4. наш паровоз вперед летит

Моисей Харитонов
                Наш паровоз, вперед лети,
                В Коммуне остановка.
                Другого нет у нас пути …

                (советский песенный фонд)


Глава 8  РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕТОДИКИ

Опасная идея

 Может быть, мы погорячились? Может, идея объединения не только бесполезная, но и опасная? Может, наоборот, нужно разойтись по-хорошему и спокойно жить, не мешая друг другу? Ведь мы видим, что наши попытки объединиться систематически заканчиваются провалами. Так происходит на уровне государств, и точно так же это происходит на уровне отдельной семьи. Подтверждает эту мысль тот факт, что количество разводов растет.
      Очевидно, стоит отнестись к идее объединения более взвешенно и не торопиться с выводами.

      Начнем с того, что идея единого человечества совсем не нова. Она давно занимала умы многих мыслящих людей. Хотелось бы выделить таких известных людей, как чешский педагог-гуманист, писатель Ян Коменский (1592–1670), французский палеонтолог Тейяр де Шарден (1881–1955) и естествоиспытатель и мыслитель-гуманист В. И. Вернадский (1863–1945).

      Несомненно, это еще сильно раздробленное человечество. Чтобы составить о нем представление, надо вообразить Америку или Африку, когда туда впервые прибыли белые — мозаика групп, этнически и социально сильно отличающихся друг от друга. Но уже обрисовавшееся и связанное между собой человечество.[164]

      В 20-х годах прошлого столетия появилось понятие «ноосфера» (сфера разума). Его ввел французский палеонтолог, математик и философ Эдуард Леруа (1870–1954). Эту тему глубоко разрабатывали Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский.
      Современные ученые, как и Вернадский, рассматривают ноосферу как новую, высшую стадию эволюции биосферы. Эволюция биосферы связана с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на природные (включая космические) процессы.
      Объединение человечества в современных условиях становится обязательным, в противном случае оно не сможет регулировать процессы своего взаимодействия с природой. Вернадский, по сути, говорил о тех глобальных проблемах, с которыми мы сегодня столкнулись.

==== Есть два типа проблем, затрагивающих все человечество. По темпам нарастания:

1. возникающие и нарастающие в быстром темпе – эпидемии, извержения вулканов, землетрясения, тайфуны, цунами. Эти проблемы, возникая, вызывают реакцию мобилизации на отпор. А в беспроблемной ситуации ведется спокойный мониторинг.
2. заметная медленно нарастающая проблема – перенаселенность на планете. Касается всех, но трагичный исход грозит не всем, а только более слабым.

По п. 2 необходимо объединиться всем. Объединяются в ограниченные коалиции, чтобы вырвать перспективу выживания у других. Угроза Израилю идет от альянса «Халифат». Ссылка на угрозу для всего человечества носит спекулятивный характер.

Автор и представляемая им МАК «ломятся в открытую дверь», имитируют особую озабоченность и наличие у них особой методики разрешения заботы. Интеграционные усилия с задачей регулировать влияния на природу предпринимаются, предлагаются методики подступа к решению проблем. И эти методики (международные соглашения, пропаганда) соответствуют МАСШТАБУ и ТЕМПАМ НАРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ задачи. Масштаб, на который замахиваются МАК и АРВУТ, - не обозначен. ====

Понятие «ноосфера» вызывает возражения в научных кругах, вместе с этим термины «глобализация» и «интеграция» находятся в повседневном обиходе СМИ и давно нашли свое место в словарях и энциклопедиях:

      Глобализация — активизация процесса усиления взаимосвязанности мира, всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран, различных факторов международного значения: экономических и политических…
      Интеграция — (лат. integratio — восстановление, восполнение, от integer — целый) — понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию…[165]
------------------------------

164 Шарден Тейяр. Феномен человека. М.: Айрис-пресс, 2002.
165 Энциклопедический словарь.

Глобализация и эгоизм

      Ученые говорят о глобализации как об объективном природном явлении, которое необходимо серьезно изучать.
      Американский социолог Р. Робертсон так определяет процесс глобализации:

      Глобализация — это объективный процесс компрессии (сжатия) всего мира, а также субъективный процесс углубления понимания и признания всего мира как единого целого.[166]

      О неготовности человечества к глобализации пишет Э. Киш, профессор Западно-Венгерского университета (Шопрон — Сомбатхей) и Университета Этвоша Лорана (Будапешт):

      Воспользоваться благами глобализации мешает борьба между субъектами, группами, между субъектом и группой, а также между малыми и более крупными группами. Структурная сила глобализации затрагивает все слои социальной жизни.[167]

      Глобализация превратила мир в одну большую деревню, в которой, для того чтобы выжить, необходимо не только элементарно считаться друг с другом, но и находить пути конструктивного сотрудничества и взаимодействия.

==== Если есть другие «деревни» и они угрожают, то надо быть в себе одной МОНОЛИТНОЙ деревней. Если нет, против кого надо быть единым монолитом, то можно внутри себя быть дробным.

Евреи оказываются в этой заварушке. Спекулятивность в показе угрозы нужна для того, чтобы ввести спекулятивность в обсуждение того, что делать с собою (евреями и другими) для спасительного, целесообразного поведения. Спекулятивность заключается в том, что убедив в принципиальной новизне сферы проживания, подготавливаем готовность принять необходимость принципиально нового поведения (переживания и проявления).

Раз поведение должно быть принципиально новым, то прежние знания не работают и надо внимать знатоку нового. Критика нового знания с позиций прежнего не подходит, так как прежнее знание порождено в прошлых условиях, когда не было того, что появилось принципиально новым – глобализация, нано и т. п. ====

      Вследствие череды кризисов, охвативших земной шар, мы постепенно начинаем осознавать, что теперь наша жизнь уже не будет такой, какой прежде.
      Главной причиной мирового кризиса является несоответствие между нашими взаимосвязями, основанными на эгоизме, индивидуализме, конкуренции, и новой реальностью глобального интегрального мира.

==== Спекулятивно красивые слова. Нет никакой принципиально новой реальности. В непринципиально новой конкретике повторяется в очередной раз накат одних против других.====

      Хорошо иллюстрирует сложившуюся ситуацию кризис мировой финансовой системы. Транснациональные корпорации, на которых держится вся мировая экономика, тесно сотрудничают между собой, но… на изжившем себя эгоистическом принципе — выгода любой ценой.

==== Агитационное передергивание – не любой ценой, оптимизацией многих SWOT. М. Горький в очерке о взятии Зимнего Дворца – мужики покакали в залах, даже не грабили. «Блокнот агитатора», цитатник Мао Цзэдуна…====

Если ситуация не начнет меняться, последствия могут быть самыми катастрофическими для всего человечества, поскольку, по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), транснациональные компании сегодня контролируют 70–90 % рынка товаров, услуг, технологий. Они являются главными экспортерами капитала и контролируют 90 % прямых зарубежных инвестиций.

      Однако мы «глобальны» не только в области финансов, но и в социальном, а также и в эмоциональном плане. Наши чувства влияют друг на друга настолько сильно, что способны вызывать вереницу социальных взрывов в разных странах, переходя из одной горячей точки в другую через мировые социальные сети. По словам проф. Кюнхардта, главы Европейского центра интегральных исследований, XXI век отличается тем, что соткан из бесчисленных нитей взаимосвязей, сопряженных между собой бесчисленными пересечениями.

      Н. Кристакис и Д. Фаулер в своей знаменитой книге «Связанные одной сетью» отметили, что современная технологическая эпоха поставила нас в зависимость друг от друга и тем самым сделала уязвимее.
      Выкладки специалистов — не теория. «Эпидемия» социальных протестов «эффектом домино» в течение считанных месяцев охватила Египет, Сирию, Ливию, Испанию, Великобританию, Чили, Грецию и, наконец, Израиль. Беспорядки не обошли и Америку, в том числе и финансовый центр мира — Уолл-стрит.

      Масштабность и непредсказуемость этого явления поражает. В некоторых странах это привело даже к свержению правящих режимов.
------------------------------

166 Брошюра движения «Арвут». С. 5.
167 Киш Э. Философия глобализации. http://www.socionauki.ru/journal/articles/130854/

       О чем мы не мечтаем

      То, что объединение может победить мировой кризис, уже сомнения не вызывает. Наука с этим не спорит и даже, более того, говорит, что объединение несет в себе нечто такое, о чем мы даже мечтать не можем. Об этом чуть позже, а пока поговорим об одном давнем событии, произошедшем в Англии.

      Осенью 1906 года известный английский ученый Френсис Гальтон прогуливался по сельскохозяйственной выставке, проходившей в Западной Англии. Его взгляд привлекло необычное соревнование.
      Собравшимся зевакам было предложено угадать вес выставленного на всеобщее обозрение быка. Гальтон, автор научных трудов по статистике, решил провести импровизированный эксперимент. Он провел статистический анализ прогнозов, сделанных толпой, среди которой были как фермеры, так и люди, далекие от сельского хозяйства.

      Каково же было его удивление, когда после обработки 800 записок, полученных у организаторов, оказалось, что среднеарифметический вес быка, указанный участниками лотереи, оказался 1197 фунтов, в то время, как реальный вес был 1198 фунтов. «Коллективный» результат оказался точнее, чем цифры в записках.
      Таким образом, оказалось, что интеллект группы выше интеллекта составляющих ее индивидуумов.
      По сути, этот эксперимент проиллюстрировал слова, сказанные еще Аристотелем в его книге «Метафизика»: «Целое больше, чем сумма его частей».
      В дальнейшем, многочисленные исследования этого феномена привели к открытию разнообразных явлений и эффектов:

      Синергия — реакции организма на комбинированное воздействие двух или нескольких лекарственных средств, характерное тем, что результирующее действие превышает действие каждой компоненты в отдельности.
      Сверхаддитивный эффект — способность коллектива как целого добиваться результатов гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга.
      Эмерджентность — наличие у системы свойств, которые не присущи составляющим элементам.

      В настоящее время эту тему разрабатывают такие науки, как:

      • онтология — раздел философии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности;
      • синергетика — междисциплинарное направление в науке, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах: физических, химических, биологических, экологических, социальных и других;
      • системная биология — исследует свойства сложных биологических систем, которые нельзя объяснить суммой свойств ее составляющих и др.
    
 Подытожим эту главу цитатой из книги Тейяра де Шардена «Феномен человека».

      Громадными будут силы, высвобожденные в человечестве внутренним действием его сплочения. Но не исключено, что завтра, так же как вчера и сегодня, эта энергия будет действовать несогласованно. Механическое совместное действие под нажимом грубой силы? Или совместное действие в симпатии? Будет ли человек стремиться завершить себя коллективно или индивидуально в ком-то большем, чем он сам?! [168]

==== Интеграция разрозненных способностей, устремлений – это средство сконцентрировать усилия для решения общей задачи. Задачи – ощущаемой и осознаваемой как ЦЕЛЬ. Переживание ЦЕЛИ мобилизует личностные ресурсы и повышает эффективность деятельности, проживания. Однако, цель, адекватная реальности системы «некоторое общество – природная и социальная среда вокруг общества», может порождаться только той частью общества, которая способна ощущать/осознавать свою субъектность и с этой позиции ощущать/осознавать систему. Эта часть общества (правящая часть, элита) определяет цель и трансформирует её в ИСПОЛНИТЕЛЬСКУЮ задачу для ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ части общества. От исполнителей требуется способность ИНТЕГРИРОВАТЬ свои ресурсы для лучшего исполнения задачи. При этом, в понимание системы у правящей части входит:

- понимание мыслительных и мотивационных процессов в исполнительской среде,
- владение способами трансформирования в переживаниях исполнителей доводимой до них задачи в ощущение/осознание её как СОБСТВЕННО цели, что обеспечивает концентрацию и актуализацию исполнительских усилий. ==== 
 ------------------------------
    
168 Шарден Тейяр. Феномен человека. М.: Айрис-пресс, 2002. С. 2

Каббалист

      И все-таки первопроходцами, открывшими явления и закономерности глобального мира, были именно каббалисты. Им удалось не только разработать, но и испытать методику интеграции в глобальном мире.
      Сегодня мир стал таким, как и предвидел это Авраам. Пришло время сменить изжившую себя парадигму. Объединение должно прийти на смену индивидуализма. По замыслу Авраама, первым это может и должен сделать созданный им для этой цели еврейский народ.

      Возникает вопрос. Почему каббалисты не передают свою методику народу? Кто или что мешает им это сделать?
      Оказывается, они пытаются это сделать уже давно, но пока безуспешно…

      Так, например, еще в начале 30-х годов прошлого века каббалист Бааль Сулам пытался передать эту методику. Тогда, в подмандатной Палестине, он издал одновременно три брошюры: «Дарование Торы», «Поручительство» и «Мир». В его планы входило выпустить 50 подобных брошюр.
      Как только первые брошюры вышли в свет, последовала бурная реакция. Противники каббалы из религиозной среды пожаловались на Бааль Сулама британским властям, и те, недолго думая, запретили дальнейшую публикацию. Напрашивается простой вопрос: почему такое негативное отношение?

      Дело в том, что написанное Бааль Суламом оказалось страшнее бомбы. Его статьи просто взрывают религиозные стереотипы. Он раскрыл в них суть посланий каббалистов и развеял все предрассудки и заблуждения, которые окутывают каббалу тысячелетия. Его стиль прост, ясен и часто нелицеприятен.
      Из статьи «Дарование Торы».

      …Почему дана Тора только народу Израиля, а не всему миру, в равной степени? Нет ли здесь национальной избранности?
      И понятно, что только душевнобольной может так думать. На самом деле мудрецы уже ответили на этот вопрос, сказав, что Творец предлагал Тору всем народам и на всех языках, но те не приняли ее…
      …Разве может Творец ходить с Торой в руке и вести переговоры с дикими народами?
      Это неслыханно и не принимается сердцем.[169]

      Прошло около 16 лет и первого сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Германия и СССР делят Европу. Бааль Сулам видит то, на что современники сознательно закрывают глаза — гибель миллионов. Поэтому он идет на беспрецедентный шаг: готовит к изданию каббалистическую газету. Первый номер газеты «Народ» выходит из печати 5 июня 1940 года.
      Бааль Сулам пытался объединить народ и тем предотвратить Катастрофу.

      …От всех без исключения частей народа требуется единство, нерушимое и крепкое, как сталь.[170]

==== Часть еврейской элиты пыталась быть настоящими германцами (участвовала немецкой армии в первой мировой войне, в науках, культуре, экономике), часть предъявляла себя как евреи, но продуктивные, европейски-культурные, полезные и … хорошие. Часть еврейства замкнулась в своих кругах и демонстрировала нормальное – невредное соседствование с немецким окружением. В каждой из этих частей присутствовала и разумная интеграция усилий, не исключающая конкуренцию.

Для того, чтобы выйти из сложившегося состояния и осознать надвигающуюся катастрофу, надо было подняться выше привычных вИдения и интеграционных усилий. Надо было прочувствовать и осознать свою Субъектность в масштабном ИСТОРИЧЕСКОМ  онтосе, увидеть систему своих отношений в этом ИСТОРИЧЕСКОМ  онтосе. На основе таких чувства и осознания можно было понять предупреждающие взывания Бааль Сулама и В. Жаботинского.

Интеллектуальная и политическая элита (в целом) еврейского общества в Европе не настраивала себя на такое вИдение. Тем более, не настраивала широкую еврейскую массу.
Отвлекающую и сдерживающую работу (похоже, что вполне сознательно – по самым эгоистическим деловым соображениям) в еврейской среде проводит МАК («Бней-Барух»).  И эта работа имеет интернациональный масштаб и содержание, потому что соответствует интересам правящих слоев во многих странах.

Действительная сила древней каббалы руководящим ядром МАК («Бней-Барух») осознается, но ссылка на эту силу используется только как аргумент в манипулятивном воздействии: 


"каббалист начинает … видеть явно, в чувствах и в разуме, сопоставляя между собой и те и другие области ощущения и знания, что выявляет перед ним абсолютно понятную картину действительности. То есть, постижение высшего мира, которое проходит человек, занимающийся по каббалистическим источникам, абсолютно реальное, оно повторяющееся и измеряемое. Я могу его прочувствовать, я могу его понять, осознать, измерить его параметры, передать другому лицу в четких формулировках, в виде цифр, в виде записей. Другой человек его воспроизведет, как музыкант, умеющий читать партитуру, поет, переживает, глядя на ноты, которые записал композитор.
Так же передается каббалистическая информация от каббалиста к каббалисту. То есть, Каббала – это наука в полном смысле слова, обладающая всем аппаратом, который должен быть у любой науки". ====

Он объясняет, что в основе любого народа лежит любовь, в то время как у еврейского народа — общее страдание. По сути, он открыто говорит об «искусственности» еврейского народа.

      …Та малость, которая осталась у нас от народной любви, не заложена в нас положительным образом, как это обычно бывает у всех народов, а существует внутри нас в отрицательном виде, являясь общим страданием…
      …В этом мы похожи на массу орехов, внешне соединенных в одно тело мешком, который облегает и сдавливает их.[171]

      Бааль Сулам поднимает в газете сложнейшие темы: «название народа, языка и земли», «критика марксизма в свете новой реальности», «решение вопроса о сплочении народа во всех его течениях».
Второй номер газеты должен был выйти через две недели. Но газету закрывают. И вновь те же самые силы обращаются к британским властям. Бааль Сулама обвиняют в пропаганде… коммунизма.
А потом произошло страшное. Германия начала войну с СССР, и случилась то, что так хотел предотвратить Бааль Сулам — Катастрофа европейского еврейства…
------------------------------

169 Бааль Сулам. Дарование Торы.
170 Бааль Сулам. Газета «Народ». 1940 г. № 1. Статья «Наши задачи» http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/4573
171 Там же. Статья «Индивидуум и народ» http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/4573

Каббала — загадка истории

==== Ложно-ориентирующий, манипулятивный заголовок. (Хотя сам Автор, возможно, вполне искренен и верит в адекватность подсказанных ему представлений) Каббала воспринята, органически впитана в культуру иудео-христианского мира. Путь восприятия, впитывания, освоения и ДОБРОТНОГО развития, осовременивания – внешне пунктирно отразился и в именах, которые приводит Автор в этом и следующем разделах. ====

Да, каббалист предлагал методику, и его не захотели слушать. А ведь это неудивительно. Почему кто-то должен был его слушать, если издавна бытует мнение, что каббала — это мистика и тайное учение, не имеющие отношения к реальной жизни? Между прочим, так и сегодня говорят о каббале все словари.
В этом и заключается главная загадка истории! Ведь на протяжении последних, по крайней мере, 700 лет каббала была в почете. Многие просвещенные люди воспринимали ее как науку и философию, а не как религию и тем более мистику.
      Чтобы не быть голословными, дадим слово выдающимся людям прошлого.

      Раймунд Луллий (1235–1315) — философ и писатель. Считается ведущим исследователем своего времени в области каббалы и ислама. Отрицал алхимию, анализировал и развивал учение о логике. Это привело его к изобретению первой логической машины. Только спустя четыре столетия Г. В. Лейбниц оценил труд Луллия и развил дальше идею механического выполнения логических операций. В ХХ веке разработка этой идеи привела к созданию компьютера. Луллий написал около трехсот произведений на каталанском, латыни и арабском языках.

      Науки, такие как теология, философия и математика, берут свои принципы и корни из нее (каббалы). Поэтому все эти науки (scientiae) подчинены этой мудрости (sapientia); и их принципы и правила подчинены ее принципам и правилам; и поэтому их аргументация недостаточна без нее.[172]

      Иоганн Рейхлин (1455–1522) — немецкий гуманист и филолог. Он первым в Германии начал систематическое преподавание латыни, древнегреческого и иврита. С 1519 года профессор в Ингольштадте, впоследствии — в Тюбингене. Служил личным советником императора Германии и был близок к главам Платоновской Академии (Дж. Пико делла Мирандола и др.).
      В 1518 году выходит его исследование об ударениях и орфографии еврейского языка — De verbo mirifico. Этот трактат служит как бы введением к De arte cabbalistica. В этих двух трудах Рейхлин останавливается на ново-пифагорейской и каббалистической философии. По мнению Рейхлина, ново-пифагорейское учение было тесно связано с каббалой.

      Каббала не позволяет нам проводить жизнь в прахе, но поднимает наш разум к вершине познания.[173]

      Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) — итальянский ученый эпохи Возрождения. Его философские воззрения сочетают неоплатонизм и учение каббалы. Пико делла Мирандола учился в университетах Болоньи, Феррары и Падуи. Владел ивритом и арабским. Исследовал каббалистические труды, Ветхий Завет и Коран, читая их на оригинальных языках. Издал в 1486 году в Риме «Философские, каббалистические и теологические заключения».

      Та самая, настоящая трактовка Закона (vera illius legis interpretatio), которая была раскрыта Моисею в Божественном откровении, называется «Каббала» (dicta est Cabala), что у иудеев означает «получение» (receptio).[174]

      Теофраст Парацельс — псевдоним, настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (1493–1541) — швейцарский врач и естествоиспытатель, один из инициаторов применения химических лечебных препаратов в медицине. Мощное влияние и неповторимый духовный склад Паральцеса в большей или меньшей мере затронули ход развития европейской философии, естествознания, медицины.

      Изучай каббалу (artem cabbalisticam), она объяснит тебе все! [175]
------------------------------

172 Lullii Raymundi. Opera. Изд. Цетцнера. P. 93 f. Пер. Т. Померанц, М. Шиёвиц.
173 Reuchlin. De arte cabalistica, 22b f. Пер. Т. Померанц, М. Шиёвиц.
174 Pico della Mirandola. Oratio de hominis dignitate // Conclusiones. P. 60 f. Пер. Т. Померанц, М. Шиёвиц.
175 Theophrastus Paracelsus. Das Buch Paragramum. Изд. Franz Strunz. Leipzig, 1903. P. 56. Пер. Т. Померанц, М. Шиёвиц.

      Кто учил каббалу

==== (не по М. Лайтману!) ====

      Как мы знаем, на протяжении истории множество видных деятелей науки и искусства изучали каббалу. Некоторые об этом говорили, другие предпочитали молчать. Ниже далеко не полный список тех, кто не скрывал своего «увлечения».

      • Фичино Марсилио (1433–1499) — итальянский гуманист и философ неоплатоник.
      • Коперник Николай (1473–1543) — польский астроном.
      • Монтень Мишель Эйкем (1533–1592) — французский мыслитель, юрист, политик.
      • Бруно Джордано (1548–1600) — итальянский ученый, философ, поэт и астроном.
      • Кампанелла Томмазо (1568–1639) — итальянский философ, поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии.
      • Мильтон Джон (1608–1676) — один из величайших поэтов Англии, крупнейший публицист и деятель Великой английской революции.
      • Ньютон Исаак (1643–1727) — английский ученый, заложивший основы классической физики. Сформулировал основные законы классической механики, в том числе открыл закон всемирного тяготения.
      • Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) — выдающийся немецкий философ, физик, математик, историк и дипломат.
      • Гёте Иоганн Вольфганг (1749–1832) — один из величайших деятелей культуры в мировой истории, писатель, поэт, драматург, мыслитель, гуманист, политик и ученый.
      • Шпренгель Курт (1750–1816) — немецкий врач и ботаник.
      • Блейк Уильям (1757–1827) — английский поэт и художник.
      • Баадер Франц Ксавер (1765–1841) — немецкий философ, врач, естествоиспытатель, представитель философского романтизма.
      • Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775–1854) — один из виднейших представителей немецкой классической философии.
      • Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) — русский философ, поэт, публицист и литературный критик.
      • Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) — русский философ и богослов.
      • Бердяев Николай Александрович (1874–1948) — русский философ и публицист.
      • Генон Рене (1886–1951) — французский философ и писатель, представитель эзотерического традиционализма.
      • Борхес Хорхе Луис (1899–1986) — аргентинский писатель, известный прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о серьезных научных проблемах.
------------------------------

Современники о каббале

      Интересно познакомиться с тем, что думают о каббале ученые — наши современники.
      Сатиновер Джеффри — научные интересы: физика, квантовая теория, психиатрия, психоанализ. Научные степени: магистр по физике, магистр клинической психологии, доктор медицины.

      В каббале нет ничего такого, что звучало бы неясно, мистически или неестественно…
      …В культурах, далеких от западной, каббала также повлияла на форму развития и на сам подход к нему.

      Человечеству еще предстоит выявить, каким образом каббала оставила свой отпечаток на зарождении и эволюции различных культур.
      Следует полагать, что раскрытие науки каббала всему человечеству в современную эпоху, на пороге которой мы стоим, докажет это.[176]

      Вольф Фред Алан — доктор наук, физик-теоретик, специалист в области квантовой механики, автор популярных книг, лауреат премии «Национальная книга» за опубликованную в 1986 году книгу «Квантовый скачок».

      Одним из успешных последствий изучения каббалы стала для меня возможность в ином свете взглянуть на квантовую физику.[177]

      Буева Л. П. — академик РАО, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН.

      Безусловно, каббалистические духовные традиции намного древнее, чем греческие и европейские.[178]

      Аршинов В. И. — доктор философских наук.
      Свирский Я. И. — доктор философских наук.

      Ибо только при человекомерном, междисциплинарном подходе к освоению мироздания, духовное богатство, какое содержится в еще не освоенных пластах каббалистического учения, обретает особую форму жизни, особую форму востребованности здесь и сейчас.[179]

      Ласло Эрвин — профессор. Основатель Всемирного Совета Мудрецов.

      Мудрость каббалы, содержащаяся в классических писаниях, должна быть использована для решения проблем, с которыми мы столкнулись, и для осуществления открывающихся перед нами возможностей. Это послание должно стать доступным людям как в Израиле, так и во всем мире.[180]

      Хачатурян В. М. — кандидат филологических наук, историк.

      В каббале дается крайне востребованная на сегодняшний день целостная и всеобъемлющая картина мироздания, в которой все уровни — от неживой материи до человека, общества, культуры — взаимосвязаны и подчиняются единым законам. Не будучи религиозным, это учение предельно универсально: оно обращено ко всем и может быть принято любым человеком, независимо от его национальности и конфессии, так как стоит над культурно-религиозными традициями и не требует отказа от них.[181]

      Орион Ицхак — доктор наук, физик-ядерщик.

      Назначение древней науки каббала заключается в обучении человека методике объединения всего мира.[182]
------------------------------

176 Лайтман М. Каббала или квантовая физика. С. 76, 79–80.
177 Там же. С. 82.
178 Лайтман М., Розин В. Каббала в контексте истории и современности. Изд. «Едиториал УРСС». Москва, 2005. С.10.
179 Лайтман М., Хачатурян В. Судьбы человечества. С. 9.
180 Ласло Э. http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/47262
181 Лайтман М, Хачатурян В. Судьбы человечества. С. 22
182 Орион Ицхак. Из лекции 2012. Университет Беер-Шева. Перевод автора.

      Мнение каббалистов

      Мы привели массу мнений о каббале, в том числе мнения ученых. Некоторые из них точно так же, как каббалисты, утверждают, что каббала стоит в основе всех наук. Возникает встречный вопрос: почему каббалисты сами не развивали науки? И действительно, почему?
      Каббалисты отвечают, что не видят в этом никакого смысла. Главное, что необходимо развивать — это человек, а вернее, его способность объединяться с другими людьми и всем миром.

      Зачем развивать науки? Чтобы удобнее и эффективнее убивать себе подобных? Чтобы уничтожать экологию Земли?
      Благодаря современным технологиям мы производим продуктов питания гораздо больше, чем это необходимо, и одновременно с этим миллионы людей умирают от голода. Нам нужна не атомная бомба, а взаимопонимание. Люди хотят счастья, а не полета на Марс.
      Трудно не согласиться с каббалистами…

      Наука каббала анализирует интересующие ее явления на уровне абсолютных законов природы. Каббалисты очень детально объясняют такие понятия как индивидуум и общество, страдания и наслаждения, милосердие, правда, справедливость, мир, свобода воли и многое, многое другое.
      Профессор, каббалист М. Лайтман, разъясняет, чем занимается каббала.

      Наука каббала раскрывает как отдельному человеку, так и всему человечеству обязательный, поэтапный путь развития, подчиняющийся абсолютным законам и ведущий из текущего состояния до самого конца исправления.
      Каббала объясняет, какие средства помогают человеку пройти этот путь и какие силы воздействуют на него при неизбежном продвижении — либо по воле Природы, либо при осознанном участии, когда он вносит вклад в собственное развитие.[183]

      И все-таки хотелось бы поближе познакомиться с тем, как каббалисты исследуют различные явления. Скажем, такое понятие, как «свобода».
------------------------------

183 Лайтман М. Из урока 14 ноября 2012 г. http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/117194

Как управлять человеком

      Каббала говорит, что если внимательно всмотреться в понятие «свобода», мы обнаружим, что никакой свободы нет и никогда не было. По крайней мере, в том смысле, в котором мы это понимаем. Для нас свобода — это возможность делать, что хочется. Но разве мы знаем, почему нам хочется именно так, а не иначе?
      Получается, что нами управляют? А как он или они это делают?

      Оказывается, человеком управлять несложно, и делает это Природа всего двумя силами: наслаждением и страданием. Не секрет, что наслаждение тянет человека вперед, а страдание подталкивает сзади.
      Секундочку, но ведь в таком случае мы ничем не отличаемся от животных? Не совсем так. Кое-чем мы все-таки отличаемся. Это отличие называется — коммерческий расчет.

      Человек ощущает прошлое, настоящее и будущее, а животное живет лишь настоящим. Поэтому мы, в отличие от животных, можем добровольно пойти на страдание в настоящем — с тем, чтобы выиграть в будущем. Однако суть дела от этого не меняется. Нами управляют наслаждение и страдание.
      Напрашивается вывод: человек — это машина. Умная, говорящая машина, без свободы воли. Так это или не так? Давайте разбираться.
      Каббала поясняет, что все объекты находятся в рамках четырех факторов:

      1. Основа (суть, первичная материя).
      2. Программа постоянных свойств.
      3. Программа изменяющихся свойств.
      4. Программа внешней среды.
    
 Разберем каждый фактор в отдельности на примере пшеницы:

      1. Основа (суть, первичная материя) пшеницы не меняется никогда. В то же время ее форма может видоизменяться: зерно, росток или колос.
      2. Программа постоянных свойств. Под управлением этой программы пшеница переходит в одну из заданных форм: зерно, росток или колос.
      3. Программа изменяющихся свойств. Эта программа, учитывая внешние факторы: минералы, влажность, температура — изменяет количество, вкус, величину пшеницы.
      4. Программа внешней среды. Случайностей нет. Внешние природные факторы находятся под управлением. Алгоритм программы человеку не подвластен.
      
Получается, что наша свобода воли находится в факторе № 3. Мы можем менять самих себя, свою судьбу, свою жизнь только одним способом — с помощью внешних факторов или, другими словами, с помощью окружения. Именно оно управляет человеком.
      То, как мы одеваемся, говорим, думаем, диктуется той средой, тем окружением, в которых мы находимся. Среда — это не только люди, которые нас окружают, — это, в том числе, книги, ТВ, реклама, идеи…
      Свобода, подытоживает наука каббала, состоит в выборе окружения.
 ------------------------------
    
Миссия Израиля

      Есть один вопрос, по поводу которого сломано много копий и который стоит рассмотреть. Это земля Израиля. Обратимся к древнему пророчеству.

      И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней… И будет ваша земля в запустении, а ваши города будут руинами.[184]

      Все произошло, как и было предсказано. После изгнания еврейского народа страна фактически умерла. Завоеватели меняли завоевателей, но земля оставалась мертва. Всего каких-нибудь 150 лет тому назад это была сплошная пустыня вперемешку с болотами.
      Знаменитый писатель Марк Твен посетил Палестину в 1867 году. Он так описывает увиденное.

      Палестина не снимает власяницы, и глава ее посыпана пеплом. Над ней тяготеет проклятие, которое иссушает ее поля и сковывает ее силы…
      …Палестина уже не принадлежит нашему будничному, прозаическому миру. Она отдана поэзии и преданиям — это страна грез.[185]

      С появлением первых кибуцев ситуация начала меняться. В начале 30-х годов 31-й американский президент Гувер сказал: «Палестина, которая находилась в запустении веками, сейчас заново обретает свою молодость, оживает благодаря усилиям и полному самопожертвованию первых еврейских переселенцев, которые трудятся в условиях душевного покоя и равноправия».[186]
      Мы можем говорить, что это случайность, можем говорить, что это ничего не значит, можем говорить что угодно, но факт остается фактом. Вернулись евреи — и все изменилось.

      Невероятно, но в стране, половина территории которой — пустыня, а дожди идут лишь несколько месяцев в году, сельское хозяйство одно из самых передовых в мире. Среди всего прочего здесь производят такие диковинные продукты, как синие помидоры, оранжевые кабачки и арбузные деревья.
      Свою продукцию Израиль экспортирует во многие страны мира, в том числе и в Россию.
      Израиль известен не только сельским хозяйством. Говорят, что в области передовых технологий впереди Израиля находится лишь США. Главный архитектор программного обеспечения, основатель и владелец корпорации Microsoft, Билл Гейтс, высказался так:

      Израиль обладает огромной мощью в мире высоких технологий, и это объясняет его существенный вклад не только в организацию старт-апов, но и в создание исследовательских центров таких транснациональных компаний, как «Microsoft», «Intel» и «Motorola». Мы не просто довольны, мы супердовольны отдачей нашего исследовательского центра в Хайфе…[187]

      Казалось бы, Израиль нашел свое предназначение. Что может быть лучше и полезней для мира, чем новые технологии? Почему же в таком случае никто не говорит Израилю спасибо, а соседи при первой возможности обстреливают его территорию? Почему?
      Совершенно очевидно, что от Израиля ждут абсолютно другого.

      Если бы Израиль пришел к сознанию, что его мировая миссия не может исполниться при посредстве золотого тельца, то, может быть, его мировая гражданственность по отношению к человечеству и его несокрушимая национальная замкнутость по отношению к самому себе, оказались бы сильным и плодотворным фактором в деле создания человеческого единства, которому теперь поведение еврейства, как целого, так сильно мешает.[188]
------------------------------

184 Тора, Ваикра, 26:32–33.
185 Твен М. Простаки за границей.
186 Президенты США о религии, евреях и о святой земле — Палестине, краткая историческая справка по теме. http://www.dgolubev.com/publications/Presidenty_USA.pdf
187 Билл Гейтс. Интервью газете «Маарив». http://shaon.livejournal.com/ 33931.html?thread=382603
188 Форд Г. Международное еврейство.

      Глава 9 НЕОБХОДИМОСТЬ МЕТОДИКИ

      Фотоны и социум

      Мы уже много говорили о том, что надо объединяться. Мало кто с этим призывом не согласится. Польза от объединения очевидна. Вопрос в другом. Что такое объединение? В чем его суть и где корни этого, если можно так сказать, явления? Попробуем разобраться.
      При ближайшем рассмотрении сразу же выясняется, что процесс или явление, которое называется «объединение», охватывает буквально всю природу.

      Мы видим это на уровне элементарных частиц, на уровне клеток любого организма, и то же самое мы наблюдаем на уровне социума.
      Из школьного курса мы знаем, что нейтроны совместно с протонами образуют атомное ядро. Протоны, нейтроны и электроны образуют атомы. Атомы, в свою очередь, объединившись между собой, образуют молекулы, из которых, в свою очередь, образуются различные вещества.
      Показательно, что устройство солнечной системы внешне напоминает устройство атома. То есть между макроуровнем и микроуровнем прослеживается связь. Итак, цепь замкнулась. Самое маленькое устроено, как самое большое.

      Посмотрим, что говорит современная наука по поводу этих, опутывающих всю вселенную, связей. Особенно интересно узнать, что происходит в самой прогрессивной из них — квантовой физике.
      Исследователи из Университета Женевы поставили эксперимент по регистрации скоординированности «спутанных» (Quantum entanglement) фотонов. «Спутанность» — квантовое состояние, не имеющее аналогов в классическом макромире.
      Спутанные частицы остаются «связанными» даже разлетевшись друг от друга на значительное расстояние. Такое состояние было теоретически описано еще в тридцатые годы XX столетия и уже неоднократно наблюдалось в экспериментах.

      В эксперименте «спутанные» фотоны-близнецы излучались из научного центра в Женеве по оптоволокну в разных направлениях в находящиеся в 18 километрах от города деревни Сатиньи и Жусси. При регистрации состояния фотона в одном из приемников (Сатиньи) «спутанный» фотон, излученный в другом направлении (Жусси) менял свое состояние «мгновенно». Полученная скорость скоординированной реакции второго фотона превысила скорость света в тысячи раз!

      Речь идет о явлении, которое также называют «квантовой запутанностью».
      Для справки:

      Квантовая запутанность — явление, при котором квантовые состояния двух или большего числа объектов оказываются взаимозависимыми. Такая взаимозависимость сохраняется, даже если эти объекты разнесены в пространстве за пределы любых известных взаимодействий.[189]
------------------------------

189 Википедия.

      Растения тоже хотят

      Выходит, что на уровне, образно говоря, «кирпичиков мироздания» связи настолько крепки, что выходят даже из рамок времени.
      Интересно продолжить обзор и посмотреть, что происходит, скажем, на уровне растений. И здесь нас ожидает сюрприз. Оказывается, что связь между растениями наблюдаются не только на ограниченных территориях, скажем, в лесу, но и на планетарном уровне. Эти явления исследует специальная наука — геоботаника.
      Для справки:

      Геоботаника (от гео — земля и ботаника) — наука о растительных сообществах (фитоценозах) Земли. Экологическая геоботаника исследует отношения, существующие между растениями и средой.[190]

      В качестве иллюстрации достижений в этой области приведем результаты двух исследований.
      Вначале о взаимодействии и взаимопомощи растений.
      Биологи из университета британского города Эксетер провели следующий эксперимент.
      У одного из размещенных рядом растений они надрезали лист. В качестве ответной реакции растение, а это была капуста, выпустило газ метил. Получив этот своеобразный сигнал SOS, растущие рядом овощи повысили в своих листьях содержание токсических веществ, чтобы таким образом отпугнуть непрошеных гостей, в первую очередь, насекомых-вредителей.
      Исследователи считают, что подобным образом общаются не только овощи, но также цветы и деревья.

      Следующее исследование иллюстрирует связи глобального уровня.
      Ученым давно известно, что в воздухе над джунглями Амазонки постоянно витает большое количество органических частиц. Эти частицы, взаимодействуя с водяным паром, приводят к частым осадкам в регионе. До сих пор оставалось загадкой, откуда появляются эти вещества.
      Международная группа исследователей под руководством Майнрата Андреа и Ульриха Пёшля провели анализ твердых частиц, обнаруженных в воздухе над амазонским лесом в сезон дождей. Оказалось, что большинство из них содержат соли с высоким содержанием калия.
      Исследователи пришли к выводу, что источником солей калия является растительность тропического леса.
      Вывод ученых — тропический лес самостоятельно вызывает дождь.

      Удивительно, насколько все взаимосвязано. Однако поражает даже не это. В результате взаимосвязи и взаимодействия однородных элементов появляется нечто более совершенное. Элементарные частицы, объединившись, превращаются в вещество. Растения, объединившись, способны вызывать дождь. Колония муравьев в состоянии обрабатывать информацию, которую отдельный муравей даже не воспринимает.
      О том, что ожидает в будущем объединившееся человечество, можно только гадать и, наверное, мечтать…

      Кроме интеллектуального значения отдельных человеческих единиц, необходимо принять во внимание коллективное возбуждение (путем поддержки или резонанса) этих, надлежаще организованных, единиц.[191]
------------------------------

190 Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И. И. Дедю. 1989. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/289/               
191 Шарден Тейяр. Феномен человека.

Сверхразум

      Обратим внимание на парадоксальный факт. Любой военный конфликт или природная катастрофа приводит нас к объединению. Мы поневоле объединяемся в воинские соединения, попадаем в госпитали или собираемся на лестничной площадке во время ракетных обстрелов, как это недавно происходило в Израиле.
      Концентрационные лагеря и тюрьмы, по большому счету, тоже объединяют.
      Кому нужно такое объединение?

      Почему люди при объединении в лучшем случае остаются прежними, а муравьи или птицы, объединившись, приобретают «сверхразум»? Почему клетки, объединенные бесконечным количеством связей, превращаются в живое, способное думать и передвигаться существо? Мы же, люди, объединившись, способны только играть в футбол или эффективно убивать себе подобных. Ответ на самом деле находится на поверхности.
      Все уровни природы, исключая человека, действуют автоматически. Подчиняясь инстинктам, диктуемым природой, птицы собираются в стаи для дальних перелетов, а овцы сбиваются в стадо при появлении волков.

      Всем все понятно. Волки хотят есть, а овцы хотят выжить. Мудрая природа позволяет волкам есть овец, однако только больных и отбившихся от стада.
      Напрашивается вывод — в природе общее, коллективное выше индивидуума.
      А разве мы этого не знаем? Человек это осознает, но сделать с собой ничего не может. Почему так устроено? Потому что у человека, в отличие от всего остального, существует свобода воли. А зачем нам свобода воли, если пользы от этого нет никакой? Очевидно, лишь для одного — объединиться не инстинктивно, как это делают животные, а осознанно.
      Поскольку нам это сделать несравнимо сложнее, чем животным, очевидно, и результат от такого объединения несравненно выше. К этому выводу уже давно пришли ученые, недавно политики и очень, очень давно каббалисты.

      Конечный и неизбежный крах старых систем общественной жизни создаст новые формы жизни на планете. Любовь между людьми, как доминирующая сила жизни на Земле, придет на смену контроля.[192]

==== Это говорили не только те, кто изучал каббалу, как таковую, но многие те, кто, не думаю про «науку» каббалу и записных каббалистов, видел мир и себя в нем с субъектных позиций, онтологически (по существу) и системно-целостно.

Автор ложно (может быть, не сознавая эту ложность) приписывает записным каббалистам монополию на указанное видение исторической перспективы. ====
------------------------------

192 Из блога: http://laitman.ru

      Высшие законы

      Мы находимся в коконе опутывающих нас законов природы. Закон всемирного тяготения, законы химии, физики, биологии…

==== Красивый образ сложного предмета. Но, по существу, не адекватный реальности – законы Природы не опутывают нас, они пронизывают нас и определяют, составляют наше содержание. Законы материального мира не исчерпывают собою представление человеческой данности – нужно добавить законы психологии и законы социальных отношений. Текст Автора представляет собой незавершенное сообщение; это дает основание предположить, что Автор ведом поверхностным, размытым ощущением того, как мог бы выглядеть формируемый текст; часть текста сформировалась и у автора появилось ощущение созданности впечатляющего вводного абзаца.====

      Наша задача — устроиться комфортнее в этом коконе. Отменить законы мы не можем, но использовать их грамотно, себе на пользу — это в наших силах. Мы также способны с помощью одних законов нейтрализовать на время другие. Например, с помощью законов аэродинамики нейтрализовать гравитацию и, построив самолет, взлететь в небо.
      Наша проблема в том, что мы не знаем законов социальных. До сих пор мы гадаем, какой строй лучше: капиталистический или социалистический? Социальные законы надо знать, уметь распознавать и использовать.

==== Звучит как постановка проблемы с обещанием её решения. Но, это – ложная тональность: за ней скрывается ложность утверждения первой фразы – примеры действительно (не случайно) успешных людей показывают работу «знания законов социальных». Вот некоторые примеры.

К. Маркс успешно спрогнозировал попытку смены капитализма – «Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами», Ленин подготовил носителей идеи и добился смены общественной формации, Сталин перехватил власть у убитого Ленина и изменил направленность движения огромного социального массива, Гитлер успешно сформировал настроенность и преобразил немецкую нацию с вовлечением в движение и других народов. В давние времена Александр Македонский выстроил империю, сообразив, как объединить множество разноплеменных стран.

На «знании законов социальных» строится политика, идеология, образование, искусство, маркетинг и пр., и пр..
Притязания каббалистов на исключительное владение подступом к познанию «законов» - целенаправленно формируемое ложное впечатление у доверчивого читателя.
Все религии и секты, все идеологии претендуют на то, что именно они единственные познали наиболее полно и истинно законы Природы. В данной книге такие притязания предъявляют каббалисты.====

      Мы продвинулись в естественных науках, но из-за незнания законов, управляющих человеком и обществом, все наши усилия идут нам во вред. Поэтому, не зная законов социума, мы никогда не узнаем, как и на каком уровне человек и человечество связано со всей Природой. Речь идет не об экологии, а о зависимостях и законах, о существовании которых мы даже не подозреваем.

==== Не факт, что изучение социума различными способами (наукой, искусством – экспериментом, наблюдением, теоретическими построениями) занимает меньше усилий, чем изучение естественной среды. И в обеих сферах накоплены относительные представления о некоторых законах. Ложное сообщение о «незнании законов» и тревожащая тональность сообщения – детали манипулятивного подвода к исканию руководства от «каббалистов» МАК.

Во всех сферах проявлений Природы, изучаемых отдельными науками, мы знаем часть законов, но понимаем, что их объем неисчерпаем. Это же относится и к законам социума. ====

      …Указания каббалы — не что иное, как законы и правила, установленные в Высших мирах, которые являются корнями законов Природы в этом, нашем, мире. И потому всегда законы каббалы соответствуют законам Природы в этом мире, как две капли воды.[193]

Наблюдаемый нами мир приучил нас к убеждению, что все имеет причину. Поэтому, с уверенностью предполагаем, что выявляемые нами законы Природы тоже имеют свою причину. В каббале эта «причина» названа Творцом, её проявления до наступления следствия относятся к Высшему управлению, а место явления этой «причины» - Высшие, духовные миры.

Если не фантазировать конкретику, а оставаться на уровне концептуальных представлений, то эта концепция – логична. И не нова – она лежит в основе всех конкретных фантазий, составляющих содержание мировых религий и локальных верований. Приведенная выше цитата из Бааль Сулама не является какой-то новой или особо мудрой констатацией. Представление этой цитаты как извлечения из «весомого» источника придает впечатление «весомости» тексту книги, хотя, в действительности, текст не имеет логики, а сообщения местами бессодержательные, местами ложные. ====   на листах книги…..

      Мы все еще думаем, что можем управлять Природой, и это после того, как маленькое движение воздушных масс приводит в течение нескольких часов к гибели и/или оставляет без крова сотни тысяч людей. Мы забываем, что живем на тонкой корке Земли, с трудом защищающей нас от огненной лавы.
      Для справки:

      ЗЕМНАЯ КОРА — наружная «твердая» оболочка Земли. Под континентами она состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев общей мощностью до 80 км. Под океанами ее толща составляет 5–10 км, а гранитный слой полностью отсутствует.[194]
      В любую секунду она может дать трещину, и тогда никакие нанотехнологии нам не помогут. Мы даже не представляем, что свобода воли, мир, милосердие, любовь — все это законы природы, а не просто какие-то человеческие эмоции, начинающиеся и заканчивающиеся в нашей голове.

====Это не «законы природы», а индивидуальные или коллективные ЯВЛЕНИЯ природы. Законы ПРОЯВЛЯЮТСЯ в явлениях.

Википедия:
• Закон (наука) — фактологически доказанное утверждение (в рамках теории, концепции, гипотезы), объясняющее объективные факты; либо некое явление, обладающее общностью и повторяемостью, зафиксированное и описанное.
• Закон (физика) — устойчивая повторяющаяся связь между явлениями, процессами и состояниями тел.
• Закон (философия) — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.
====

      Мы живем в иллюзиях, что наше развитие зависит от генов, в то время когда всё, в том числе и гены, управляется законом развития. В человеке развивается лишь один компонент — эго. Неуклонно разворачивается спираль нашего эгоизма. В результате новое поколение всегда требовательнее предыдущего и потому более развитое.

==== Использование слова «эгоизм» придает отрицательную коннотацию восприятию обсуждаемого предмета «эго». Под влиянием такой коннотации происходит смена смысла под наименованием «эго». Эго – это побужденность проживать свою индивидуальную жизнь и способность к проживанию (ориентироваться и ориентировать, проявлять себя в среде проживания). С эго сочетается другая природная данность – естественная побужденность к длению существования жизни вообще – во всех её проявлениях. Эти проявления, имеющие для нас разную ценность: собственно жизнь и качество проживания самых близких для нас; более отдаленных известных нам людей; конкретно неизвестных просто каких-то людей; животного мира; неживой природы. Эти побуждения называются добротой или «альтруизмом».

Сочетание «эго» и «альтруизма» составляет систему – эти две составляющие индивидуального существования взаимосвязаны. Сила и наполненность «эго» обеспечивает способность быть альтруистичным, а альтруизм наполняет «эго» энергией целеустремленности, организует ресурсы «эго».
В отношениях с обществом преобладание «эго» над альтруизмом направляет человека на самореализацию – на побуждение к такому обустройству в отношениях с обществом, при котором получаешь как можно больше от общества. Преобладание альтруизма над «эго» направляет человека на самоактуализацию – на побуждение к использованию своих способностей в интересах Большой Жизни.
      
Чем определяется «требовательность»? – спектром разнородных требований, их интенсивностью?====

Поэтому отец овладевает компьютером через год, сын — в течение нескольких недель, а дед может только с тоской в глазах за ними наблюдать.

==== Обратимся к уроку М. Лайтмана - Курс Программа развития человечества Урок №7. Готовность к реализации цели жизни 7.1. Развитие поколений.

Чтобы понять суть развития поколений, давайте уподобим наши внутренние факторы единицам информации. Они присутствуют в каждом объекте реальности и содержат внутренние данные о материале. Фактически, мы живем в пространстве с гигантским объемом информации обо всех элементах. Это информационное поле, в котором мы существуем, называется «замыслом природы». Любое изменение какой-либо детали — будь то усилие по сохранению текущего состояния или переход в другое, а также силы, воздействующие на составляющие реальности, внутренние и внешние трансформации, и т.п. — все это представляет собой изменения информационного поля.

В каждом поколении люди ищут алгоритм сбалансированного существования и благополучной жизни — ту формулу, которой природа их не наделила. Сам процесс этих поисков добавляет новые данные в единицы информации, делая их все более многогранными. Сведения и постижения, приобретаемые определенным поколением в попытках «зажить хорошо», освоиться со средой обитания и с окружением, переходят в естественные наклонности следующего поколения. Опыт, накопленный предыдущим поколением, становится базовым источником внутренней мудрости последующего, делая его, в результате, более развитым. Факт, что сыновьям всегда легче осваиваться с инновациями, чем отцам, которые их ввели. В наши дни дети естественно и непринужденно находят общий язык с мобильными телефонами, пультами дистанционного управления, компьютерами, и за считанные годы превосходят своих родителей в освоении и использовании новых технологий.

Вот так, из поколения в поколение, человечество обретает мудрость и развивается. Сегодня его можно уподобить одному человеку, накопившему опыт тысячелетней жизни. Разум индивида подобен зеркалу, в котором отражаются картины полезных и вредных деяний. Человек отбирает для себя добрые и полезные дела и отвергает те, которые причинили ему вред. Они запечатлеваются в его мозге, как в зеркале, отражающем картины собственного опыта, а затем, он выявляет положительные поступки и отклоняет отрицательные, пока не становится зрелым и умудренным. Соответственно, и все человечество обладает коллективным разумом и памятью, где отпечатываются все полезные и вредные поступки, совершенные каждым членом по отношению к обществу в целом.

Развитие единиц информации привело нас к такому уровню осознания, на котором мы уже ощущаем свою противоположность силе природы. Сегодня мы способны понимать причины этого и видеть цель, которую должны осуществить.
Новый внутренний объем и опустошенность, возникающая у многих из нас на фоне привычной рутины, — вещи неслучайные. Их породило пробудившееся в нас желание подняться на новую ступень бытия, перейти на «исправленный» уровень. Таков следующий этап развития поколений — период, позволяющий сознательно продвигаться к реализации цели нашей жизни.

Говоря о возрастании «требовательности» от поколения к поколению Автор создает обманчивое впечатление возрастания эгоистичности. На самом деле, как поясняет М. Лайтман в своем курсе «Программа развития человечества Урок №7. Готовность к реализации цели жизни 7.1. Развитие поколений», интенсивность «эго» не возрастает, а растет объем накоплений, который может быть использован и для проявлений «эго», и для проявлений альтруизма.

Мотивом о возрастании «требовательности» от поколения к поколению Автор эксплуатирует естественное и практически неизбежное для многих людей иллюзорное переживание нехорошего усложнения жизни. И содержательное возрастание наполненности жизни воспринимается как тревожный симптом. Таким настроением подготавливается восприимчивость к предлагаемым утверждениям, в данном случае, к утверждениям о 1) востребованности со стороны человечества в адрес Израиля и евреев «явить проясняющий и мотивирующий пример» и 2) о естественной для израильтян и евреев настроенности на показ другим такого примера. ====

      …Мы еще находимся на промежуточных ступенях развития человечества, и человечество еще не достигло высшей ступени на лестнице развития. И кто может предположить, сколько рек крови прольется в мире, прежде чем достигнем мы этой желанной ступени? [195]
------------------------------

193 Бааль Сулам. Свобода воли.
194 Современная энциклопедия. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/18586
195 Бааль Сулам. Решение.

      Обязанность Израиля

      Нам нужно развивать не мозги, а наши взаимоотношения. Не айфоны и ракеты определяют уровень цивилизации, а взаимоотношения между людьми. Программа внутреннего развития заставляет нас искать способы, как лучше устроиться в этой жизни (техника, информация), но ничего не получается.

==== Неверно противопоставлять развитие «мозгов» развитию взаимоотношений. Если только не наёдено или не имитируется найденность «безмозглого» развития взаимоотношений. Естественное построение взаимоотношений осуществляется системой «рациональное и эмоциональное жизневосприятие». Возможно, у отдельных людей самой природой, от рождения, дано мировосприятие только эмоциональное или только рациональное, но это, видимо, патологии, к которым нужно относиться осторожно. Попытки же притушить рациональные способности или эмоции человека и подчинить его однородным воздействиям являются закамуфлированным насилием над природным механизмом его жизнеприспособления. Способность рационально приспосабливаться к условиям проживания и эмоционально приспосабливаться – не только составляют широкий спектр приспособительных возможностей, но и поправляют одна другую. Если мы что-то неверно рассчитали, то интуиция нас настораживает и побуждает перепровериться и быть осторожными; если эмоции нас куда-то нас неверно ведут, то «мозги» нас настораживают и побуждают перепроверить ощущения и побуждения.

Основное назначение того израильского/еврейского ресурса, которй Автор обозначил как «мозги», иллюстрируется мнением Государственного контролера Израиля в отчете, март 2014 года, о готовности ЦАХАЛа к защите газовых месторождений (http://www.polosa.co.il/blog/83508/). «Для обеспечения безопасности газовых платформ Израиля необходим комплексный подход. Это во-первых, организационные меры и техническое оснащение системами безопасности самих платформ; во-вторых, наблюдение и разведка с воздуха и из космоса, контроль за обстановкой с беспилотных катеров; в-третьих, обеспечение безопасности платформ силами ВМФ, а так же береговыми силами ПРО и ПВО». ====

      Лавина информации приводит к более изощренной жестокости (дети и Интернет).

==== При этом не обязательно возрастает сам объем распространения жестокости, её интенсивность.==== 

Лучшая техническая оснащенность (автомобиль, стиральная машина, полуфабрикаты) ведет к разводам…

==== Не «ведет», а В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ – способствует, также как в других случаях - предотвращает.
Здесь Автор – поверхностен; или он неискренен и проводит манипулятивную работу с читателями, или искренне наивен и сам является инструментом чьей-то манипулятивной деятельности.==== 

      Объединение — это обязанность Израиля. Не хочешь объединяться добровольно, тебе помогут твои двоюродные братья. Как и где?

==== Реально есть носители обязанности «уничтожения неверных и, в нынешних условиях, прежде всего – Израиля и евреев вообще». Эту обязанность они объявляют вмененной им какой-то первопричиной, называемой Аллахом, и    переданной через «пророка». Глядя на этих «двоюродных братьев» со стороны, видим такую же конструкцию проживания, с которой живем и мы, сегодняшние израильтяне и евреи:

1) представление о первопричине (заимствованное  у наших иудейских предков и намеренно искаженное),
+
2) практика нынешнего поколения, подчиненная конкретной модели обустройства в современном мире (их модель – распространение своего присутствия по обширной территории земного шара для последующего уничтожения или закабаления всех остальных – «неверных»)

Модель «братьев» предусматривает «объединение» - под знаменем исламофундаментализма. И они монтируют это объединение политическими, репрессивными и пропагандистскими мерами. Эта «практика нынешнего поколения» исламофундаменталистов несет гибельную угрозу евреям и иудео-христианской цивилизации. Для адекватного ответа этой угрозе ОБЪЕКТИВНО НЕОБХОДИМО объединение евреев, объединение народов НАШЕЙ цивилизации. Евреи, наученные своим горьким опытом и ведомые мотивами и ориентирами из своих представлений о ПЕРВОПРИЧИНЕ, могут и заинтересованы показывать другим народам, на которые нацелился исламофундаментализм, пример эффективного объединения.

Эффективным будет такое ОБЪЕКТИВНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, сущностные параметры которого будут иметь уровни, превосходящие уровни иноцивилизационной угрозы. И разговоры о внеисторической, из высших миров, обязанности объединения Израиля не должны подменять собою ОБЪЕКТИВНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ. Ссылка на угрозу со стороны «двоюродных братьев» у Автора работает на подмену. Обусловлено это наивностью Автора или это делается с каким-то намерением и стоит ли кто-то за Автором – одна только данная книга не позволяет судить. ====

      Выбор, на самом деле, не так велик: на фронте или в бомбоубежищах.
      Этого они ожидают от возвращения Израиля в свою землю! И дело не в иных науках, ибо в них мы никогда не вводили новшеств и всегда были учениками народов. Речь же идет о науке каббала, о справедливости и о мире. А в этом большинство народов являются нашими учениками. И наука эта относится только к нам…

==== Этими словами Бааль Суллам вводил идею построения Израилем «альтруистического коммунизма»:

«Весь сионизм в итоге упразднится, если не дай Бог, упразднится возвращение Израиля. … Без сомнения, постепенно они или их сыновья будут выкорчеваны из страны, и останется лишь ничтожное количество, которое в итоге ассимилируется среди арабов.

Средство избежать этого – лишь альтруистический коммунизм, который не только объединяет все народы в один, чтобы они помогали друг другу, но и придает силы терпения каждому…» (из М. Лайтман. Духовное возрождение)

В декабре 2914 М. Лайтман, провозгласивший себя продолжателем линии Бааль Сулама, объявил конструктивную программу перехода сегодняшнего Израиля к построению «альтруистического коммунизма» (http://www.laitman.ru/crisis/150202.html 23.12.2014):

Бааль Сулам призывает изучить дело и убедиться, что другого выхода у нас просто нет, что иначе нам не избавиться от бед.

… после "поправки на лозунги", трудно найти принципиальные различия между претендентами на руководство Государством Израиль. /им надо/ договориться о ротации: поделить срок каденции на равные отрезки времени и партиям по очереди сменять друг друга. Тогда нынешние соперники будут помогать друг другу на протяжении всей каденции, кто бы ни был "на вершине" в данный момент. Такой альянс принес бы большую пользу всем: подписав СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ДОГОВОР, стороны перестали бы вставлять друг другу палки в колеса. … Пускай ротация распространится не только на премьерский пост, но и на министерские кресла. В результате все лагеря будут работать сообща и поддерживать друг друга – чтобы получить поддержку в период собственного "триумфа". Представьте: все по взаимному согласию служат народу.

Тогда нам будет совершенно безразлично ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ КАЖДЫЙ ИЗ БЛОКОВ В ОТДЕЛЬНОСТИ. Лишь бы соединились и поддерживали друг друга, вместо того чтобы подсиживать других и чинить им препятствия, оставляя страну у разбитого корыта. Пускай лучше каждый получит свою порцию власти – не в пику остальным, а совместно с ними.
Чтобы это осуществилось, это зависит от народа, а не от лидеров. И потому здесь требуется общее просвещение.

Естественно, этот договор политиков надо контролировать. Кто может контролировать? Тот, кто способен видеть ситуацию проживания в наибольшей полноте, целостности и точности.

Каббала, действительно, мощное средство понимания жизни – древние иудеи сумели сформировать объемное, содержательное и точное представление о мироздании. На основе такого представления принципиально лучшим образом, по сравнению с другими представлениями, можно понять смыслы жизни и выстроить лучший вариант проживания. Для осуществления такого варианта надо тем, кто владеет каббалой, выстроить обучение тому СИСТЕМНО-ЦЕЛОСТНОМУ вИдению мира, которое началось с первых каббалистов.

Свойственные книге - ложная передача или ложное истолкование фактов, поверхностная логика или, во многих местах, просто отсутствие логики, приманивание и стращание – далеки от того, чтобы содействовать выработке КАББАЛИСТИЧЕСКОГО, СИСТЕМНО-ЦЕЛОСТНОГО видения жизни. Читатели книги не получают подготовку к контролю руководства страны в случае осуществления ПОД ИХ ДАВЛЕНИЕМ реформы по М. Лайтману. Действительный контроль и, по существу, собственно руководство страной сможет осуществлять только М. Лайтман и, возможно, какая-то группа ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОВЛАДЕВШИХ КАББАЛОЙ.

Ну, а читателям адресуется страшилка:  ====

…Без сомнения, постепенно они или их сыновья будут выкорчеваны из страны, и останется лишь ничтожное количество, которое, в конце концов, ассимилируется в арабской среде…

==== и обещалка: ====

      …Если они примут каббалистическую методику, — это, конечно же, доказало бы всем народам правоту Израиля в возвращении на свою землю. И даже арабам.[196]

==== Вместо честного и умного разъяснения-призыва на читателей оказывается манипулятивное воздействие. ====
------------------------------

196 Бааль Сулам. Решение.
 
      Непредсказуемые последствия

      И евреи, и неевреи знают или, по крайней мере, чувствуют, что народ Израиля имеет отношение не только к развитию цивилизации, но и к тем проблемам, которые цивилизация испытывает. Во всех смертных грехах не обвиняли ни один народ, кроме евреев. На эту тему мы уже говорили много, осталось подвести итоги.

==== Неточное (по наивности или намеренное) представление темы подготавливает сомнительное продолжение. Отношение, которое имеет народ Израиля к развитию и проблемам цивилизации, - двоякое:

1 - отдельные евреи и народ в целом, в отдельные моменты времени и в отдельных областях, действительно, определяющим или существенным образом участвовали в развитии и проблемах цивилизации;

2 – во множестве случаев, как показывают серьезные исследования антисемитизма, это «отношение» имело вполне определенное содержание – недостаточная защищенность евреев провоцировала приписывать им виноватость в проблемах других народов.

И, второе, похоже, имело место чаще, чем первое. Поэтому из истории взаимоотношений евреев с другими народами не следует доказанность наличия у евреев какой-то особой способности указывать другим народам путь развития и решения проблем.
Вырванные далее слова из Талмуда и книги «Тикуней Зоар», при поверхностном восприятии создают впечатление иллюстрированности, доказательности приводимого автором утверждения. Но, работа с поверхностным восприятием, формирование ложных впечатлений – это манипулятивное управление читающими книгу. ====

      Вот что сказано в Талмуде:
      Все страдания приходят в мир только для Израиля.[197]

      А книга «Тикуней Зоар» уточняет:
      …Они (евреи) вызывают своими поступками голод, бедность, жестокость, унижение, убийства и грабеж во всем мире.[198]

      Ни больше, ни меньше — страдания во всем мире.
   
==== У Бааль Сулама представлена израилецентричная картина мира «И как внешняя часть народа Израиля, то есть народы мира в нем, усиливается и принижает внутреннюю часть народа Израиля – мудрецов Торы, так и внешняя часть народов мира, разрушители, усиливаются и аннулируют их внутреннюю часть – праведников народов мира. Так же и внешняя часть всего мира (народы мира) усиливается и аннулирует сынов Израиля, которые являются внутренней частью мира». И «мимоходом» привязав воображение читателя к такой картине, Автор внушает ложную - одностороннюю трактовку факта «большинство людей не сомневаются в ответственности еврейского народа за происходящее». Дело в том, что, фактически, это «не сомневаются» имеет место в двух вариантах:

• не сомневаются потому, что увидели (евреи предоставили) какие-то проявления евреев, дающие основание к этому «не сомневаются»;
• ищут виноватого, на которого можно свалить вину за собственные промахи, недостатки, слабости – такого кандидата в виноватые, которые не сможет дать достаточный отпор. Там, где евреи присутствовали в качестве слабого звена, в отношении них формировалось это самое «не сомневаются» .

Таким образом, для изменения отношений евреи должны не предъявлять какой-то надуманный позитивный пример. Надо предъявлять силу и тогда прекратится игра в «не сомневаются», а там, где силу придется применить, «не сомневаются» сменит твердое ЗНАНИЕ – евреев обижать не надо.====

Скажем сразу — рациональных, то есть принятых в науке доказательств тому, что говорится в цитатах, нет ни у кого. На самом деле не важно, есть доказательства или нет. Важен факт, что большинство людей не сомневаются в ответственности еврейского народа за происходящее. Самое верное доказательство — антисемитизм.

      Я склонен думать, что антисемитизм неоспорим, как неоспоримы проказа, сифилис.[199]

==== Полная цитата (http://www.maximgorkiy.ru/mod-sb-ebook-2689-pg/1/ ): «Я склонен думать, что антисемитизм неоспорим, как неоспоримы проказа, сифилис, и что мир будет вылечен от этой постыдной болезни только культурой, которая хотя и медленно, но все-таки освобождает нас от болезней и пороков». За словами М. Горького нет констатации какой-то особой ответственности евреев перед остальным человечеством; все проще и приземленее: современной ему культуре свойственны указанные выше модели поведении – извинять себя ссылками на другого, особенно на более слабого; таким более слабым, в силу исторических событий, во многих ситуациях являются евреи. И в сегодняшней культуре растерянность перед проблемами глобализации ведет к использованию привычной модели.====

      Сегодня, когда мир столкнулся с проблемами глобализации, о евреях вспоминают все чаще. На разных уровнях говорят о происках евреев. Отдельные люди и целые народы столкнулись с ситуацией, когда дальнейшее существование возможно лишь на основе сотрудничества, взаимопонимания и взаимосвязей. Это то, что нужно всем, но как это сделать, не знает никто.
      Еврейский народ имеет опыт в создании объединения такого уровня, и поэтому он обязан свой опыт передать всем. Должен ли он вначале объединиться сам? Ответ очевиден — да.

==== Поскольку евреи, как всегда страдают от использования другими народами указанной модели поведения, то, естественно, заинтересованы, в меру возможностей, что-то сделать для облегчения ситуации. Частой ситуацией является отсутствие согласованности или, даже, противоборство разных народов или иных социальных групп там, где надо бы действовать сообща. Здесь может быть полезен накопленный евреями опыт преодоления разобщенности в своей среде и объединения для решения проблем (если таковой особый опыт имеется; ни история периода вокруг Холокоста, ни современная внутриизраильская и общееврейская практика не дают твердых оснований увидеть наличие какого-то уникального опыта объединения, которым можно было бы делиться с другими). ====

      Кстати, абсолютно очевидно и другое. Как он будет это делать, не интересует никого — это во-первых. А во-вторых, если он это не сделает, а еще хуже — даже не попытается, последствия этого бездействия непредсказуемы…

==== Тональность тревожная, порождает состояние тревожности и восприимчивость к предложениям что-то делать. Контекст подсказывает – «передавать опыт объединения». Но, есть ли такой «уникальный опыт» для благодетельной передачи? ====

      …В таком поколении все разрушители народов мира поднимают голову и, в основном, желают уничтожения сынов Израиля.[200]

==== В контексте целостного высказывания Бааль Сулама: «… внешняя часть народов мира, разрушители, усиливаются и аннулируют их внутреннюю часть – праведников народов мира. … И если каждый из нас, остатков прошлого, примет на себя всей душой и разумом, обязанность возвеличить отныне и далее внутреннюю часть Торы и предоставить ей достойное место, в соответствии с ее истинной значимостью по отношению к внешней части Торы, тогда каждый из нас удостоится усилить свою внутреннюю часть, то есть часть Израиля в себе – потребности его души, над внешней своей частью – народами мира, что в нем, потребностями тела.

И проявится эта сила также во всем народе Израиля, так, что народы мира, что в нас, осознают и узнают важность и величие великих из Израиля над ними, услышат их и будут повиноваться им. И тогда внутренняя часть народов мира, праведники народов мира, усилятся и покорят их внешнюю часть – разрушителей мира. А внутренняя часть мира, Израиль, превзойдет во всем величии и в важности внешнюю часть мира – народы мира.
И тогда все народы мира осознают и примут важность Израиля над ними…» - фраза, приведенная М. Бруштейном, несет совершенно иной смысл. Бааль Суллам указывает на обычный всплеск антисемитизма в ситуациях усложнений во внеизраильском мире - как пакостного способа  перекладывания своих претензий на СЛАБОГО постороннего. И указывает на необходимость Израилю отвечать на такую угрозу УСИЛЕНИЕМ себя путем использования мудрости Торы. И никакой пример им Израиль НЕ ОБЯЗАН показывать, а должен самому себе показать им СИЛУ ОТПОРА.

То ли глупость, то ли коварство Автора здесь заключается в следующем. Автор говорит об ОБЪЕДИНЕНИИ, а СИЛУ ОТПОРА тоже составляет объединенность народа Израиля. Но, объединенность для СИЛЫ ОТПОРА нужна не любая, а по СОДЕРЖАНИЮ и РАЗМЕРАМ такая, чтобы быть соРАЗМЕРНОЙ силе внешней угрозы. Для нынешней ситуации в мире, ситуации нарастания межцивилизационного конфликта, потребный уровень объединенности народа Израиля нужен такой, чтобы народ Израиля и форма его объединения Государство Израиль был в состоянии отбить нападения врагов и пресечь коварные манипуляции «друзей». А формирование ОБЪЕДИНЕНИЯ для показательного примера в ответ на какие-то якобы «ожидания» других народов - это предложение евреям заняться сладостным процессом самоудовлетворения в ситуации, когда погромщики уже у дверей (!?).====
------------------------------

197 Бааль Сулам. Предисловие к книге Зоар.
198 Там же.
199 Горький М. О евреях, 1919 г.
200 Бааль Сулам. Предисловие к книге Зоар.

 Арабская весна

      Меня изумляет духовная стойкость еврейского народа, его мужественный идеализм, необратимая вера в победу добра над злом, в возможность счастья на земле. Старые крепкие дрожжи человечества, евреи, всегда возвышали дух его, внося в мир беспокойные, благородные мысли, возбуждая в людях стремление к лучшему.[201]

      Фундаментальный вопрос: а готов ли народ Израиля к объединению? Готов ли он быть примером для других? Похоже, повод для оптимизма есть. Израильтяне действительно начинают постепенно приходить к этой мысли. Подтверждением этому — события, всколыхнувшие весь Ближний Восток в 2011 году. Речь идет об инспирированной извне акции под романтическим названием «Арабская весна».
      В те дни, а точнее, 6 августа 2011 года, в Израиле произошло беспрецедентное событие. На улицы городов вышли порядка трехсот тысяч израильтян! Это при 7-миллионном населении! К примеру, для России подобное соотношение соответствует 6 миллионам человек!

      Тогда, когда в арабских странах акции подобного рода привели к массовым беспорядкам и даже к смене правящих режимов, в Израиле этот протест закончился появлением организации под названием… «Арвут» (поручительство) [202] .

==== Из декларации «Арвут»: «Мы должны осознать огромную ответственность, которая сегодня лежит на всех нас, без исключения, и быть крайне осторожными, чтобы не нанести ущерб самим устоям нашей государственности».
Устои государственности - это двухуровневый комплекс:

• нижний – а) ощущение и осознание в среде народа своей общности и необходимости организованно актуализировать эту общность, чтобы сообща обустраиваться в социальном и естественном окружении, и б) воля народа к организованности;
• верхний, существующая организованность = государственность.
Радикальная смена государственности опасна и драматична. В частности, ослабленное в период изменения общество становится привлекательным для захватнических поползновений близких и дальних соседей. Пример – Россия стала объектом множественной интервенции в период смены монархической государственности на советскую; при этом переживалась еще и драма гражданской войны и сепаратизма.
В этом отношении декларация Арвут «Мы должны осознать огромную ответственность… и быть крайне осторожными, чтобы не нанести ущерб самим устоям нашей государственности» вполне соответствует каждому уровню комплекса:
• гарантирует обществу и контролерам от общества, что не ведет к угрозе существующей организованности, которая обеспечивает безопасность общества;
• гарантирует правящим государственным звеньям, что не ведет к угрозе их месту в государстве.

И в этом отношении объявленная М. Лайтманом в декабре 2914 г. конструктивная программа перехода сегодняшнего Израиля к построению «альтруистического коммунизма» предусматривает неразрушительный, договорной переход участников государственной власти в Израиле к новому распределению властных возможностей:

«Лишь бы соединились и поддерживали друг друга, вместо того чтобы подсиживать других и чинить им препятствия, оставляя страну у разбитого корыта. Пускай лучше каждый получит свою порцию власти – не в пику остальным, а совместно с ними». (http://www.laitman.ru/crisis/150202.html 23.12.2014)

Но, анализ конкретного российского примера, показывает, между кем и какой, в действительности, договор заключается. См. «Кто девушку ужинает» и «Тот её и танцует». ====

      Этого не ожидал никто. Ни те, кто спровоцировал народные волнения, и ни те, кто вышел на улицы.
      Идея взаимного поручительства распространилась по всей стране и получила всеобщую поддержку. Вскоре эта идея нашла свое отражение в нескольких принципах.
      Их суть можно сформулировать одной фразой: принцип взаимного поручительства заключается в осознании того, что благополучие каждого и благополучие общества в целом — это одно и то же.

      Принцип взаимного поручительства, принятый когда-то еврейским народом у горы Синай, получил в наши дни второе рождение.
      Необъяснимый феномен. Социальный протест, начавшийся в результате нехватки жилья, невероятным образом преобразовался в требование взаимного поручительства. В чем тут дело?
      Дело в том, что мир стал тесен. Нерешенные проблемы вавилонской цивилизации вновь стали сегодня актуальными. Мир, в полном соответствии с прогнозом Авраама, стал глобальным. Таким образом — круг замкнулся.

      Не только страны, но и отдельные люди чувствуют свою зависимость друг от друга, и Израиль тому пример. Что делать дальше: пытаться оттянуть развязку или уже сегодня начать действовать?
      В Израиле начали понимать, что при существующем положении вещей, когда каждый сектор, каждый индивидуум думает лишь о том, как отхватить больший кусок «бюджетного пирога», противоборство будет лишь усиливаться и обостряться. Поэтому процветание общества возможно лишь на основе консолидирующего принципа взаимного поручительства.

      На самом деле речь идет о хорошо известных всем ценностях, на которых построены отношения в семье. У нас нет выхода. Именно эти ценности должны лечь в основу новой социально-экономической программы и применяться на всех уровнях: индивидуальном, общественном, государственном и международном. Сегодня на повестке дня стоит уже практический вопрос — с чего начать?

      Не будет решения проблем экологии, безработицы, экономики и других до тех пор, пока мир не поймет, что решение всех этих проблем — в единстве и совместном глобальном взаимодействии, тесном и справедливом, между всеми странами.[203]
------------------------------

201 Горький М. О евреях, 1919 г.
202 http://arvut.org/ru/
203 Браун Гордон (род. в 1952 г.) — бывший премьер-министр Англии. Цитата по: Брошюра движения «Арвут». С.16.