Шедевр Микеланджело. Пьета

Алина Алексеева-Маркезин
 "Пьета" или "Оплакивание Христа" 1498-1500гг.Микеланджело.

       Это прекрасное мраморное изваяние остаётся до сих пор одной из наиболее известных скульптур в истории мирового искусства.Группа «Оплакивание Христа»и по сей день находится в соборе Св. Петра в Ватикане в первой капелле справа.

         Договор со скульптором был заключен 26 августа 1498 г.,заказчиком был французский кардинал Жан Билэр.Он заказал её для своей гробницы.  В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

          Согласно контракту мастер обязывался выполнить работу за год, и получал за нее 450 дукатов. Закончена работа была около 1500 г., уже после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет.
           В договоре сохранились слова поручителя, который утверждал, «что это будет наилучшее произведение из мрамора, существующее в наши дни, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше».


        Молодая Мария изображена с мёртвым Христом на коленях.Взгляд Марии не настолько печален,насколько торжественен.Это высшая точка творчества молодого Микеланджело.
              В образе Мадонны юной и прекрасной,с поразительной силой передано огромное человеческое чувтво-скорбь матери по утраченному сыну.По тонкому наблюдению Лазарева"Её прекрасное лицо дышит скорбью,но в нём нет ни тени отчаяния.Гибель сына она воспринимает как  осуществление предначертанного судьбой.И горе её столь безмерно и велико,что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества."

         Она держит сына, надежно подхватив его за плечи, потом уводит взгляд к христову телу, к его лицу, глазам, мирно закрывшимся в глубоком сне, к прямому, не столь уж тонкому носу, к чистой и гладкой коже на щеках, к вьющейся бородке, к искаженному муками рту.
           Если вы внимательно посмотрите на изваяние,то почувствуете,что мертвое тело сына лежит на её коленях невыносимой тяжестью и что гораздо большая тяжесть легла на её сердце.Фигуры Мадонны и Христа соединяются в неразрывное целое.

             Движение Мадонны полно естественности и строгости,её склонённая голова,прекрасные черты скорбного лица мы видим в обрамлении мягких складок покрывала.Выразителен вопрошающий жест её левой руки.В нем и отчаяние и вопрос.Она словно отказывается верить в непоправимую утрату.Каскадом спадают складки её длинной одежды.И ритм этих складок подчёркивает изгиб неподвижного тела Христа.

                Биограф Вазари писал:«И недаром приобрел он себе славу величайшую, и хотя некоторые, как-никак, но все же невежественные, люди говорят, что Богоматерь у него чересчур молода, но разве не замечали они или не знают того, что ничем не опороченные девственники долго удерживают и сохраняют выражение лица ничем не искаженным, у отягченных же скорбью, каким был Христос, наблюдается обратное? Почему такое произведение и принесло его таланту чести и славы больше, чем все прежние, взятые вместе» Вазари.

               После установки этой скульптуры стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. Имя доселе неизвестного молодого скульптора прогремело по всей Италии и большей части Европы. Гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы в различные школы и академии, так велико было совершенство в отделке мельчайших деталей.


           Сейчас эта статуя находится под стеклом.После того,как в 1972 году геолог Лацло Тот, принялся крошить статую молотком и отбил несколько частей мрамора.На вопрос,зачем он это сделал,преступник ответил,что такую красоту мог создать только дьявол и ей не место в храме.

 
                Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. После того, как скульптура была установлена в находящейся в Соборе Святого Петра капелле девы Марии, он часто приходил полюбоваться своим творением.

               Однажды, став невольным свидетелем разговора двух зевак об авторстве скульптуры, которое они приписывали миланскому мастеру Гоббо, Микеланджело решил подписать свою работу. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».
 
http://maxpark.com/community/6782/content/949598