Воспоминание 10. Медаль За отвагу

Валентина Попова
 

        Наша дивизия форсировала верхнее течение Днепра, за что ей присвоили название - Верхнеднепровской. Форсировали Одер, за что ее наградили орденом Богдана Хмельницкого. Многие солдаты были тоже награждены орденами и медалями Советского Союза.
        За время войны я был награжден медалью « За отвагу» и орденом « Красной Звезды», а за бой и взятие Кенигсберга медалью  « За взятие Кенигсберга», теперь он называется Калининград.
        Медаль «За отвагу» я получил при следующих обстоятельствах. Наша часть вошла в небольшой городок. Кругом было тихо. Командир приказал мне с  еще одним солдатом осмотреть дом. В доме никого не было, а когда мы спустились в подвал и открыли дверь, то оказалось, что там пьяные немцы. Они сидели за накрытым столом. На столе была еда и выпивка, мундиры их висели на спинках стульев. От неожиданности мой напарник втолкнул меня вовнутрь и закрыл за мной дверь. Я не мог вымолвить ни слова, оставшись наедине с врагом. И тут я истошно  закричал:» Хенде хох, Гитлер капут!»  И наставил на них автомат. Немцы  молча подняли руки вверх и по одному стали выходить из подвала. Каково же было удивление командира, когда он увидел выходящих немцев с поднятыми вверх руками и сзади меня с наставленным на них автоматом. Мне было девятнадцать лет.

        О войне много написано и мне  писать о ней не стоит.
        Интересно, что за орден « Красной Звезды « платили 15 рублей, а за медаль « За отвагу» -10 рублей, но в 1946 году по «просьбе» трудящихся эта выплата была отменена.
 
        В конце апреля 1944 года погиб наш командир батареи ст. лейтенант  Кондратчиков. Ему было всего 23 года. Хороший был командир. Убит  он был  под городом Данциг. К нам прибыл новый командир  капитан Карклинш ( латыш но национальности). Он закончил  Ленинградский  университет и работал в одном исследовательском институте по изучению атомной энергии. После войны он вернулся на свою прежнюю работу в Ленинграде. Он приглашал к себе в гости.
 
       Мне запомнился такой случай из фронтовой жизни. Наш полк продвигался ночью на другой участок. В полку было  четыре батареи. Они шли одна за другой на расстоянии одного километра. Мы не ожидали никакого нападения со стороны противника. И вдруг началась автоматная и пулеметная стрельба. Оказывается , группа  приблизительно из 150 власовцев  напала на первую батарею, завязался бой. В этом бою несколько власовцев  были убиты, а остальные взяты в плен. Позже пленных власовцев  мы расстреляли.
      Или другой случай: нашему полку было приказано переместиться на другой участок фронта и развернуть его в боевое положение в таком-то квадрате. Ехали по хорошей дороге, не доезжая до нашего квадрата,  нас обстреляли немецкие танки. Они били по нам болванками. И это было наше счастье. На выручку нам пришли наши танкисты. Немцы оставили на поле боя девять танков, а остальные отступили.
      Много  освобождали мы наших людей, угнанных фашистами в Германию.