Религия и дети

Марья Громова
Если мы истинно во что-то верим, то должны ли наши дети верить в это же или у них есть право выбора?

Одна моя знакомая верит в Бога. Истинно так верит.  В ее жизни  нет мужа, компьютера с интернетом, злобы на людей,  а есть – 12-тилетнаяя дочь, Бог и твердые убеждения, что всем нужно ходить в церковь. Ну, что ж это ее право, о чем думать и в кого верить. Меня мало волнуют вопросы пристрастий  окружающих людей. Но меня задевает, когда люди свои пристрастия навязывают мне, а еще хуже своим детям. Я -то как-то еще могу отбиться от этих  религиозных нападок, в силу своего скептичного ума и жизненного опыта, а вот детям  - сложнее. И вот как-то зимним вечерком  сидим мы с моей истинно верующей знакомой на кухне (она иногда приходит ко мне в гости со своей  дочкой),  божественно пьем чай с конфетами и естественно беседуем о Боге.
- Ну почему ты не хочешь ходить в церковь? – спрашивает она меня в пятисотый раз.
- Просто не хочу. Не вижу в этом целесообразности.
- Ну, ты же не отрицаешь Бога? Вон у тебя и Иисус висит в рамочке, – показывает она на стену.
- Висит, – смеюсь я. -  Только это не Иисус, а актер Джереми Систо в образе Христа. Мне очень нравится этот актер и то, как он сыграл божественного персонажа.
- Несерьезная ты какая-то, – упрекает меня знакомая, качая головой.
- Какая есть. На самом деле, я не понимаю смысла похождений в церковь. Если мне нужно поговорить с Богом или высшими силами, я могу это сделать и дома.
- Ты не понимаешь. В церкви святое намоленное место, там другие энергии и знающие люди, в отличие от твоей квартиры. И это не просто похождения, а истинное служение Богу.
-  А бог просил ему служить таким образом?
-  Ох, не вразумить мне тебя, - огорчается знакомая. -  Ладно, хоть крещеная ты. Бог тебя бережет заведомо, – говорит она.  - Девочек своих так и не надумала крестить?
-  Думаю покрестить. Но сначала спрошу у них разрешения,  - ответила я.
- А чего тут спрашивать? Крести и все, – твердо заявила знакомая. -  Крещеного Бог бережет. Я вот свою окрестила сразу после рождения и на проповеди ее вожу с собой все время. В Воскресную школу записала, молитвы учим с ней вместе. Видишь, какая у меня Варя, - гладит она дочку по голове. -  И учится хорошо, и добрая, и послушная. Это все молитвы помогают, наша вера и духовная связь с Богом. Сейчас ведь дети, посмотри, какие бездуховные пошли. Что творят-то в свои годы, аж страшно становится.
Я сидела, слушала свою знакомую и краем глаза поглядывала на ее дочь. «Бедный ребенок», - думала я, смотря на худенькую бледную девочку. -  Что же тебя ждет еще в жизни? Какими еще венками из догм и обрядов украсят твою голову?». Когда знакомая моя вышла на пару минут по  своим делам, я спросила тихонько у девочки:
- Варя, а тебе нравиться в церковь ходить?
Она так быстро стрельнула глазками по сторонам и также тихо мне ответила:
- Нет.

В нашей семье, как помню, не было особых разговоров на религиозные темы, хотя мои родители и бабушки с дедушками все были крещеными. Поиски своего Бога я начала в подростковом возрасте самостоятельно, изнуряя себя вопросами: «Кто это все создал?, Зачем я живу?, Кому мне верить? И какой во всем смысл?». Именно с этого момента начались  мои приключения, которые продолжаются  и до сих пор. За всю свою жизнь я побывала во многих религиозных и не очень общинах нашего города и даже за пределами его.  Чего только я не насмотрелась в этих сообществах, что можно смело сесть и написать целую книгу. В основном меня толкали на все эти приключения моя неуемная любознательность и желание исследовать непонятные для меня вещи. С тех пор утекло много воды, а я стала называть себя в шутку «сектант со стажем». И поэтому на данный момент любые попытки научить меня уму-разуму и познать Бога, со стороны моих верующих знакомых, вызывают во мне только смех. И я не помню ни одного такого  знакомого-мессию, который бы  просветил  меня  основательно и навсегда.
Но я четко помню о том, что, куда бы меня не заносило  шальными ветрами, я никогда не заставляла своих детей или родных следовать за мной. Минимум, это то, что я им предлагала сходить со мной куда-то или рассказывала о своих впечатлениях. Потому что я понимала - это мои события, моя жизнь. А еще меня посещали такие мысли: «А что если это не истина в последней инстанции, и я потом разочаруюсь в этих знаниях или перерасту их, а детям заложу программы как истинные? Что тогда будет с ними, как развернется их жизнь?». Мир такой огромный интересный на самом деле, когда его постоянно изучаешь, что иногда кажется: Вот-вот, сейчас, еще килобайт информации и  она треснет, моя голова) Но нет, голова остается на месте, а парадигма чуть-чуть да и сдвинется. И я снова удивляюсь: Ну, надо же? Ах, вот оно, как на самом деле… Мир-то намного ширше, оказывается, моих представлений о нем. А сколько мне еще предстоит узнать за оставшуюся жизнь? А сколько еще темных неизученных пятен таит наша Вселенная, все эти черные дыры и рождающиеся планеты… Так, зачем же я буду ставить рамки и ограничения на пути познания мира ребенку, посредством религиозных догм и указаний, как ему следует жить, есть, любить и молиться?

Мои дети, порой, задаются вопросами о религии и начинают расспрашивать меня:   «Как выглядит Бог? Кто такой Иисус?  В кого верят мусульмане? Почему люди целуют иконы и ползают на коленях в церкви?». Я, конечно, объясняю им, как могу. И стараюсь показать многообразие верований людей, рассказывая простым доступным языком о различных конфессиях и течениях. Или нахожу информацию в Интернете. Думаю, пусть у них будет целостная картина мира, пусть они видят целый пирог религии, а не отдельный ее кусочек.
Сейчас в школах преподается такой предмет, как «Основы православной культуры». А почему же так выборочно и рамочно и,  что это за краеугольный камень такой, православие?  У нас ведь, как известно, многонациональная страна,  и не надо забывать о том обстоятельстве, что в нашей стране проживают не то только православные, но и мусульмане, католики, буддисты, иудеи, атеисты, в конце концов. Поэтому делать акцент на  "Руси православной" могут только религиозные шовинисты. Я не возражаю против изучения различных верований в рамках мировой культуры, истории или отдельного предмета. Но насаждения какой бы то ни было религии идёт вразрез со статьёй Конституции, провозглашающей РФ светским государством. Поэтому, я считаю, что такие предметы рано преподавать нашим детям, которые ещё не выработали критическое мышление. Религиоведение, как дисциплину в старших классах - может и можно ввести, при условии, что преподаватель не принадлежит к какой-либо вере сам. Но нужно ли? Потому что, наблюдая за своими и другими детьми, я много раз убеждалась, наши дети намного просвещеннее и разумнее нас во многих вопросах и поэтому они вправе самостоятельно решать и выбирать, в кого им верить и кому молиться.


Лев Николаевич Толстой, в свое время  еще писал, что религия калечит души  детей. Именно в том виде, в каком она подается из уст в уста.  А еще он был уверен в том, что достаточно всем людям понять, что Бог не требует от них ничего иного, как быть добрыми и относиться друг к другу по доброму, любовно, как это начнет осуществляться и непременно осуществится, а, значит, приведет к максимально возможному процветанию людей на земле.