Анатолий Мармазов
Каин и Авель. Икар и Дедал. К этимологии имен
КАИН И АВЕЛЬ, в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель – первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека» (Быт 4:1), а также со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание).
Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин – земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата.
Энциклопедия «Кругосвет»
Если мы «пороемся» в санскрите, более древнем, чем «древнее еврейское государство», то, неожиданно, обнаружим, что слово «kana» там означает «зерно, хлеб», а слово «avi» - баран, что в точности соответствует профессиям библейских братьев Каина и Авеля, а также их именам. Недоверчивые люди могут счесть это за простое совпадение, но – вот беда! – в том же санскрите есть слова «ka» - солнце , «ina» - сильный, крепкий, могучий, солнце и «in_g» - идти, двигаться, которые, в качестве составных частей могут входить в имя «Каин», а заодно, и в слово «kana» - зерно, хлеб. «Хлеба» же, как известно, в своем росте стремятся к солнцу и очень от него зависят. Таким образом, в притче про Каина и Авеля есть не только откровенная неприязнь скотоводов-евреев к оседлым земледельцам, что могло вылиться и в клевету, но также зашифрованный выпад против тогдашних солнцепоклонников, которыми, скорее всего, являлись и земледельцы. Они не пощадили при этом даже кузнецов, назвав их «каинами»,- и все из-за того, что кузнецы поклонялись Баалу – богу солнечного света и подковывали лошадей, светлые из которых служили символом Солнца, а темные - мрака. Определенные параллели с библейским сюжетом о Каине и Авеле просматриваются в той части древнегреческой мифологии, которая повествует о том, как молодой Икар со своим отцом Дедалом (санскр. «tаta» - отец), приделав крылья, совершили побег с острова Крит. С весьма печальными последствиями для Икара. Если слово «avi» в санскрите означает «баран», то слово «vi» переводится как «птица» (латинское «avis»). То есть, в латинском слове появляется буква «а», которая связывает не только «птицу» с «бараном»,в качестве жертвоприношения,- но и "крылатого" неудачника Икара, пытавшегося «достать» до Солнца, со скотоводом Авелем, жертвой спора с Каином-солнцем. Удивительно, но обе эти истории, возможно, имеют свой исток в том же санскрите, где «kheli» - игра, шутка, птица, солнце, а «kаla» - смерть (сравните: околеть). В этих словах заключен глубокий философский смысл, указывающий на недопустимость любых «шуток» с Верховным божеством. Возмездие будет неотвратимым. При этом, имя «Авель» можно связать не только со словом «avi» - баран, но и со словами «bali» - жертва (с чередованием «в» и «б», сравните: Варвара – Барбара) и «vilaya», «vilаpana», которые, как и слово «kаla», означают «смерть» (откуда славянские «вилы» - умершие девушки с крыльями). Таким образом, «Авель» - это «жертвенный агнец» в понимании древних евреев-скотоводов, сочинивших эту историю про «мерзавца» земледельца и «невинного агнца» животновода. Возможно, это следствие естественного конфликта из-за земли. Одним она была нужна для посева, другим для выпаса скота. Что касается имени «Икар», то оно может восходить к санскритскому слову «kаla» - смерть, к которому, возможно, восходит и русское слово «кара» (с чередованием «р» и «л», сравните: санскр. «sur» – солнце и западноевропейское «sol» – солнце). Первая часть имени «И» в санскрите имеет значение: «i» - идти, отправляться, приходить, достигать. Таким образом, «Икар» - идущий к смерти, - которой, в итоге, он и достиг. Правда, в санскрите есть слово "kara" - рука, делающий, производящий, а в русском языке есть устойчивое выражение "карающая рука", - но, тем не менее, Икар известен, в первую очередь, своей необычной "карающей" смертью. Таким образом, "Каин" и "Авель", "Икар" и "Дедал" - это не просто имена, а имена "говорящие".