Воспоминание 14. Служба в Германии

Валентина Попова
 

      На одном из таких учений  поставили  задачу на изнурение личного состава. Оно длилось трое суток, и все эти трое суток  личный состав не имел возможность уснуть. При занятии огневой позиции, рыли ровики для минометов, окопы для личного состава. Затем подавалась команда «Приготовиться к бою, первому зарядить, второму зарядить, отставить». После этого подается  команда  занять новую огневую позицию и т.д. После трехсуточного учения  командир созвал всех офицеров и объявил о совершении ночного марша в лагерь на свое место.  Был приказ – не спать.
     В каждой  машине вместе с шофером находился офицер, который должен  был разговаривать с ним, чтобы шофер не уснул. Я сначала разговаривал, разговаривал и и вдруг раздался  звук. Я очнулся и увидел перед машиной  большое дерево, но в это время проснулся шофер и быстро вывернул руль направо. Переднее колесо спустило. До лагеря оставалось немного, и шофер  сказал, что дотянет. Утром он отремонтировал машину, и никто не узнал об этом случае.
 
      В советских  войсках Германии был введен «сухой закон». Заведующим магазинами  был отдан  строгий приказ не продавать офицерам спиртные напитки. Мне, кажется, что приказ был глупый. Офицер, входя в магазин, отдавал какому-нибудь немцу марки, тот покупал водку и отдавал офицеру. Таким образом, все были довольны: продавец не продавал офицеру водку  и не нес  никакой ответственности, офицер не покупал водку и оставался с бутылкой.
      «Сухой закон» просуществовал до июня 1953 года, то есть до дня «Х», когда население Германии  решило свергнуть неугодный режим, были массовые беспорядки на ратеновских оптических заводах. Восстание было подавлено советскими войсками. После этого всех уборщиц немок уволили и набрали девушек из СССР. Они работали уборщицами и официантками в офицерской столовой.  В дальнейшем некоторые  девушки  вышли замуж за офицеров.
     Несмотря на то,что  в  Германии мы были хорошо обеспечены, однако постоянно находиться  во  вражеской , хотя и бывшей, стране  давило и угнетало  нас, неумолимо тянуло на Родину.
 
     Отпуск офицеров длился 45 суток без учета дороги. Платили нам марками и советскими рублями. Советские рубли мы могли получать только в банке СССР. На марки мы покупали различные вещи.
      В 1951 году, когда я приехал в отпуск, привез  подарки: сестре Рае меховое пальто, сестре Зине костюм и летнее пальто, гармонь брату Александру и много других вещей. Посылки высылать было невыгодно. Например, если высылаешь вещи на 200 марок, то должен заплатить пошлину тоже 200 марок.  При пересечении границы в Бресте  наш поезд останавливали и подвергали осмотру. Лишние вещи отбирались, выписывалась накладная на них, и мы  могли их снова получить при вьезде в Германию. Проверяли и наличие пистолета «ТТ» и 16 патронов к нему. Пистолеты у нас всегда были при себе. После проверки мы снова вносили вещи  в купе и отправлялись на выплатной  пункт за получением денежного содержания.
      Около вокзала было оборудовано много палаток, в которых продавали консервы, спиртное и разную дорожную мелочь. Так как у нас советских рублей еще не было, мы подходили к палатке и просили взаймы бутылку водки и консервы. Продавцы охотно соглашались, зная о том, что на обратном  пути из выплатного пункта, заплатим им в два раза дороже. Обмана никакого не было. Обстановка в Германии нас воспитала быть честными и справедливыми.
      В Германии было так : заходишь  в магазин купить часы. Продавец вынимает из стола ящик с различными марками часов, а сам уходит. Ты выбираешь часы и звонишь в колокольчик, когда продавец приходит, ты показываешь, что ты выбрал. Он берет стакан с водой и опускает часы в стакан.
      Часы мы покупали швейцарские, антимагнитные и водонепроницаемые.
      Фрукты, ягоды, овощи были выставлены в ящиках возле магазина. Ты выбираешь их и идешь в магазин, чтобы расплатиться.

     В ноябре 1953 года я должен быть заменен другим офицером. Я уже знал, что буду направлен  в Закавказский военный округ. Как обычно, офицеры для замены прибывали после праздников. Но 15 ноября командир бригады полковник  Карначев приказал собраться в клубе и зачитал постановление ЦК КПСС и правительства о том, что офицерский состав в 1953 году не заменять, но о времени службы ничего сказано не было. Офицеры были возмущены, не стали ходить на службу, пьянствовали. 19 ноября 1953 года вновь собрали  в клубе и зачитали новое постановление, в котором был указан срок службы в Германии: женатым-5 лет, холостым -3 года, но замену произвести только в1954 году. Одновременно разрешалось офицерам ввезти семьи и обеспечить их комнатами.