Граница, разделяющая Канта и Гегеля, в теории позн

Александр Федотов 4
Граница, разделяющая Канта и Гегеля, в теории познания.

А.В.Федотов

  Граница, разделяющая Канта и Гегеля, в теории познания.

А.В.Федотов

  Граница взята нами, как разделяющая познание на уже познанное и перешедшее в абсолютное знание и познаваемое, как стремящееся к своему пределу существенное в  непосредственном, которое выходит за предел одного нечто к иному нечто  определяя себя в новом качестве формы и содержания, а следовательно являются теперь  нам, как объекты  нового знания в определенности содержания или предпосылочного знания и самопознания.
Кант в своей философской системе  утвердил, положение о том, что  вещь-в-себе, как объект познания недоступна  познающему разуму - сознанию, находящемуся по ту сторону существующего или является  внешней к от этой вещи и требуется трансценденция , что то же самое переход к свободному от вещей сознанию. Последнее как Я (свободное сознание) первично по отношению к этой вещи и только оно и познает, что истинно, а что нет – это типичное утверждение для всех видов субъективного  идеализма. Общее, неопределенное и многообразное различается моим субъективным и свободным сознанием.  Следовательно, только Я отделяю от себя от многообразного и неопределенного в вещах, внешне  существующих от меня, познание их как внешние для меня. И в этом переходе Кант совершает логическую ошибку. Он делает вывод  о том что, следовательно - истинно то, что рефлектировано в себя и тождественно вещи-в-себе и только оно и есть истинное содержание являющихся нам определенностей.
 Гегель идет дальше и указывает на то что здесь знание подошло  к пределу, за которым открывается другая картина логического перехода в новое наличное бытие которое  содержит также как оставшееся «по ту сторону» моменты  в-себе-бытия и до перехода в иное, до его различения и определения представляет пустую абстракцию и о ней действительно ничего нельзя знать и как предполагаемая она неопределенность - чуждая рефлексии и определенности - она к ней безразлична. И эту-то чуждую рефлексию трансцендентальный идеализм принимает за вещь –в-себе, которую нельзя познать. И это так на самом деле, но это незаконченная логическая рефлексия. Она не переходит  за предел конечного этапа познания. Она у субъективных  идеалистов вечно барахтается в своих бесконечных поисках форм познания, ограниченных пределом конечного и абстрактного абсолютного.  Гегель переходит этот предел и находит бесконечное, возвращающееся к конечному как к сущности уже познанного и которое теперь в себе самом основа для такого перехода  - вещь-в-себе в ее непосредственности и противоположенной  внешней уже теперь рефлексии в иное, рефлексии, не перешедшей еще в познание и потому снова вещи-в-себе не определившей себя еще как само познающее  Я. Этот бесконечный процесс познания -перехода их друг в друга, где выявляется два новых момента уже теперь субъективного познающего Я и познаваемой вещи-в-себе и является тем становлением нового понятия которому Кант не определил место в своей системе и логика диалектики, таким образом была упущена, как непрерывно  переходящая за этот  предел становления уже  познанного и непознанного еще, но возможного(sic!!!) для познания.
Этого и не достает философии непознаваемости мира (agnosticisms)она – эта философия не делает этого прогрессивного шага логического мышления, оставаясь во власти абсолюта- вещи-в-себе, которая  по эту сторону конечной уже истины стала преходящей –( пустой и неопределенной) и оставив только объективную возможность положенного или  только  моменты в-себе-бытия в новом становящемся наличном бытии. Долженствование перехода уже было видимостью сквозь это становление бытия, но Кант его не увидел не смог или не захотел   для движения и развития вперед познания. Этого не сделали и неокантианцы. Гегель здесь заключает так :"Главный же недостаток...... этой философии состоит в том, что она упорно держится абстрактной вещи-в-себе как некоего последнего определения и противоставляет вещи-в-себе рефлексию или определенность и многообразие свойств, между тем как на самом деле как сама вещь-в-себе имеет по существу своему эту внешнюю рефлексию в самой себе и определяет себя как вещь, наделенную собственными определениями, свойствами, благодаря чему абстракция вещи - быть чистой вещью-в-себе - оказывается неистинным определением. (Наука Логики т.2  Раздел второй. Глава первая. Существование.  с.116-123.)
 
Примечание:Трансценде;нтный лат. transcendens — выходящий за пределы.



16 марта 2015 г.                г. Несебър.  Болгария.