Травля

Павел Морозовв
               
Памяти расстрелянной
первой в мире хоккейной
медвежьей команды,
посвящается…

       Эта грустная во всех отношениях история произошла уже очень давно, о которой, к великому сожалению, все уже благополучно забыли, а те, кто спровоцировал те кровавые события, либо уже ушли в мир иной, либо благополучно доживают свой недолгий век, не ипытывая мучительных угрызений совести за содеянное…
      
 Начиналась эта история еще в начале шестидесятых годов, когда в созданный первый в СССР цирк на льду пришел молодой активный и подающий надежды дрессировщик Анатолий Майоров, которому было предложено научить мишек кататься на коньках, на что Анатолий с радостью согласился, предварительно взяв в ассистенты свою жену.
      
Работа была трудной и во многом неблагодарной, потому что этим до сего момента никто не занимался, где все зависело от великой любви к своему делу и животным, основанной на самоотверженном отречении от всего того, что мешало работать.
      
 Здесь мы не будем рассказывать о технических приемах и профессиональных уловках, используемых талантливым дрессировщиком и неординарным человеком, но через полгода номер был готов, ставший  сразу пользоваться огромным коммерческим успехом сначала у себя в стране, затем начались международные цирковые турне, которые тоже пользовались неизменным успехом, посыпались предложения из множества стран.

 Этот, поначалу ординарный цирковой проект, явно становился валютным, что сразу не понравилось очень многим,  которых в народе принято было называть кухаркиными детьми,  они тайно и явно завидовали успеху незаурядного человека, который просто не мог быть таким, как они, проводившими свою жизнь серо и неинтересно, главной задачей которых было следить за другими. И такой человек нашелся в лице нового генерального директора государственного предприятия "Цирк на льду", госпожи Ломакиной Ж.П. Началась кампания откровенной травли, через два года закончившаяся изгнанием неугодного гения за пределы сего уважаемого государственного учреждения в город Красноярск вместе с частью медведей, участвовавших в номере.

Все эти полтора года, что Анатолий Майоров пробыл в Красноярске, он подготовил совершенно новый номер. Жить приходилось тяжко, потому как гонорары в заштатном провинциальном цирке были более, чем скромными. При этом Анатолий ездил по тайге и скупал у охотников маленьких медвежат, которых содержал за свой счет, выкармливая из бутылочек каждого из них.
      
 Первой не выдержала жена, сказав, «что в такой нищете она жить более не может». Но сын Дмитрий, несмотря на все уговоры матери, остался с отцом. Через полгода их цирковую медвежью труппу пригласили в Казанский цирк с новым цирковым номером «А у нас во дворе», который явил собой настоящую сенсацию в цирковом искусстве того времени, где медведи играли роли дворников, пенсионеров - доминошников, фотографов и т.д.

 Народ, прежде плохо посещавший серые и безликие представления Казанского цирка, вдруг валом повалил на его представления, прежде всего за счет показа на его арене новых, революционных по тем временам, номеров, созданных талантом и самоотверженным трудолюбием Анатолия Майорова. Это сразу очень не понравилось многим  как из существовавшего циркового коллектива, так и из его администрации. Тогда Майорова стали называть скоростной выскочкой, интриганом, сребролюбцем и т.д. Кончилось все тем, что ему предложили тихо уйти, как они это предлагали многим до него, на что дрессировщик ответил отказом,  и тогда его просто уволили по «статье» с формулировками, типичными для эпохи развитого социализма: невыдержан, антисоциален, неуравновешен и т.д.
      
 Программу закрыли, а ему вместе со своими медведями предложили убираться, куда глаза глядят. Пришлось срочно ехать и искать «правду» в Москву, где высокие цирковые начальники только развели руками.
      
Время шло, куда только не обращался Майоров, беспокоясь не за свою, а за судьбу четвероногих питомцев, которым некуда было податься, которая никого не интересовала - ни столичную общественность, ни самую «гуманную» прессу в мире. Все уже успели забыть о недавнем шумном международном успехе известного дрессировщика и его четвероногих питомцев. Когда Анатолий приехал обратно, то увидел ужасающую картину. Ревущих от голода мишек, которых цирковая администрация просто отказалась кормить. При этом ассистент Майорова Станислав Баженов делал все, что было в его силах, дабы как-то смягчить незавидную участь обезумевших от голода животных.

Последняя надежда рухнула, когда местный зоопарк отказался принять на свое довольствие десяток привыкших к человеку медведей. А администрация цирка, тем временем, в союзе с местными партийно-хозяйственными органами управления в ультимативной форме потребовали пристрелить животных, причем сделать это за счет самого Анатолия, который в последний раз попытался спасти жизни своих подопечных и обратился с призывом помочь все остальные цирки и зоопарки, дабы разместить там в одночасье ставших никому ненужными животных. Но никто не откликнулся на отчаянный в своей безысходности зов о помощи…
      
И вот он настал этот самый последний день, когда Анатолий Майоров вместе со своим ассистентом пришли попрощаться со своими подопечными, купив при этом на последние деньги кое-что из еды. Запомните! Это ложь, когда говорят, что животные не понимают и не чувствуют. Они, голодные, не принимали еду из рук Анатолия, заглядывали в глаза, слизывали языком слезы, текущие у него по щекам, будто знали, что это их последний день, при этом они  никого не винили и не проявляли даже признаков агрессивности…
      
 На утро их отвезли за город и устроили самую настоящую бойню, несмотря на все просьбы Майорова стрелять прицельно, дабы не причинять излишних мучений своим питомцам.  Но у охотников были свои резоны, они решили устроить из сего мероприятия кровавое шоу, чтобы насладиться видом мучений привязанных к деревьям беззащитных, в исступлении ревущих от дикой боли, животных. Они стреляли по лапам, в бока, куда попало, пока очередь не дошла до медведицы Тайги, любимицы Анатолия, к которой он в отчаянном порыве кинулся, закрыв своей грудью, тут же получив заряд картечи. Потом водитель грузовика, на котором привезли на бойню мишек, оттащил его в кабину, и он уже не видел, как охотники, удовлетворенные своей  работой, добивали выстрелами в упор еще живых артистов цирка, еще недавно бывших гордостью великого государства…
      
 Через некоторое время после выписки из больницы на Анатолия Майорова посыпались со всех сторон упреки за то, что он ничего не предпринял, чтобы спасти своих питомцев. Нашлись какие-то сердобольные тетки из комитета советских женщин, которые гневно ставили в упрек Анатолию, что он  не обратился именно к ним. Зашевелились газетчики, не проявившие ранее к этому мерзкому процессу никакого интереса, хотя прекрасно знали об этом. В Казанском цирке же эту историю предпочли быстро забыть.

 Анатолий Майоров ненадолго пережил своих любимых животных, некогда выкормленных своей собственной рукой, он умер от инсульта через год с небольшим после этого беспрецедентного по своей бессмысленной жестокости акта мести самому Анатолию Майорову путем убийства животных, и только лишь за то, что он при жизни был не таким, как сами убийцы и мучители…

Вместо эпилога.

       Прошли годы, все вы живете уже в новой стране в совсем иную эпоху. Но всмотритесь в лица тех, кто вас окружает, изменились ли они с той поры, стали ли лучше, терпимее, великодушнее? Увы нет, нет и еще раз НЕТ!!!
   
   Когда наряду с бессеребреничеством и сподвижничеством, отвагой и мужеством уживаются трусость и мелкая, подлая мстительность, а те, кто организовывал это убийство,  никуда не исчезли, они живы и здоровы, они воспитали в таком же духе своих собственных детей, для которых понятия честь и великодушие просто пустой звук и не более, и потому говорим вам: «Пока вы будете равнодушны к чужой беде, хотите того или не хотите,все вы  являетесь прямыми пособниками подобных убийц, где бы таковые не творили свои подлые и мерзкие дела! Чужого горя не бывает и потому крепко-накрепко запомните это, уважаемые господа обыватели!»
19.11.2001.