Татьяна Доронина Я не очень-то верю в судьбу...

Лариса Оболенская-Азбукина
В сентябре 2013 года исполнилось 80 лет Народной артистке СССР Татьяне Васильевне Дорониной. Биография этой красивой и умной женщины удивительна. Первый раз втайне от родителей в возрасте 14 лет Татьяна уехала в Москву для поступления в Школу-студию МХАТ. И поступила! Но в связи с тем, что аттестата об окончании средней школы у нее не было, пришлось ей вернуться в Ленинград и доучиться. А после окончания школы Татьяна поступила во все московские театральные ВУЗы. Но выбрала классическую актерскую школу – Школу-студию МХАТ. Талантливую девочку ставил в пример ее руководитель Павел Массальский, а Илья Вершилов просто боготворил ее. Вместе с ней на курсе обучались Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и Олег Басилашвили.
Татьяна покорила своей красотой на курсе все мужские сердца, но она была горда и независима. Ее даже разбирали на студийном собрании, хотели стипендии лишить и как всегда в то время объявить по комсомольской части выговор. За примадонство! И все-таки Олегу Басилашвили удалось покорить ее сердце своим обаянием. Бурный роман завершился свадьбой, которую сыграли в квартире жениха.

После окончания в 1956 году Школы-студии МХАТ Татьяну Доронину пригласили в несколько театров. А Басилашвили взял Сталинградский драмтеатр. И преданная Татьяна отправилась вслед за супругом. Ни ролей, ни перспектив в театре не было, и супруги вернулись в Ленинград.

Молодым супругам удалось устроиться в Театр имени Ленинского комсомола. Жилья не было и несколько месяцев они жили в грим-уборной театра.

Талантливую актрису вскоре заметил художественный руководитель БДТ Георгий Товстоногов и пригласил ее в своей театр. Это было в 1959 году. Одним из условий своей работы в театре Доронина поставила зачисление ее мужа в театр и предоставление ему роли в первой постановке театра. Условие было принято. Уже в тот период проявились волевые качества актрисы.

По словам Виталия Вульфа об одной из первых ролей в спектакле "Варвары" "Доронинская Надежда жила в вымышленном мире… Аскетизм выразительных средств усиливал содержательность внутренней жизни. В ее медлительности была энергия, в нелепости - что-то пугающее и дремучее… Голос и манера завораживали." После этого спектакля пришла слава. И актриса стала получать исключительно главные роли.

Простая девочка из рабочей семьи, с мягким характером и огромным талантом, мало знающая в то время, но безумно любящая театр, стала меняться, может быть даже под влиянием театра. Басилашвили и Доронина расстались через 8 лет.

Театрального критика Анатолия Юфита поразила Доронина на спектакле. И вскоре он стал ее вторым мужем.

В 1966 году Татьяна оставляет БДТ (о чем десятки лет спустя пожалела: "Уход из БДТ - это моя ошибка. Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар"). И после ссоры со вторым мужем Юфитом переезжает в Москву во МХАТ им.Горького, но уже с третьим мужем - драматургом Эдвардом Радзинским. Талантливый драматург был влюблен в актрису, сумел покорить ее сердце, и написал множество пьес о любви для жены.

О сложном характере Дорониной говорили уже в то время, но актриса сохранила добрые отношения не только с Радзинским, но и со всеми своими мужьями. Четвертым мужем был актер Борис Химичев, с которым она познакомилась на съемках фильма "Еще раз про любовь…" Доронина и Химичев оформили официально свои отношения в 1973 году. Обоим было по сорок лет, опыт семейной жизни остался в прошлом, они просто пошли в районный загс и расписались. Скромное застолье, в роли посаженного отца - Андрей Александрович Гончаров, режиссер театра им Маяковского, где служили молодые. И свадебная поездка - отпуск, проведенный вдвоем на Рижском взморье.

Роберт Тохненко – сотрудник Главка нефтепромышленности - стал пятым мужем Татьяны Васильевны. Он купил садовый участок в садоводческом товариществе "Актер", а Татьяна Васильевна была председателем. В простеньком ситцевом платье, но плотно облегавшим фигуру, Доронина была великолепна. Они сначала вели вместе дачные дела, потом начали совместную жизнь. Когда умер отец Татьяны Васильевны, Роберт был рядом и поддерживал ее. Все 10 лет Роберт Дмитриевич жил только для Дорониной. Карьеру он забросил. Вечером он заезжал за ней в театр, покорно ждал, пока Актриса раздаст автографы и пообщается с поклонниками, дома готовил ужин, накрывал на стол. Супруги не ссорились из-за уборки или мытья посуды. К тому же, по словам Роберта и Татьяна Васильевна сама была замечательной хозяйкой.

Татьяна Васильевна воплощение женственности. И Роберт Тохненко "буквально растворялся в тембре голоса и ее ласках как сахар в чае…" Но… все-таки они расстались – мирно и без скандалов. Роберт и сейчас также боготворит Татьяну Васильевну за гениальность, любит, как мужчина любит обыкновенную женщину. Видимо умеет Татьяна Васильевна так любить, что ее любовь может раскрыть, поднять и исцелить! Все мужья до сих пор вспоминают о Дорониной с нежностью и сохраняют с ней добрые отношения.

В 1983 году Доронина ненадолго вернулась во МХАТ к Олегу Ефремову. Несмотря на сопротивление противников принятия ее в театр! Татьяна Васильевна оказалась втянутой в конфликт, а в 1987 году произошло разделение театра на МХАТ им.Горького на Тверском бульваре и МХАТ им.Чехова в Камергерском переулке. Театры возглавили Доронина и Ефремов соответственно.

Случилось так, как случилось. Сначала театр распался на две половинки, потом и СССР исчез. Ни погоревать, ни порадоваться. А великой актрисе страны пришлось освоить функции художественного руководителя и постановщика.

…Дверь около шести часов вечера открылась и в комнату вошла Татьяна Васильевна. Стройная, тщательно уложенные волосы, прекрасный макияж подчеркивал красоту ее лица. "Здравствуйте" - тихим мягким голосом произнесла руководитель МХАТА им.Горького. Ее негромкий голос уникальный. Он завораживает. Невольно все встали. "Представьтесь, пожалуйста", - попросила Татьяна Васильевна. Она внимательно смотрела на сотрудников. И через 5 минут ушла готовиться к спектаклю. А мы долго не могли успокоиться.

Доронина приезжала в театр утром и уходила за полночь. Репетиции, подготовка к спектаклям.

Игра на сцене. Чтение пьес. Встречи с авторами пьес. Невольно вспоминается монолог Татьяны Васильевны в фильме "Старшая сестра": ""...Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?"

Благодаря Татьяне Васильевне Дорониной 160 актеров "мхатовцев"" не остались на улице под открытым небом. Именно неукротимый характер Татьяны позволил отстоять здание, сохранить труппу и выпускать спектакль за спектаклем. Основные классические произведения продолжают радовать публику и пользуются популярностью у театралов.

Конечно, все смотрели знаменитый фильм "Еще раз про любовь…" Песенку в исполнении Татьяны Дорониной "Я мечтала о морях и кораллах,…" пели везде, во дворах под гитару, в походах, дома на вечеринках. Лично мне больше нравится фильм "Мачеха", в котором Татьяна Васильевна очень точно передала искреннее материнское чувство любви и терпения к осиротевшей девочке. Она словно чувствовала боль маленькой девочки, "у которой кроме маленькой карточки ее мамы никого нет". "Три тополя на Плющихе" - здесь Татьяна Васильевна игрой воплотила образ своей мамы: "ее манеру говорить, петь, ее открытость, доверчивость и самоотрешенность"…

Путь на вершину славы покрыт камнями зависти и интриг, такова участь талантов. Свою состоятельность Татьяна Васильевна доказывала и доказывает работой. Ее героини – сильные и властные женщины. Да она и сама - самая большая актриса - стала жестким лидером. А как же иначе в настоящее время!

Что еще мне хочется добавить… Это ее чуткое доброе отношение к сотрудникам, конечно в первую очередь к актерам. Она трепетно относится к старшему поколению актеров. Ценит в людях верность и трудолюбие.

— Я не очень-то верю в судьбу, — говорит Татьяна Васильевна. — Я в большей мере верю в то, что существует Создатель, Господь Бог, и надо делать все, чтобы ему понравиться. На большее я не претендую.

Татьяна Васильевна очень любит читать книги. Она великолепно читает стихи. Она обаятельна и женственна, стильно одета, ведет замкнутый образ жизни. Она не просто любит и служит театру. Она живет театром.

Пресса после раздела театра создавала долгое время образ очень резкой особы. Мне же довелось увидеть очень ранимую, беззащитную, красивую женщину. Татьяне Васильевне постоянно приходится отстаивать свое имя Актрисы и свои несовременные взгляды на искусство. Общение с природой и с книгами – ее любимое времяпровождение. Но это бывает только в отпуске.

Это стихотворение я посвящаю Татьяне Васильевне:

По телу дрожь от строчек рифмы,
И слово песней льется…
Господь, прими ее молитвы,
Ведь  за искусство  сердцем бьется!

Звучат слова, горят софиты,
Оркестр играет фуги Баха,
Услышь, Господь ее молитвы,
Она не знает чувства страха!

И сохрани ее в искусстве,
Дай силы ей и вдохновенье,
Оставь в награду верность чувству,
Оставь в награду озаренье!

Первая публикация: