Полемика с профессором

Ангелина Кныш
Один из основных тезисов профессора Московской духовной академии А.И. Осипова, которые звучат в ролике перед каждой его лекцией на телевидении, гласит: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение своей греховности, которая в нас, естественно, есть».

Позволю себе не согласиться с уважаемым профессором, поскольку любой ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЙ человек и без того ВСЕГДА В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ  осознает собственную греховность (утверждать обратное – значит, признать себя святым), однако оздоровления душ в массовом порядке мы почему-то не наблюдаем, скорее наоборот.
 
Другое дело – осознание собственной ДУХОВНОЙ НЕМОЩИ И НИЩЕТЫ, когда начинаешь понимать, что ни одно твое начинание в жизни – и особенно спасение души! – не приведет к успеху без воли и помощи Господа. Именно это осознание, неразрывно связанное с верой  в Бога, и есть началом духовного оздоровления.

Доказательством служит само Евангелие. Всех людей, с которыми сталкивался в своей земной жизни Христос, условно можно разделить на две группы. Первая – это исполненные гордыни, ВОЗНОСЯЩИЕСЯ ДУХОМ книжники и фарисеи, вторая – это сознающий свою ДУХОВНУЮ НЕПРОСВЕЩЕННОСТЬ И ДУХОВНУЮ НИЩЕТУ, простой народ.

Что слышим от первых в адрес Христа? Постоянные упреки в неисполнении Ним законов (Почему исцеляет в субботу? Почему не помыл руки перед едой? Почему Его ученики не постятся? и т.д.), обвинения (в исцелении силой вельзевула, в богохульстве и т.д.), каверзные, направленные на Его дискредитацию вопросы (положено ли платить подать кесарю, разводиться с женой и т.д.).

А что слышим от общающихся с Христом представителей народа? «ГОСПОДИ! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15,27). «ГОСПОДИ! Чтобы мне прозреть» (Лк. 19,41). «ГОСПОДИ!  я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8,8). «Помяни меня, ГОСПОДИ, когда придешь в Царствие Твое!» (Лк. 24,42) и т.д.

Чувствуете разницу? Помимо всего прочего, никто из книжников и фарисеев не называл Христа Господом, признавая тем самым Его Богом! Откуда простые люди узнали, что Иисус Христос – не пророк, а Бог? Разумеется, это им открыл и даровал веру Бог Отец. Им, а не горделивым и лицемерным книжникам и фарисеям!
 
Особенно показателен эпизод, когда книжники и фарисеи привели к Иисусу Христу женщину, взятую в прелюбодеянии и спросили, надо ли  побить ее камнями. Христос предложил тому, кто без греха, первым бросить в нее камень. Мучимые совестью, обвинители разошлись. А что же женщина? Ей был прощен один из самых тяжких грехов – прелюбодеяние! Что же способствовало этому? Когда Христос спросил: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?», она произнесла всего два слова: «Никто, ГОСПОДИ!» «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» – ответил Господь (Ин. 8,10-11).

Именно об этих смиренных, невозносяшихся или НИЩИХ ДУХОМ людях и идет речь в первой заповеди блаженств: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5,3).