15 марта, Макеевка, ДНР. Берегись автомобиля

Александр Гал
Эпизод первый. На неделе ехали в 30-м автобусе в центр города. На остановке «Пятиричка» в автобус  заскакивает парень, скажем так, «ополченского вида», похожий на Гошу из сериала «Универ». Расплачиваясь с водителем автобуса, он продолжает  с кем-то говорить по мобильнику… Человек, разговаривающий по мобильному телефону, в среднем говорит в три раза громче обычного. Это следует учитывать, чтобы в вашу приватность не проникли окружающие. Парня слушает не только его невидимый собеседник, но и добрая половина автобуса: «Щас еду в больницу, к типу этому, которого сбил….» - говорит он, -  «Да, вот надо оплатить лечение, а где я… денег нет… Нее, платить не буду… я договорился, в комендатуре, знаешь… там пацаны сказали, что если будут проблемы, то подъедут и все решат».  Следующей остановкой была «Рудничная больница», где этот гражданин вышел.  Выглядел он крайне уверенным в себе и моральной подоплекой задуманного ничуть не терзался.

Эпизод второй. На следующий день, мы возили Димку на прием к врачу по поводу аллергии.  Уломали тестя свозить нас. Раньше сами ездили на такси, но тарифы накануне прошлых выходных  выросли на 80%, и теперь такси нам не по карману. Возвращаясь назад, сделали рейд по магазинам на Московской («Обжора», «Фуршет», «Триумф»), в поисках детской молочной продукции и детской воды (везде безрезультатно).  Пока жена с тестем находились в магазине, я прогуливался с малым неподалеку от входа. Место у перекрестка, есть светофор. Слышу визг тормозов, потом глухое «стук-стук-бум», поднимаю голову на звук. Вижу облако пыли, оно потихоньку рассеивается, открывая картину происшествия. Славу богу, никто, кроме техники, не пострадал. На тротуаре, метрах  в четырех от дороги, с противоположной от хода своего движения стороны, стоит ополченский «Фольксваген Транспортер». Это бывший инкассаторский автомобиль (видно по рисунку на корпусе), их массово «отжимали» у банков весной-летом прошлого года. У «Фольксвагена» болтается часть бампера и немного поврежден «передок». Из инкассаторского «броневичка» выходят несколько человек, подходят к другому пострадавшему авто.  Это пронзительно-красные, как губы проститутки, «Жигули»  шестой модели. «Жигули» прижались к бордюру, кажется, они также съехали со своей полосы, и что там с ними, не видно. Видно, что из-под капота на асфальт течет масло. Еще один автомобиль,  белый внедорожник «Тойота», стоит на аварийке на своей полосе, практически нос к носу с «Жигулями». «Тойота» кажется целой. Я спрашиваю другого случайного свидетеля, который оказался рядом со мной, как все было. Он говорит, «Фольксваген» ехал по «смежке» и обгонял кого-то на перекрестке, но каким-то образом зацепил «Жигули» и вылетел с дороги…

В целом, по моим наблюдениям, относительно прежних времен, аварий и дорожных происшествий стало как будто меньше.  Вместе с оттоком населения опустели и дороги. На глазок, поток машин уменьшился раз в пять-шесть. Сейчас, уменьшению количества машин на дорогах способствует и катастрофически быстрое подорожание бензина, дт и даже газа (здесь многие ездят на более дешевом газе, переделав машины под газобаллонное оборудование).  Раньше наиболее распространенные аварии, которые случались, происходили из-за толкотни и высокой плотности трафика. Теперь такие аварии исчезли как явление. На общем фоне выделяются аварии, связанные с перемещениями ополченцев и военной техники. Говорят, у восточных немцев в 80-е была поговорка: «Посмотри налево, посмотри направо, нет ли русского Урала». В сегодняшнем Донбассе эта поговорка также вполне актуальна. Пешеход, переходящий дорогу  на зеленый свет, должен быть уверен, что в это же время к перекрестку не приближается на высокой скорости что-то из техники ополчения.  Все уже привыкли, что «Уралы» и «Камазы» с черными военными номерами (или без них), как правило, на светофорах даже не притормаживают, объезжая остановившиеся на красном свете светофора машины по «встречке», и возвращаются на свою полосу уже за перекрестком. А когда тебя догоняет что-то из более тяжелой техники, лучше прижаться к правому краю и пропустить. Танк Т-72 с легкостью набирает крейсерскую скорость в 60-65 км/ч по асфальтированному шоссе. И что будет этой махине, если она зацепит кого-то ненароком? Ничего ей не будет. И механику-водителю танка ничего не будет. Время-то военное.

Эпизод третий. Вчера, в субботу утром, в центре Донецка, на пересечении улицы Артема и Садового проспекта, возле Дворца пионеров легковушку («Ваз 2110») сбил танк. Двое человек, водитель и пассажир, в реанимации в тяжелом состоянии. Смотрел видео в интернете. Легковушка, конечно в хлам. Кровь есть, но не так много, что может быть, дает шансы попавшим в реанимацию людям. Танк, говорят, уехал сразу же после происшествия. Его причастность выдают белеющие следы гусеничного трака на дороге, впечатанные в асфальт. Читаю «полемику» пользователей соцсети под новостью о происшествии. Одна половина пишет: «вот вам ваше ДНР!». Другая половина отвечает: «А укроармия тоже хороша, смотрите, вот фото!». Никто, однако, не вспомнил, что согласно февральским Минским соглашениям, в городе Донецке «как бы» не должно быть танков в принципе. Еще один курьез ситуации заключается в том, что за полквартала от места аварии, буквально метрах в 500-х, находится отель  Park Inn Radisson, где базируется миссия ОБСЕ в Донецке, и где проживают представители этой организации. И которые «как бы» уже проконтролировали отвод тяжелого вооружения из Донецка.
 
Но вернусь к автомобильной теме. Внедорожники «ОБСЕ» всегда ездят колонной из пары машин в сопровождении полицейской машины ДНР, едущей впереди. Едут быстро. На машинах установлены камеры. Их ведет полицейская машина. Полицейские через динамик требуют очистить ряд для колонны, иногда включают сирену.  Видел я на неделе в Донецке и две машины «ООН», на парковке под «Донбасс Паласом».
 
В «режиме бога» ездят не только танки и «Уралы», но и некоторые простые ополченцы.  Такие всегда спешат: и в магазин, и по особым военным нуждам. Кто покруче, тот обзавелся проблесковым «маячком»,  который устанавливается на крышу авто. Кто попроще, просто включает «аварийку», и летит под  100-110 км/ч по городу. Впрочем, есть и исключения. Я испытал невольную благодарность к парням в авто с номерным знаком «Казаки», которые пропустили меня через улицу Артема в центре Донецка. Или к водителям двух военных «Камазов», которые терпеливо ждали, пока мы с коляской не перейдем Донецкое шоссе в Макеевке.

Простые водители правила дорожного движения продолжают соблюдать.  Продолжают работать светофоры. По некоторым направлениям их перевели в режим «желтый мигающий». Гаишников на дорогах нет . Иногда ездят патрульные машины ДНР с надписью «Полиция», но вряд ли в их функции входит дорожный контроль. Я видел постовых полицейских на дороге только однажды, когда по дороге проезжала какая-то шишка из руководства.

Некоторые автомобилисты произвели «патриотический» тюнинг своих номерных знаков: в месте, где на номере должен быть украинский флаг, наклеен стикер с днр-вским триколором, или флагом Новороссии с Андреевским крестом. Кому как нравится. В соседнем дворе, стоит «Хюндай Акцент» с таким крестом, который наверно служит своеобразным оберегом его хозяину, так как серия номера у машины киевская. Есть часть автомобилистов, которые ездят с полными украинскими номерами, однако за лобовым стеклом повесили флажки: российский, новороссийский, ДНР. Некоторые даже все три вместе. Большинство же в этом спектакле не участвует. Возможно, также и потому, что мотаются и «на ту сторону».

Среди ездящих машин есть также и «отжатые». Это отдельная тема, может когда-нибудь я опишу подробнее. Такие авто выделяются тем, что ездят без номеров, с закрашенными номерами или с номерами типа «Леший», «Злодей» и т.п. В общей массе таких машин 1-2% не более.

Аварий лучше избегать, так как возмещение ущерба по страховке местным автомобилистам не светит. Страховые компании не работают в принципе. Но даже если бы и работали, то оформить ДТП по украинским законам не представляется возможным. Страховые компании ссылаются на форс-мажор, и в выплатах отказывают. Один автолюбитель, в которого «влетел» ополченец, описал процесс разборок после аварии так: «Дело было осенью. Остановились. Он подходит, говорит, ехать сам сможешь? – Вроде, да, говорю – Ну, езжай! Я и поехал… А за ремонт потом пять штук отдал».

(продолжение на http://www.proza.ru/2015/03/23/1690)