Тициан. Аллегория Благоразумия

Алина Алексеева-Маркезин
«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие».Ок. 1565 ,Тициан (1490 — 1576)
      Меня давно привлекала эта философская картина Тициана,написанная уже в зрелые годы. Три возраста человека ( Юность, Зрелость , Старость ) .
      Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» —
«ОПИРАЯСЬ НА ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ  ПОСТУПАЕТ БЛАГОРАЗУМНО, ЧТОБЫ  НЕ НАВРЕДИТЬ БУДУЩЕМУ.».

    Здесь портреты самого Тициана, его сына Орацио и племянника Марко соединены с головами волка, льва и собаки, что олицетворяет собой прошлое, настоящее и будущее. В христианской символике трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его частей: memoria («память»), intelligentia («знание»), prudentia («опыт»).

       В античной мифологии языком символов пользовались, чтоб точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа.
    Возраст зрелого мужчины Тициан сравнивает со львом - все в его власти, он правит миром,
 а возраст молодого человека с доверчивой готовностью молодой собаки нести службу,
 старости достается мудрость, глубокое знание жизни, одиночество и физическая немощь».


       Ястребиный профиль старика, олицетворяющего прошлое, это профиль самого Тициана.(Слева) Это то же лицо, которое мы видим на незабываемом автопортрете в Прадо,который датируется тем же самым периодом,что и "Аллегория",когда Тициану было уже за 90.
     В центре преданный сын Орацио, который, будучи прямой противоположностью своему порочному  брату Помпонио, был верным помощником отца на протяжении всей его жизни.

      Таким образом Орацио Вечелли, которому тогда было около сорока пяти, в 1569 официально был провозглашен «преемником»: в его лице «настоящее» наследовало тициановскому «прошлому».
      Это, в свою очередь, подводит нас к предположению, что именно его лицо появляется в центре картины  — это «воплощение силы и пыла», как, сравнивая настоящее с прошлым и будущим.
          Если лицо самого Тициана обозначает прошлое, а лицо Орацио — настоящее, то вполне вероятно, что третье, молодое, обозначающее будущее, принадлежит племяннику художника.
 
       Тициан взял в дом и заботливо наставлял в своем искусстве дальнего родственника, которого «особенно любил» : Марко Вечелли. родившегося в 1545, которому, следовательно, к тому времени, когда была создана «Аллегория Благоразумия»,исполнилось двадцать с небольшим.Он,как бы замыкает три поколения семьи Вечелли.
        Как бы там ни было, внешность юноши, так же как и лицо старика, менее плотское, чем лицо зрелого мужчины в центре. Будущее, как и прошлое, менее «реальны», чем настоящее. Но в отличие от погруженного тень прошлого оно сияет избытком света.

     Это официальные предположения и размышления искусствоведов.
           Принимая во внимание тогдашние настроения Тициана, попробуем выразить основную мысль, заложенную в этой удивительной аллегории, прибегнув к наиболее распространенной в тициановские времена поэтической форме.

Три возраста, и в каждом есть услада.
Весной избыток сил и чувств броженье,
А ближе к осени успокоенье,
И даже в старости своя отрада.
 
У молодости смелость и бравада –
Ей часто так недостает терпенья.
С годами осеняет нас прозренье,
И старец обретает мудрость взгляда.

Без прошлого бы не было сегодня,
А с ним не за горами и грядущее.
Законы временные непреложны -
В них воля проявляется Господня,
И лишь Ему подвластно все живущее.
Потуги наши жизнь продлить ничтожны.


Как вы относитесь к фразе Тициана:

«Из прошлого настоящим руководит Благоразумие, дабы не навредить деяниям будущего».?

http://maxpark.com/community/5917/content/2259301