Все в памяти моей. Гл. 38. Я - бабушка!

Светлана Компаниец
   Начало  мая.  Я  в  командировке,  в  Киеве,  живу  в  общежитии  завода  им.  Петровского,  это  наше  родственное  предприятие.
 
   Майский  Киев  великолепен! Работы  у меня  немного  и я каждый  день подолгу  шатаюсь  по весенним улицам, паркам,  Крещатику. Захожу  во  Владимирский  собор,  здесь  я  уже  была  как - то  зимой,  но  все  равно – интересно. Поднимаюсь  на  Владимирскую    горку…

    Звоню   в   Златополь   маме   и  от  нее  узнаю,  что  сейчас  в  Киеве,  на  какой-то  медицинской  конференции (или  курсах?)  Надя  Базилевич,  моя  подруга  детства. Захожу  в  мединститут. Да, действительно, здесь собрались  стоматологи.

    В  просторном  вестибюле  жду  перерыва.  Сколько  же  мы  не  виделись?  С  шестьдесят  второго  года, когда  я  уехала  на  Алтай. Уже восемьдесят  восьмой…   Двадцать  шесть  лет!  Узнаю  ее  или  нет?
               
    Конечно,  узнаю   ее   сразу   же,  как   только  она  появляется  в   дверях  аудитории. Она  совершенно  не  изменилась, те  же полные  губы, те же  веснушки,  пушистые  ресницы  и  глаза...- Надины! Темносиний  строгий  костюм  подчеркивает ладную,   стройную  фигурку,  словно  и  не  было  всех  прошедших  лет...
   
-   Надя! – окликаю  ее.
               
    Она  останавливается,  какое-то  мгновение  смотрит  на  меня.
      
-   Света?! – узнала!
 
    И  мы  с ней  замечательно  проводим  весь  день.  Наговориться    не  можем.  Выкладываем  друг  дружке  все,  что  накопилось  за  эти  годы. Вспоминаем,  как  в  то,  последнее  наше  лето  в  Златополе, она  вдруг влюбилась в  киномеханика  нашего  Дома   культуры   и   едва  не  сбежала   с   ним,  так   как  родители,  естественно,  были  против:  как  же,  дочь, -  умница,  красавица,  без   пяти  минут  врач, -  и  вдруг -  механик,  разведенный,  да   еще  и   намного  старше  ее!  Быстро  сориентировались  в  обстановке   и   мигом   вернули   ее  в  Киев,  где  уже  ждал  некий  Григорович,  тоже   врач,   давно  и  весьма   решительно  настроенный  жениться  на  Наде.   Жизнь  с  ним  как-то  не  задалась  и  через  некоторое  время  они  расстались. С  Надей  остался  сын,  ее  счастье,  надежда  и  смысл  дальнейшего  существования...   А   Надя,   теперь  Надежда  Ивановна,  -  как  и  в  детстве, - очень  старательная, серьезная  и  дотошная  во  всем, -  стала  отличным  врачом  и  преподавателем.   
   
     Со  смехом  вспоминаем,  как   Ирина   мама,  узнавая   о  наших  кавалерах  (еще  в  школьные  годы),  пророчески  говорила:
      
  -  Эх,  девочки...  Глупые  вы...  Все  к  вашему  берегу:  як  не  гивно,  то  триска!... (обломок  палки).
   
    И  у  Иры  поначалу  сложилось  не  так,  как  хотелось  бы...  И   счастье  свое   (и  судьбу)  она  встретила  позже  в  лице  Алексея  Щукина.  Я  смутно  помнила  его  по  юношеским  годам:  красивый  парень  с  тонкими  чертами  лица  в  мелких,  легких  веснушках.   Мне   он   казался   каким-то  отстраненным  от  шумных  молодежных  компаний  Златополя.  Об  их  отношениях  я  узнала  от  Иры  еще  в   первый  свой  приезд  из  Барнаула,  когда  только  родился  Сережа,  и,  признаться,   удивилась:  где  могли  пересечься  их  пути?  Но  Иру   ни  о  чем  не  расспрашивала,  -  по  тому,  как  она  говорила  о  нем,  я  почувствовала,  что  это  серьезно,  и  с  расспросами  лезть  не  стоит.
      
     Все  это  мы  перебирали  в  памяти  с  Надей,  пока   гуляли   по  городу,  пили   кофе,   сидели   на   телефонной   станции,  где  я  ждала   разговора  с  Барнаулом.
   
    Запомнилась   одна   встреча.  Здесь   же,  на  телеграфе,  к   нам  подошел  мужчина.  Представился:  Геннадий. Тоже  из  Барнаула. С моторного завода.  Здесь  в  командировке.   Хорошо   знает   Киев,   может   показать  много  интересного.  Было  понятно,  что  заинтересовала  его  я.
    
-  Впечатление  приятное, - шепчет  мне  Надя, - можешь  хорошо  провести  время.
               
-  Прекрати! – отвечаю   я.
   
   И  все  же  оставшуюся  часть  дня  мы  проводим  втроем.  Затем,  уже  поздно  вечером,    он  провожает  нас  с  Надей  до  общежития,  где  она  остановилась,  и  мы   договариваемся   о завтрашнем  дне. А  ночью  Наде  приходит  телеграмма:  умерла  мама...  Тетя  Женя...  Я  хорошо  помнила  ее,  с  детства,  когда  она  казалась  мне  такой  большой,  уютной  и  теплой,  очень  домашней.  А  ее  торт    «Наполеон», которым  она  всегда  угощала  нас  в  день  рождения  Нади,  долгое  время  казался  мне  самой  вкусной  вещью  на  свете.   И  еще:  первые  уроки  шитья  я  получила  от  нее, -   она  показала  мне,  как  правильно  подшивать  платье  и  как  обрабатывать  его  с  изнанки. Помнится, уже  в  Барнауле,  когда  я  появлялась  на  работе  в  новом  платье,  наша  копировщица,  тоже  Надя,  -  очень  близкий  мне  человек,  -   тут   же   проверяла  у  него  изнанку  и  не  находила,  к  чему  придраться.  Уроки  не  прошли  даром...
 
    Утром  следующего  дня  я  прощаюсь  с  Надей  на  автобусной  станции.  Она  уезжает  в  Златополь.  Хоронить  маму. В  окне  автобуса  я  вижу  ее  печальное  лицо  с  горькими  морщинками  в  уголках  губ   (вчера  их  еще  не  было)  и  жестко  сдвинутые  брови  над  нежной  ямкой  переносицы.  Она  смотрит  на  меня  очень  серьезным,  каким-то  отрешенным  взглядом.   И  я  понимаю:  она  уже  не  со  мной,   она  уже  там,    где  ждут  ее  совершенно  не  женские  заботы   и  хлопоты...

    В  полдень,  закончив  дела  на  заводе,  встречаюсь  с  Геннадием.  Мы  идем  в  кино  смотреть  только  что  вышедший  на  экраны  фильм  “Холодное  лето  53-го”.  Покупаем  набор  бутылочек  и  сосок-пустышек,   -   Марина,  жена  Андрея,  должна  вот-вот  родить.
                А  затем  он  и  вправду   водит  меня  по   таким   местам,  куда  экскурсоводы  не  заходят.  Мы  в  Киево-Печерской  Лавре,  в  каких-то  монашеских  кельях,  в    подземных  переходах, монах  показывает  нам  мощи святых, ведет  по  катакомбам…  Осматриваем  какие-то  часовни.  Гуляем  в  парках…   А  к  вечеру  Геннадий  без  труда  находит  дом,  где  живет  мой  двоюродный брат Володя, врач-анестезиолог,  сын  дяди  Жоржа:  Геннадий   весь   день  носит   тяжелую   сумку   с   вялеными  лещами  и  бутылкой  крепчайшего  самогона,  - подарок  моего  брата  Левки  (я  уже  побывала  в  Златополе)  - Володе.

    Удивительно  приветливо  и  радушно  встречают  нас,  нежданных  и  незваных  гостей.  По телефону  я  сказала  Володе, кто  я. И  вот  идет процесс  узнавания  и  знакомства.  Ведь  не  виделись  мы  с  детских  лет,  с  той  поры,  когда  Володя  (Вовчик)  жил  у   нас.   Ему  тогда   было  немногим   больше  пяти  и  мама  забрала  его  к  нам,  так  как  в  семье  дяди  Жоржа  в то  время  не  с  кем  было  его  оставлять,  а  в  селе,  где  учительствовали  дядя  Жорж  и  его  жена,  тетя  Маруся,  детского  сада  не  было.   Я  была  на  три  года  старше  Вовчика  и,  помню,  все  пыталась  «строить»  его.  А  он  был  очень  потешным  тогда,   по   вечерам   забирался   на   стул  и    громко   декламировал  стихи,  которым  его  учили  я  и  Галька,  дочка  тети  Нилы.
 
    Вот  вспомнилось  опять  то  время...   Сейчас  совершенно  иначе   все   мы  относимся  друг  к  другу.  И  живем  богаче,  и  чувствуем  себя  здоровее,  и  условия  жизни  лучше,  а  вот  не  слышу  я, что  родня  берет  к  себе  ребенка  на  обучение  в  школе,  или  просто потому,  что  брату  или  сестре  приходится  туго…  А  у  нас  постоянно  жил  кто-либо  из  маминых  племянников…
               
    Но  вернусь в  Киев. Помнится,  что  мы  много  смеемся  за  столом.  Володя,  как  и  его  отец, отличный  рассказчик, и  так  хорошо  и  смешно, в  картинках,  рассказывает,   как   его   вызывали   к   высокому   чину  в   правительстве  и  предупреждали,  как  нужно  вести  себя:   Щербицкий,   партийный  босс  Украины,  когда  ему   должны  были  делать  операцию,   (не  помню,  какую),  потребовал,  чтобы  анестезию  проводил  Володя.
   
    Засиживаемся  допоздна.   Несколько   раз  мы  с  Геннадием  порываемся  уже  уйти,  но  Володя  с  женой,  шутками  и  прибаутками,   гасят  наш  порыв  и  в  конце  концов  оставляют  нас  на  ночь.
       
-   Я  стелю  им  в  нашей  спальне, - обращается  Валя  к Володе, - а  мы  будем  у  Костика  (сына), -  смотрит  на  меня,  видит,  как  я  делаю  большие  глаза, -  все-все,  поняла:  мальчики  -  налево,  девочки – направо!   Володя  и  Гена  спят  у  Костика,  а  мы  с  тобой  у  нас  в  спальне!
               
    Мы с ней еще  долго разговариваем, будто  знаем  друг друга  целую  вечность. Вот  есть  же  такие  люди!  И  это счастье,  что  они  есть…
    
-   Свет!  А  он,  кажется,  ничего... Ну,  что  тебе  мешает?  -  это  она  про  Геннадия.
   
    И  я  рассказываю  ей  о  Викторе,  о  П.К.,  о  так   внезапно  нахлынувшей     и  так  перевернувшей  всю  мою  жизнь, - любви...
      
    Вечером  следующего  дня  Геннадий  провожает  меня  в  аэропорт,  я  улетаю  в  Москву  и  домой,  у  него  еще  дела  в  Киеве.   Мы  стоим  у  столика  в  кафе,  я  вдыхаю  свежий  аромат  белых   хризантем,  большой  букет  которых  он  подарил  мне  уже  здесь,  в  аэропорту,  и    слушаю,  слушаю...
 
   О,  как  настроен  слух  женщины  на  нежные  и  добрые  слова!  Все,  пора...  Прощай,  Гена,  хороший  ты  человек,  но...
      
   А  в  самолете   отдаю  букет  бортпроводницам   и,  отвернувшись  к  окошку,  почти  все  время  полета  до  Москвы  лью  беспричинные  слезы... Сколько  нужно  женщине,  чтобы  оттаяла  ее  душа  и  потекла  слезами?   -   Всего  несколько  нежных  и  ласковых  слов...
   
    В  Барнауле  Геннадий  без  труда  находит  мой  рабочий  телефон,  пару раз  встречает  меня  с  цветами  у  дома  детей  на  Ленинском  проспекте,  в  центре  города...   И  так  и  не  начавшийся  роман - прекращается. У  меня  уже  другие  хлопоты.      

        *****

    Марину,  жену   жену   Андрея,  кладут  в  больницу  на  сохранение:  скоро  роды,  боятся  осложнений. По  моей  просьбе – к  нам  на  Южный,  в  родильное  отделение  заводской  больницы, -  помогает   Римма,  наш   гинеколог.   Теперь   утром,  перед   работой,  я  бегу  в  больницу,  несу  Марине  поесть  домашнего,  а  затем  тороплюсь  на   заводской  автобус.  После  работы  еду  в  город,   к  Андрею,   там  мы  готовим  квартиру  к  приходу  Марины,  делаем  ремонт.

   Поначалу  за  дело  дружно  берутся  все,-   Виктор,  Галина  (мама  Марины),  мы  с  Андреем, -   но   через   очень   короткое  время  в  квартире  остаемся  только  я  и  Андрей...  Продолжаем  и  заканчиваем  ремонт вдвоем.
    
    А  третьего  июня  мы  с  Виктором     становимся    настоящими  предками, - бабушкой  и  дедушкой.  Марина   родила    действительно   богатыря, - мальчика,  весом  четыре  двести!  Совершенно  непонятно,   где   он   только  помещался  в  этом   тщедушном,  худеньком  тельце?  Но  молодец!   Выносила,   а  главное, - родила  сама! (стоял  вопрос  о  кесаревом...) Парня  назвали  Глебом.
   
     Я  взяла  на  работе  отпуск  и  первые  несколько  дней  жила  у  детей,  помогала   Марине  с  новорожденным.  Андрей  сдавал  экзамены  летней  сессии  и  работал  в  больнице  скорой  помощи.
   
    Утром  уезжала  к  себе  домой, -  прогулять  и  накормить  собаку,  бежала  в  сад  с  рассадой:  надо  было  успеть  все  посадить,  да  и  порядок  навести   в  домике  и  на  участке.   Затем  снова  неслась  домой,   что-то  сготовить  поесть  себе  и  Виктору,  хотя  он  почти  не  появлялся  дома…  И  снова  ехала  в  город  к  детям:  Марина  была  еще  очень  слаба.

    Вскоре  приехал  в  отпуск    Сергей,  помочь  Алене  с  дипломным  проектом.  Они  целыми   днями  занимались чертежами  у  нас  дома,   так  что  Зошка  был   под  присмотром.  Помню,  по  вечерам,  приехав  домой,  заставала   одну  и  ту  же  картину:  комната  Сергея  и  Алены  завалена  бумагами,  -  на  столе,   на  диване,  в  кресле,  на  полу.  Они  заняты:  пишут,  чертят  за  столом  и  на  доске, а  Зошка   в  это  время  норовит  пробраться   к  ним   и  обязательно  стащить   какой-нибудь  лист   с   полу   или   с  дивана.  Он  осторожно  берет  очередную  добычу  в  зубы  и  тихо, крадучись, прижав  уши  и  хвост,  старается  побыстрее  выбраться  в  зал,   и,  если  это   ему  удается, -  тут  уж  полная  воля  его  собачьему  азарту, -  терзает  и  рвет  на  клочки  бумагу,  рычит  и  прыгает   по   комнате,   пока   Сергей   и  Алена  с  воплями  носятся  за  ним,  стремясь  успеть  вырвать  из  его  пасти  остатки  записей  или  расчетов.
   
    Вот  и  лето  прошло...  Словно  и  не  бывало,  -   так  пела  в  то  лето  Пугачева...
   
    Алена  защитила  диплом  и  они  с  Сережей    уехали  в  Елгаву.  А  у  меня  жизнь  пошла  в  ускоренном  темпе:  работа,  сад,  внук,  дом...