Воспоминание 20. Новое назначение - Свердловск

Валентина Попова
 
     В 1959 году меня перевели служить на передающий центр в городе  Свердловске. Я прибыл в Свердловск. Меня представили начальнику центра. Дали мне комнату в одноэтажном домике, поставили койку, принесли стол и стулья, постельное белье. А через пять дней приехал на центр  член  военного совета генерал Иванов. Мы его встретили и он первым делом  выразился так, что тов. Волокитин  работает всего три дня, а уже развалил центр.
     Я ему ответил: « Так точно, член военного совета, развалил».  Он потребовал показать, где я живу.  Посмотрел и сказал начальнику центра, что он сам должен жить  в такой комнате. Через 10 дней после его посещения начальника центра уволили из армии. Начальником центра стал майор Орлов. Через несколько месяцев наш центр стал лучшим подразделением. Мы построили еще два шлакоблочных дома. Дома были  четырехквартирные. Центр располагался в лесу, до  города Свердловска было километров двадцать. Через узкоколейку  находились университетские дачи. Мне присвоили звание «капитан».
 
     1-го Мая 1960 года над Свердловском был сбит шпионский самолет U-2, пилотируемый Гарри Пауэрсом, во время праздничной демонстрации. Радары РЛС засекли его еще над Памиром. Целью его была  фотосъемка военных и промышленных объектов СССР. Мы это узнали гораздо позже. Сбили его ракетой, но не с первого раза, ходили слухи, что ракетой сбить не удалось, в небо был поднят истребитель, который должен был пойти  на таран, но что-то не получилось, в конце концов удалось сбить ракетой. Это было большое достижение.
     Г.Пауэрс катапультировался, через какое-то время его обменяли на советского разведчика Абеля.
 
     18 июля 1960 года у нас родился второй ребенок - сын, назвали Митей. Дочка пошла в первый  класс, кстати, букет для 1-го сентября я хотел купить на университетских дачах, но мне бесплатно срезали три роскошных белоснежных гладиолуса и украсили травкой. У дочки был самый красивый букет.
     А я решил учиться в университете на историческом факультете, но для этого необходимо разрешение командования Армии. Я прекрасно знал, что мне дадут разрешение только на заочное  обучение, да и то через год.  Тогда я  пришел к начальнику  штаба узла связи и попросил дать справку на право учиться. Он мне дал.
     И произошел такой случай: когда  мы достраивали один домик, ко мне подошел  мужчина и попросил, чтобы я разрешил солдатам  вырыть  колодец у него на даче. Я ответил, что эта просьба невыполнима и даже преступна.
     В университете справку приняли и допустили до экзаменов. В первый день писали сочинение, я выбрал тему  «Образ Павла в романе Горького «Мать». Представьте мое положение – 10 классов я не закончил, прошло уже много лет после призыва в Армию. Но я что-то написал, рядом со мной сидела девушка, она исправила у меня несколько ошибок. Следующим экзаменом был экзамен по истории. Я взял билет, ко мне подошел член комиссии и сказал, что вопросы в билете очень трудные и я могу взять другой билет, не снижая оценки.  Я ответил, что другой билет я брать не буду, так как знаю или не знаю  все  одинаково.
     Передо мной отвечала та же девушка. Она отвечала очень хорошо, однако ей сказали, что она знает материал плохо. Я совсем приуныл. Наступила моя очередь отвечать на вопросы. По сравнению с девушкой я отвечал плохо, но мне поставили оценку «отлично». Во время экзамена ко мне подошел экзаменатор и сообщил мне , что колодец солдаты выкопали, но извинился, что попросил меня об этом. В университете я учился шесть лет. Ходил на занятия четыре раза в неделю. Занятия начинались в 18 часов и заканчивались в 22 часа. Домой приходил примерно в 23 часа.
     Особенно меня поразил один преподаватель по  истории древнего мира. Во время лекций он переходил с русского языка на латынь или греческий языки. Мы начинали стучать по столам, а он удивленно спрашивал: « Что вы не знаете этих языков?»
     Иногда  я пропускал лекции. Нужно отметить, что некоторые преподаватели были неоправданно мелочными.  На  экзаменах они старались засыпать того или иного студента, потому что за каждую пересдачу преподаватель получал 5 рублей дополнительно.
     Узнав это, мы не ходили к этим преподавателям,  а шли к другим. Особенно мне не нравился один преподаватель по истории КПСС  Чуфаров. Я часто уходил с его лекций. Он это заметил и на выпускном экзамене по истории КПСС поставил оценку «удовлетворительно».  На экзамене он задал дополнительный вопрос - чем отличается кооперирование Финляндии от кооперирования в СССР?  Я постарался ответить, но он сказал, что я не знаю этого вопроса и напомнил, что на лекции подробно излагал  этот вопрос, а я на этой лекции не был.
     Но я хорошо знал историю КПСС. Тогда я ему  задал вопрос – чем отличается кооперирование в Швейцарии от кооперирования в СССР?  И добавил, что он тоже не знает ответа. Также я добавил, что если он не поставит мне хорошую оценку, то я пойду к другому преподавателю.
     Студентам дневного отделения было гораздо тяжелее, чем вечерникам. За плохие оценки им не платили  стипендию, и они часто плакали в коридоре после экзаменов.
     Или еще случай: Моя дипломная работа была на тему «Военная промышленность казенных заводов Урала накануне 1914 года». Помогала мне кандидат исторических наук молодая женщина, а отзыв должен был сделать кандидат наук  тов. Адамов. Я писал работу около четырех месяцев, используя архивные документы и разнообразную литературу.  Адамов в отзыве посоветовал изучить еще одну работу, я прочитал ее, но в ней ничего не нашел по своей теме. При защите дипломной работы всегда присутствует много членов комиссии. Дипломнику дается для выступления 10 минут. Дипломная работа лежала на столе с рецензией Адамова. Я прямо сказал, что рекомендованная книга, не имеет никакого отношения к  работе и упрекнул их, что на эту тему они ничего не написали. Тогда один из членов комиссии заметил:"Вот вы и напишите". Я подумал и ответил, что у меня нет времени, так как я защищаю Родину. Мне поставили оценку «хорошо».