Воспоминание 7. Присяга

Валентина Попова
 
       После обеда нас строили в шеренгу, приказывали завернуть рубахи через голову  и сержант искал вшей. У тех, у кого были вши, отправляли в баню. Мы их считали счастливчиками. А тех, у кого не было вшей, отправляли на занятия в поле. Осмотр проходил ежедневно. Я договорился с друзьями о том, чтобы у кого будут обнаружены вши, отдавали одну или пару мне. Когда ко мне подходил сержант, то я показывал на вошь, ползущую по моей рубахе. Этими услугами моих товарищей я пользовался долго. После осмотра мы шли в баню и на занятия уже не ходили, а если у меня находили вшей, я тоже делился ими с товарищами. Газет и радио мы не видели и не знали, что происходит на фронтах. Иногда  командиры нам проводили  политинформацию в ленинской комнате. В нее загоняли человек сто, мы стояли вплотную друг к другу и стоя засыпали.
 
       Письма мы домой писали редко ,так как у нас не было ни бумаги, ни карандашей.  23 февраля 1943 года мы приняли присягу на верность служения Родине, а за день до этого нам выдали гимнастерки и погоны. Из-за плохого питания  солдаты стали пухнуть, несколько солдат умерло. Из дома я получил весточку о том, что умерла моя бабушка, которую я очень любил. Ей в ту пору было больше 80 лет. Я ей всегда приносил из леса малину, клубнику. Когда меня провожали в армию, я попросил её, чтобы она меня ждала, но она не дождалась. Чтобы не умереть с голоду , мы ежедневно просились на фронт.
 
       На 1-ое Мая нас, наконец, накормили, нам дали рисовую кашу и черный хлеб. В конце мая меня и некоторых товарищей отправили в другую часть  недалеко от города Благовещенска. Нас 10 человек сопровождал лейтенант.  Мы попали в батарею 76 мм пушек, которые перевозились  с места на место лошадьми. Пушки стояли на горе, а рядом  лежали ящики со снарядами. Нашу батарею отделяла от японцев река Зея, приток Амура.
       Личный состав жил в одной землянке, столовая находилась в сопках. Здесь нас кормили лучше, чем в батальоне. Меня назначили телефонистом. Я должен был сидеть за столом  и слушать какие поступают по телефону  приказы и передавать их командирам.  Телефонную трубку привязывали прямо к уху. За нами также закрепили лошадей. По утрам мы должны были их напоить, после водопоя  накормить овсом,  потом поставить в конюшню и идти на свою работу. Мою лошадь звали Крот.
      Батарея стояла в сопках. Стояло лето и мы, прибывшие из Свободного, стали поправляться.  Кругом было полно черники, голубицы , брусники и других  ягод.   Чернику мы собирали в котелки , толкли и посыпали сахарным песком, который получали на завтрак и ужин.
      Иногда группу красноармейцев во главе с командиром  отправляли на берег  Зеи разбирать плоты. Граница проходила посередине реки. Другой берег принадлежал японцам. Наши суда, когда встречались с японскими судами отдавали друг другу  приветственные гудки . Было все мирно.