ей лично в руки - она сама, мол, передаст от меня "приветы"). Неделю назад, кстати, Л.М. сказала, что "в четверг пойдет к декану и договорится" о времени, дате и чем-то еще, четверг прошел, известий никаких, каким-то образом нахожу номер декана, звоню ему, успеваю на одном дыхании примерно в пять секунд спросить про "время, дату и чего-то еще", он буркает про то, чтобы подошла завтра, а потом заливается руганью на тему вообще факта моего звонка. Чувствую себя щенком, который комочком-клучочком отброшен взрывной волной. Ничего... Хуже было бы начинать с фраз типа "извините, Вы можете сейчас говорить? Мне нужно обсужить один вопрос, можно спросить, да?" Бесполезное и ненужное, имхо. Почти ночью через пару дней звонит Л.М. и говорит мне, чтобы я позвонила такому-то такому-то. Оказывается, это не она его нашла, а "бросилась в ноги" зав.кафедрой и попросила его найти кого-нибудь в оппоненты (ну да, все эти вопросы решает научный руководитель, а не аспирант). В итоге на защите я имела оппонента, которого имела. Точнее, он нас имел. Итак, выступает девочка до меня. "Бла-бла-бла" Выходит оппонент, и начинает: "Ой, какое выступление, какие перышки, какой носок, и ангельский и текст, и голосок, пой, светик, не стыдись, что ж, милая сестрица, ведь в диссере ты просто мастерица, прям местная жар-птица, а замечание лишь - что в список литературы не вписала все свои методички и статьи". Короче, облизал словесно с головы до ног.
А мне до начала представления Л.М. распечатанную речь моего оппонента притащила посмотреть. А там - разнос такой, что почти расстрел. И вот слушаю я соловьиные трели оппонента первой выступающей, и думаю: "Неужели у него рот откроется говорить то, что тут напечатано?"
По сути, конечно, ничего серьезного, но всегда можно доказать, что черное - это белое, и наоборот.
- Нет, наверно не посмеет, - думаю я все более уверенно, слушая докладчика.
Но мой оппонент оказался упрямым (и я даже догадываюсь почему... Мое "спасибо" ему еще не долетело... Моя Л.М., видимо, по скорости решила переплюнуть почту России...)
А после первых слов моего оппонента, зато, проснулись все те, кто успел заснуть на защите предыдущей девочки.
- Вы, голубушка, элементарных вещей не знаете! - буквально были его первые слова. - И Ваша работа - вроде какая-то новизна там есть, но она вообще нужна ли?
Дальше было шоу, дальше был экшен. Дальше была словесная порка. Или поединок. Многие открытия, сделанные раньше, претерпевали подобный "разнос". Даже сам Билл Гейтс в 1980-х годах сказал, что 520 Кб вполне будет достаточно каждому (да, у меня вырезка из газеты сохранилась где-то).
Дальше ничего не помню - наверно, так на автомате действуют бойцы в драках - тело (язык) само знает как действовать, очухиваешься уже на результате. "Очнулась" только на фразе, когда декан в конце с восхищением подытожил: "Вот это была - настоящая защита".
Надо сказать, что пару месяцев назад один мой "неординарный" начальник очень хотел, чтобы я уволилась, чуть ли не приказал писать заявление по собственному желанию, а иначе, как он пригрозил - "не сможешь защититься вообще в городе". Хорошо что над этим начальником были свои начальники... в том числе и те, которые когда-то лично помучились под его руководством... Так что не хочу быть параноиком, но одна мысль о том, откуда взялся этот оппонент, промелькнула. Хотя, думаю, чушь это все, он просто так грозился, на понт брал...
После защиты оказалось, что мой оппонент сделал какую-то опечатку в отзыве, так что мне надо было позвонить ему и попросить исправить документ (а заодно и всю структуру текста отзыва).
Л.М. устроила истерику на тему того, что оппонент - это почти священная корова, так что чтобы позвонить ему - речи быть не может. Но фишка в том, что у него какое-то военное звание... И, видимо, по особенностям своей профессии, любит на крепость проверять. То есть сначала отдрючил, а потом... В общем, когда я, непослушавшаяся Л.М., в полуобморочном состоянии от услышанного о его неприкасаемости, сказала "алло", трубка меня обласкала и вылизала примерно в два раза лучше, чем когда ту, первую девочку, в день нашей защиты, "обласкал" ее оппонент. Интересно изучать психологические портреты разных профессий. Как они испытывают человека. За что уважают. Что ценят. Опечатку он, конечно же, исправил. И структуру отзыва переделал. Л.М. после этого со мной долго не решалась говорить...
***
Да, вторая девочка, которая была со мной в аспирантуре у Л.М., так и не дошла до защиты. Докторант, который тоже был у Л.М. и возил нас на конференции в другие города (а Л.М. ему платочком вместо неработающего "дворника" стекло протирала), тоже до сих пор не защитился...
***
Есть легенда, будто кандидат наук - это прям ваще. Ага, конечно... С учетом того, что многие покупают себе работы и дипломы, на каком лбу написано - сам делал или купил? Может, я бы даже больше уважала бы себя, если бы именно купила диссер, а не делала его? Ведь результат тот же. Так что похвала от Вас в комментариях мной будет скорее расцениваться как "лохушка, которая до сих пор не знает жизни и переходит дорогу только на зеленый свет, кушает за маму, папу, тетю и дядю, ну и какая там еще идея из Советского Союза шла? Идея типа "октябрята - примерные ребята"? Тьфу!... Лучше буду хвалить себя за то, что сэкономила столько денег вместо "покупки" диссера плюс еще заработала, получая стипендии в аспирантуре и получив наконец документ, позволяющий иметь надбавку к зарплате. Пожалуй, это действительно хорошо.