Легенда изложена А.В.Сысоевым
по рассказам жителей деревень
Ченебечихи и Горелая Ветлужского
района в 1966 году.
В 1987 году Ченебечиху покинул
последний житель. Деревня опустела,
дома начали разваливаться, зарастать
травой и мхом.
1
В тех лесах осина, дуб и ельник,
На крутых Ветлуги берегах,
Между ними сочный можжевельник,
Не пройти Батыю на конях.
В тишине, из мшистого болота
Родилась глубокая река,
Какшей окрестив ее за что-то,
Обживал мариец берега.
Говорят, что реку ту прозвали
За песок - белесую косу.
Многие столетья миновали,
Оставляя древнюю красу.
По лугам в деревнях черемисы,
Промышляют зверя и прядут.
К водопою волки, лоси, лисы,
Осторожно скачут и бредут.
Черемисы молятся кореньям,
Кугу Юмо и другим богам,
В погребах и пиво и соленья,
Доверяли хвори колдунам.
2
По реке, притоку от Ветлуги,
Полонянок вороги везли.
На урез носами правя струги,
ЧенебЕк и воины сошли.
Ченебе;к - наместником у хана,
И Батый ему благоволил,
Он Орде ясак забрать немалый
У марийцев другу разрешил.
Закачались в сумраке деревья,
Заиграли блики по коре,
Татарва шагала по деревне,
Разбивала лагерь на горе.
По деревне длинной вереницей
Полонянки русские идут,
Невеселый взгляд, понуры лица,
Что их ждет? Ярмо и кнут.
Необычна доля русских женщин,
Попадая пленницей в Орду,
Становились для монгола вещью,
Или поднимались в высоту.
Собиралась в селах дань годами,
И решил жениться Ченебек,
Трудно управлять ему делами,
А поможет близкий человек.
3
Выбирал жену из полонянок,
И одна вокруг него ужом,
Русичи не ведали смуглянок,
Ченебек не знал еще о том.
Показалась девушка красивой,
Черноокой, статной и простой,
А на деле стала вдруг ретивой,
Полюбившей гадов под горой.
Неизвестно, русская была ли,
Отличилась гордостью жена.
Полонянок лично истязала,
А гадюкам – высшая цена.
Ченебечихой жестокую прозвали,
И наместник в страхе от нее,
В деревнях марийцы не знавали,
Что придут несчастья на житье.
Обходили дом ее марийцы,
В сосняке молились божествам,
Заползали на порог убийцы,
Пресмыкались змеи по углам.
Зашипит змея в траве высокой,
Проползет деревней, не боясь,
Разговор о жизни с черноокой,
Поведут, шипя или сплетясь.
Черемисы в лес уже не ходят,
И страшатся на реке бывать,
Стало к ним змеиное отродье
В горницы и бани заползать.
Ченебечихой жестокую назвали,
Имя то досталось и селу,
Обходить его в округе стали,
Чтоб не мыкать горе и беду.
И однажды в дом, придя с охоты,
Ченебек собрался уже спать,
Под кошмой зашевелился кто-то,
Это змей улегся на кровать.
Не страшась, выхватывает саблю,
Зарубить он змея не успел.
От укуса в сердце начал падать,
Побледневши, медленно осел.
Полновластной сделалась хозяйкой,
После смерти черная вдова,
Расправлялась саблей и нагайкой,
Провинись – летела голова.
Черемисы с русскими поднялись,
И с Ветлуги выгнали татар,
Над лесами зори занимались,
Дом змеиный охватил пожар.
А злодейку бросили в болото,
И селу названья не сменив,
Земледелили, ходили на охоту,
В памяти легенду сохранив.
Век двадцатый кончился бессильем,
Нет на карте древнего села.
Только бы история России
Мохом и травой не заросла.