Коммунистическая жертвенность

Сергей Полянский
     Мужа бабушкиного, нашего деда по отцу, забрали на фронт в самом начале войны, но, очень скоро,  по тяжелому ранению  демобилизовали. Не многим  так повезло тогда, чего греха таить, как бабушке, и выходила она мужика, отпоила молоком. Здоровый был мужик, здоров во всем, по словам бабушки на месте не сидел, до всего было дело, за все брался, все ему было интересно. Любил соответственно покушать, с одним яйцом, мог съесть половину буханки хлеба!
    Что интересно, когда он собирался жениться на бабушке, то высказывал опасения своей матери о том, что бабушка будет его поколачивать! На тот момент был он еще молод и не в силе, бледно смотрелся на фоне невесты. Но, по словам бабушки, уже через пару лет после свадьбы, набрал рост, вес и силу.
      Мужиков в деревне было мало, воевали в основном, и его определили в управляющие.  Коллектив был женский, по мужской  ласке соскучившийся, и мой дед, которому тогда не исполнилось и сорока  лет,  не устоял,  видимо, перед очевидным  соблазном, и в связи с этим думаю, что родных дядек и теть,  у меня в этой жизни  гораздо больше!
     Бабушка, вполне понятно, не захотела с этим мириться, повоевала с дедом,  как могла, но, видя очевидную бесполезность  попыток, написала куда следует. Суть ее письма сводилось к тому, что здоровый мужик ведет себя аморально, пьет,  работает плохо, уклоняется от фронта, а там кровь проливают и все в этом роде! Деда вызвали на пере комиссию, и  признали годным по всем статьям.
   Мой отец, 14 ти лет, встав на сторону матери, подкараулил  своего отца,  выходящего утром от очередной зазнобы, выстрелил ему  в спину из ружья. Деду повезло в тот раз, патрон отец снарядил сам и вместо дроби были нарубленные гвозди. В больнице деду убрали гвозди из  под  кожи, и поехал дед вскоре  на фронт, уже под настоящие пули.
Правда при этом дед успел и бабушке «смастерить» девочку Женю, но прожила она не долго, всего 4 года.
   Деда  забрали на  фронт  во второй раз, и в конце 1944 году пришла похоронка,  был убит 26- го октября 1944 года. Похоронен  под Кенигсбергом, деревня  Йоджен, в общей могиле.
    Поговаривают, что когда деда увозили второй раз, бабушка бежала за полуторкой, проклинала  деда, желала ему скорейшей смерти!Да и не могла видимо по другому тогда, патриотическое воспитание обязывало. Сама атмосфера нетерпимости к тунеядству, членство в КПСС, да и извечное "что соседи скажут"-не оставляли бабушке других вариантов поведения с загулявшим мужем! На его легкомысленном фоне бабушка работала как вол, как ломовая лошадь, и очевидно ждала и от мужа аналогичной отдачи.
      Страна советов, как могла, отмечала ее, стимулировала этот каторжный по сути труд, бабушка была награждена 6-ю медалями, ее портрет висел на доске почета  ВДНХ в Москве, на всех собраниях ее всегда выбирали  в президиум, постоянно что-то дарили к различным датам.               
      Если мероприятия проводились в городе, за ней приезжал автобус и привозил обратно. По такому случаю, она доставала свое вишневое платье с квадратными пуговицами, брызгалась одеколоном  Кармен, становилась такой статной и где-то монументальной.
      Повзрослев, я помогал ей писать  доклады в случаях ее выступлений с высоких трибун. Но, читать по бумажке бабушка не умела, и, как правило, не дочитав и страницу, бабушка отодвигала листок в сторону, и дальше шел сплошной экспромт про работу, про успехи с надоями молока на ферме, где она работала бригадиром, про борьбу за мир во всем мире, происки капиталистов и про Горемыку (Громыко), который все силы этому  отдает.… Любила читать, выписывала несколько газет, смотрела по телевизору все партийные съезды, приобщала меня, как могла к политике. Помню, очень обрадовалась, когда я в 10 лет, ответил ей, что такое США.
     Восемь лет, 8-е января, день рождения, днем прыгали со второго этажа строящегося общежития в снег, приземлился  не удачно, под снегом лежала большущая железяка. Сразу перехватило дыхание, и домой друзья мальчишки привезли меня на санках. Бабушка подняла меня на руки, покрутила, спросила, где болит и с вердиктом, что все заживет, как на собаке, положила на печку отлеживаться. А уже вечером поднесла рюмку браги, сказав, что сегодня можно, что день рождения.
     Этих дней рождения много потом было, надеюсь, что еще много впереди, но та рюмка как первый поцелуй с Люсей  Отмаховой, соседкой по бараку. Ее значение не как первый алкоголь, это первый отмеченный мне день рождения. В  дальнейшем бабушка умудрялась всегда быть на ноздрю впереди всех, именно она подарила на 12лет наручные часы, на 13 у меня появилась нейлоновая белая рубашка, ровесники  меня поймут, в 14 она подарила мне костюм. Нужно было видеть ее глаза, когда я его примерил! Она  держала ладонь в ладони,  долго смотрела и в конце сказала, что сейчас не помешала бы шляпа. Тема шляпы часто всплывала в разговорах, уж очень ей хотелось меня видеть в ней.
     Ее личная жизнь прошла не очень удачно, хотя и не факт, как посмотреть еще. За свою жизнь бабушка рожала 11 раз,  это почти хроническая беременность и жаль, что шляпы действительно нет, ее нужно было бы снять! На старой фотографии, последний ребенок бабушки, девочка Женя, она умерла в 4 года, остальные умирали еще  моложе, а в  живых остались двое, наш отец и его сестра Полина, наша тетка.   
  О причинах такой смертности сейчас судить сложно, но думаю, что главная причина, это отсутствие времени на элементарный уход. Мужики на войне, бабы на работе, дети без  пригляду и надзора.  По рассказу самой бабушки: « Прихожу домой с работы, а он бедный (ребенок) сидит  грязный, весь измазанный в своем дерьме, выковыривает из него (дерьма), полупереваренный горох и ест!!»               
  Сейчас сложно обсуждать ее поступок относительно мужа, отца ее детей, опоры на тот момент по жизни, но видимо сыграла перековка, которой она подверглась в зоне во время отсидки, отсидела год за колоски, да и характер был, будь здоров!  Видимо семена перековки упали в благодатную почву, иначе,  зачем  были  эти  крайности во взаимоотношениях!?
     Вот уж и не знаю, повторила ли бы бабушка свой «своеобразный подвиг» в 60 лет? В начале войны ей было 33 года, обстановка в стране не оставляла место компромиссам. А уже в ее 60 лет,  она прочитала мне очень поучительную историю про семейные взаимоотношения, которая шла в разрез с ее убеждениями времен войны.
     Я, на тот момент, был уже молодым мужем, и уж и не знаю по какому поводу, но бабушка, выказала  мне свое  недовольство,  некоторыми аспектами моего поведения с Галиной, что-то ей не понравилось: « Будь с ней помягче, терпимее, старайся понять»- наставляла меня бабушка: «Не забывай при этом, что женщина щипком живет»
    «Это как щипком, что это значит?» - спросил я, для меня это было совсем не знакомое выражение, но  тут  бабушка неожиданно что-то задумалась надолго, видно было, что на нее нахлынули воспоминания, и они были не вчерашнего дня!
    «А вот представь ситуацию» - наконец  сказала она: «Загулял ты на всю ивановскую, три дня дома не появлялся, а дома жена, дети сопливые, скотина во дворе!» - бабушка сделала паузу, давая мне время лучше представить ситуацию.
    «И вот  появляешься ты, с большого похмелья, весь в помаде, в чужих трусах, картина,  конечно, та еще!!!» - бабушка при этом, очень  внимательно, словно заглядывая внутрь, смотрела на меня.
  И что дальше - спросил я.
   «И вот стоишь ты на пороге, а жена, делая вид, что не видит,отвернулась, детям кашу варит, помешивает что-то там в кастрюле, злая как черт на тебя», - в глазах бабушки явно проглядывалась потаенная грусть.
  А ведь тебе же мириться нужно, вот как здесь быть!?-бабушка опять, словно вспоминая прошлое, как по какой-то внутренней подсказке, излагала свою мысль и  и опять посмотрела на меня.  Я же  в этот момент усиленно ломал голову, пытался спрогнозировать  развитие данной ситуации, но то, что сказала бабушка, повергло меня в легкий шок!
    «Обязательно нужно»- сказала бабушка: «Что бы жена увидела краем глаза твою виноватую физиономию, и только после этого нужно потихоньку, осторожно к ней приблизиться, желательно со стороны занятой руки, нежно  поцеловать в шею и легонько так ущипнуть за мягкое место.
    «И что потом?»- спросил я
    «А потом можно уходить еще гулять, хоть на неделю, злится на тебя она не будет, ты уже прощен авансом на перед!» - как-то грустно и со вздохом произнесла бабушка.
   Вот так, и не меньше…!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!