Ида Рубинштейн и её портрет В. Серова

Алина Алексеева-Маркезин
В.А.Серов.Портрет Иды Рубинштейн 1910год.

О КАРТИНЕ
       Современники писали: "Худощавое стальное тело, странно напоминающее кузнечика. Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние!"
Так был принят этот портрет современниками.

       Впрочем, единства мнений в критике не было. Проницательный Серов сразу заметил, что портрет Иды Рубинштейн, как правило, нравится женщинам... Серова поливали грязью. Про его "Иду" говорили так:
- Зеленая лягушка! Грязный скелет! Гримаса гения! Серов выдохся, он иссяк.., теперь фокусничает! Это лишь плакат!

      Серов всегда был беспощадным реалистом, но в портрете Иды он превзошел себя: еще несколько мазков, и портрет стал бы карикатурой. Серов остановил свой порыв над пропастью акта вдохновения, как истинный гений! Дитя своего века, Серов и служил своему веку: над Идою Рубинштейн он пропел свою лебединую песню и оставил потомству образ современной женщины-интеллигентки в самом тонком и самом нервном ее проявлении...
    Из Рима портрет привезли в Москву, и здесь ругня продолжалась. Илья Репин назвал "Иду" кратко:
- Это гальванизированный труп!
- Это просто безобразие! - сказал Суриков...

   Серов умер в разгаре травли. Он умер, и все разом переменилось. Публика хлынула в Русский музей, чтобы увидеть "Иду", которая стала входить в классику русской живописи.
      И постепенно сложилось последнее решающее мнение критики: "Теперь, когда глаза мастера навеки закрылись, мы в этом замечательном портрете Иды не видим ничего иного, как только вполне логическое выражение творческого порыва. Перед нами - классическое произведение русской живописи совершенно самобытного порядка..."

   Когда мнения изменились,то все увидели,что это не просто портрет женщины Иды Рубинштейн, а создан образ актрисы, выражающий суть ее танца. Рубинштейн была исполнительницей стилизованного, утонченного и одновременно темпераментного танца.

    Увидев балерину, Серов был поражен ее оригинальностью и живо представил, каким выразительным может быть ее образ на холсте. Художник часто говорил, что временами его привлекает не сам человек, а что из него можно сделать.

    О Рубинштейн Серов писал: «У нее рот раненой львицы, а сама она смотрит в Египет». Экстравагантность артистки подсказала и своеобразный язык этого полотна. Подчеркивая необычность модели, он находит адекватный стиль и форму выражения, где соединяет реальное и условное.

  "Правдиво портретно написана голова, акцентированы крепкие, сильные ноги балерины, а фигура, плоская, почти бесплотная, дана в развороте, напоминающем изображения на древнеегипетских фресках. Гнутые линии четко очерчивают фигуру. Абсолютно абстрагированный монохромный цвет дается большими плоскостями. Серов создает монументальное полотно, связанное по форме со стилем модерн."
Чтобы понять художника и его картину,нам нужно знать,кто же такая Ида Рубинштейн.
О ЖЕНЩИНЕ НА КАРТИНЕ
   Ида родилась в еврейской семье банкира и просвещенного мецената Льва Рубинштейна. Девочка рано осиротела, унаследовав приличное состояние отца. Родственники забрали ее в Петербург, где в особняке на Английской набережной Ида выучила пять иностранных языков, читала Ницше и на всю жизнь влюбилась в театр и мечтала стать актрисой.

     Несмотря на протесты родственников, Ида пошла учиться на драматические курсы при Малом театре. Дебютировала она в частной постановке драмы Оскара Уайльда «Саломея» (1909) под покровительством Михаила Фокина, в единственном представлении пьесы она исполнила Танец семи покрывал полностью обнажённой.

  В 1909—1911 годах Рубинштейн выступала в Русском балете Сергея Дягилева («Шахерезада» Римского-Корсакова, 1910; «Мученичество Святого Себастьяна» д'Аннунцио и Дебюсси, 1911). Архиепископ Парижа приказал католикам не посещать представления Святого Себастьяна, поскольку роль святого, написанную д’Аннунцио специально для Рубинштейн, играла женщина, к тому же еврейка. На восьмом из Русских сезонов, в 1913 году, в театре Шатле в Париже Всеволод Мейерхольд поставил «Пизанеллу» д'Аннунцио, где танцовщица исполняла главную роль куртизанки.

      Впоследствии Рубинштейн создала несколько собственных балетных трупп, сотрудничала с Онеггером («Жанна д’Арк на костре», по П.Клоделю), Равелем («Болеро», «Вальс»), Стравинским («Поцелуй феи», «Персефона»), Ибером («Странствующий рыцарь»). Она дружила с Сарой Бернар, Марком Шагалом, Жаном Кокто, Андре Жидом, Вацлавом Нижинским.

         Аким Волынский, известный критик: «Я увидел молодую, высокую, стройную девушку в чудесном туалете, с пристально-скромным взглядом, отливающим солнечною косметикою. Она произносила только отдельные слова, ничего цельного не говорила, вся какая-то секретная и запечатанная, а между тем она была и не могла не быть центром всеобщего внимания».

       «Лицо Иды Рубинштейн было такой безусловной изумляющей красоты, что кругом все лица вмиг становились кривыми, мясными, расплывшимися!»
Леон Бакст: «Это суще­ство мифическое… Как похожа она на тюльпан, дерзкий и осле­пительный. Сама гордыня и сеет вокруг себя гордыню»

   После оккупации Франции в 1940 году Ида Рубинштейн переселилась в Лондон, где работала в госпитале для французских и английских солдат. В 1945 году вернулась во Францию, вскоре приняла католицизм и последние десять лет прожила на юге страны в полном одиночестве.

    Образ Иды Рубинштейн вдохновлял Кееса ван Донгена, Антонио де ла Гандара, Андре Дюнуайе де Сегонзака, Валентина Серова и Леона Бакста.
Александр Бенуа говорил о танцовщице: «В ней есть что-то таинственное до холода, до озноба. И что-то слишком пряное, слишком изысканное, слишком упадочное».

     Она бросила свои миллионы на сцену. Создала новый стиль в театре и в танце. Привлекла к работе (и щедро опла­чивала) лучших композиторов, поэтов, художников, режиссеров. Была признана Сарой Бернар и стояла с ней на одной сцене. У нее от природы был бедный голос, но она приучила публику находить красоту в своих мелоде­кламациях.

    Да и ее образ жизни. Она летала на собственном самолете, каталась на своей яхте, отправлялась в Африку охотиться на львов. Дома у нее жила пантера. Гостей принимала в царственных, экзотических нарядах…

  В 1934 г. французское правительство наградило И. Ру­бин­штейн орденом Почетного легиона. М. Лонг: «Это совсем немного за тот ворох шедевров, который она оставила Франции». На следующий год страна, в которой И. Рубин­штейн жила и работала более четверти века, предоставила ей свое гражданство.

   "Вам угодно знать про мою жизнь? Я лично делю ее на две совершенно самостоятельные части: путешествия и театр, спорт в движении и волнующее искусство. Вот что берет все мое время. Одно велико, другое безгранично. Я то уезжаю в далекие страны, то подымаюсь в безоблачные сферы... Мне необходима смена, и полная смена впечатлений – иначе я чувствую себя больной».
(Ида Рубинштейн)

Смерть Иды Рубинштейн от сердечного приступа наступила неожиданно 20 сентября 1960 года. В ее завещании строго оговаривался вопрос похорон. Та, что так желала славы и ажиотажа вокруг себя, отказывалась от прежних притязаний: запрет на извещение о смерти, полная тайна времени кремации и захоронения, на памятнике никаких надписей, ни имени, ни дат. Только две буквы: I.R.

   Ида Рубинштейн ушла так же неподражаемо, как и жила. К ее имени всегда будут искать особенное прилагательное. Таинственная, легендарная, неповторимая, блистательная, жестокая, инфернальная... И это будет правдой.
Только вот на серовском портрете она печальна и беззащитна.

http://maxpark.com/community/6782/content/1433429