Волшебная Зара Долуханова

Якунин Михаил Борисович
    Бывает так, что пересекаются неожиданные прямые! Те, о которых сейчас речь, хоть и не параллельные, но по объективным обстоятельствам никак пересечься не могли. Линии жизни. Миг один – пересеклись, и дальше по своим направляющим. Вот так: у станка стоишь, строишь, служишь, торгуешь, таксуешь… И вдруг – жемчужина на твоем пути! Ты не певец, не музыкант, не теоретик…  Совершенно из другого мира! Отрыв башки! Мне повезло!
    Зара Александровна Долуханова, народная СССР – в Большой Энциклопедии при жизни. Круче памятника! Десять дней общения! Удивительной простоты, лёгкости и обаяния – женщина 82-х лет. Не пожилой человек, не старушка – Женщина! Именно с большой буквы!
    Сегодня Зары Долухановой нет на бренной земле, но 15 марта (1918г.) – день её рождения. Я вспоминаю.

    Однажды довелось мне потревожить народную артистку в выходной день. Внезапно, без предупреждения. Подъехал к дому, звоню в домофон, представляюсь. Вежливая просьба с её стороны – через 20-25 минут повторить визит.
    Дверь мне открыла Дама! Меня ждали. Прическа, макияж, туфли, костюм, шейный платок… Я был потрясён! Забыв о цели визита, в небольшой зале, центром притяжения которой был комнатный рояль, я принялся  рассматривать развешанные по стенам живописные полотна. Увиденное впечатлило.
– Это Вы?! Это Ваши работы?! – с изумлением вопрошал я.
    Не знаю, что меня больше шокировало в тот момент: изобразительное искусство или новый открывшийся мне талант Зары?! Талантливый человек, как известно,  талантлив во всем!
– Продайте, подарите, пожертвуйте что-нибудь, - стал умолять её я.
– Я вам, Миша,  лучше нарисую, – услышал в ответ.
    Через два-три дня она вручила мне прямоугольный предмет небольшого размера, завернутый в газету. Не подумал тогда, а ведь надо было бы и обертку тоже сохранить. 2000-й год, десятилетия летят…
    Развернув, я увидел … Впрочем – смотрите сами. Без картинки рассказ – пустое! 
    В конверте была ещё книга с автографом: «Волшебная Зара Долуханова», авторства С.Б. Яковенко. Зачитали её, заиграли добрые люди. Картина же – моя навсегда.
    Самое трогательное в этой истории, помимо обращённых ко мне теплых слов – основа живописи – загрунтованная картонка от молочного пакета «Домик в деревне» с портретом милой бабушки в очках на носу.
    Я знаю точно - и рамочку кисточкой красила она. Собственноручно! Волшебная Зара Долуханова.
                15 марта 2015 г.

На фото:
Народная артистка СССР Зара Долуханова
Народная артистка Республики Коми, Заслуженная
артистка России Ольга Сосновская
2000 г., 10 июня, г. Москва