Это - Франция! Чудесный подарок

Попкова Людмила
 




   Прекрасный весенний день! Солнце сияет во всех витринах и в окнах жилых домов.
Худенький мальчонка в старенькой рубашке и коротких штанишках сидит на скамейке и неотрывно смотрит на окна и балкон второго этажа. Закроет балкон или нет? Балкон закрывается...
 Из дома выходит элегантная дама и идёт по направлению к кафе
"Le Moulin de la Galette".
 Её походка -  летящая, шаг лёгкий, несмотря на возраст.
 Мальчишка оглядывается и медленно направляется к дому, из которого только что вышла дама. Глядя с опаской по сторонам, он осторожно подтягивается и проникает на балкон. С балкона перелезает в окно квартиры, - Хорошо, что хоть окна не закрыла, -думает мальчишка. В комнате он быстро ориентируется и подходит к нужной картине - Дега. 'Арабеск". Он достаёт из кармана перочиный нож, аккуратно вырезает картину из рамы, сворачивает её в трубочку и прячет на груди. Правда, он чуть-чуть подрезал левый край. Но, может, мадам Мобэ не заметит...
 Теперь нужно выйти отсюда так, чтобы никто не увидел. Надо торопиться, пока не вернулась мадам Мари Бернан, известная в прошлом танцовщица.
 Мальчик снова огляделся и аккуратно спустился на мостовую.
 -Уф! Кажется всё нормально...Теперь бегом к мадам Мобэ, она обещала пять круассанов, если я принесу ей картинку.
Мадам приняла от мальчишки картину и заплатила круассанами.
 Через час Мари Бернан вошла в свою квартиру.
 Сегодня её семидесятилетие, но отчего-то тяжело на душе...
  Она вспомнила любовь всей её жизни. Её Эдгар был художником. Он восхищался её осанкой, поэтому так часто рисовал её на своих полотнах: "Танцевальный класс", "Голубые танцовщицы", и на самом её любимом - "Арабеск", где он изобразил её на переднем плане со всем обожанием и силой своего таланта! Эдгар подарил Мари этот свой шедевр. Это было будто бы вчера...
 Они познакомились в маленьком садике кафе Le Moulin de la Gallette", возле старой мельницы. Эдгар пришёл вместе с друзьями Ренуаром и Клодом Моне - бывшими в то время ещё бедными, но подающими надежды художниками. Эдгару очень понравилась Мари. И Мари глядела на Эдгара с восхищением.
В следующий раз он познакомил её с Клодом Моне, поскольку Мари очень нравилась его работа - "Поле маков"- ярко-красные маки и дама с ребёнком. Позднее, Эдгар рассказал ей, что Клод изобразил на полотне свою жену Камиллу и сына Жана.
  Мари встречалась с Эдгаром в этом кафе, ей нравилась его горячность и льстили его признания. Она закрыла глаза и представила: В тот день Эдгар пришёл с каким-то загадочным видом: - Ты говорила, что у тебя сегодня день рождения, вот я и принёс тебе подарок, в нём отразилась вся моя любовь к тебе.
 И он развернул свой подарок - это была картина"Арабеск", где она узнала себя в одной из девушек. У Мари перехватило дыхание:"-Эдгар, родной! Какая красота! Я не ожидала получить такой подарок даже в своих самых смелых мечтах! Они поцеловались, и она почувствовала, будто всё вокруг закрутилось в плавном танце...Сердце её рвалось из груди. - Эдгар, любимый, я буду хранить эту картину до конца моих дней. Спасибо тебе!
 Пахло жареными каштанами, аккордеон играл красивую мелодию, а они всё кружились и кружились,,, Эдгар поцеловал её ещё раз и сказал: -Желаю тебе стать прекрасной танцовщицей. Она исполнила
его пожелание. Весь Монмартр рукоплескал ей, да и весь Париж преклонялся перед красотой её танца! Но это было потом.
А пока...  Они танцуют медленное танго. Мари мечтает: Мы теперь всегда будем вместе!
 Но на следующее утро вся труппа срочно выехала в Марсель, - и они больше никогда не увиделись...
 Мари поднимает взгляд на картину. -О, Боже! Что это?
Тёмная рама зияет пустотой! -Господи, что же делать? - Мари горько заплакала. Это был единственный, оставшийся у неё шедевр
Эдгара Дега, остальные, приобретённые ею позже, она вынуждена была продать, чтобы хоть иногда бывать в их любимом кафе.Мари в изнеможении закрыла глаза и, как - будто  впала в забытье.
 С 1875 года Мари работала в новом здании парижской Оперы, спроектированном Шарлем Гарнье. Здание было богато украшено: великолепные люстры, красивые мраморные лестницы, огромная сцена... В 1909 году директор Парижской Оперы пригласил труппу Дягилева " Ballets Russes" открыть новый сезон. Мари, посетив балетный спектакль, почувствовала, всё-таки, небольшие уколы зависти - так  хороши были русские танцовщики! А ведь балет зародился во Франции, названия всех движений - из французского языка, а русские танцуют так, будто они - законодатели моды в балете!
 Во время антракта к ней в ложу вошёл седовласый мужчина с огромным букетом роз. -Граф де Марше, - представился он.
- С большим наслаждением следил всегда за вашими выступлениями и, почему-то, был уверен, что встречу Вас здесь. Как Вам русские? Мне кажется, что это свежая струя в балете.
 -Да, мне очень понравилась манера их исполнения. Особенно хороши Анна Павлова и Тамара Карсавина. Их грациозность покоряет. А из мужчин-танцовщиков мне понравился Вацлав Нежинский. Его прыжки просто бесподобны! Да и, вообще, вся труппа Дягилева великолепна! 
 -Смею ли я пригласить Вас после спектакля в ресторан?
 Мари сначала хотела отказаться, но, подумав, согласилась: ведь это же ни к чему не обязывает!
  За столиком в "Максиме" они много говорили о балете, живописи и поэзии. Граф вдруг встал и произнёс:
    Я вижу Вас, летящую над сценой,
    Ваш нежный образ так о многом говорит:
    О танце, о любви и о Вселенной.
    Смотрите: над землёй Мари летит!
 Мари, мы с Вами прежде не встречались,
 Но я всё время, в мыслях с Вами был.
 В Вас многие, естественно, влюблялись.
 Никто лишь, так, как я, Вас не любил!
  -Простите, Мари! Этот стих я написал о Вас и для Вас.
Я подписал его. Возьмите!
 -Спасибо, граф! Тронута Вашим вниманием. А сейчас прошу Вас отвезти меня домой. Я слегка устала. Мне необходимо завтра быть на благотворительном спектакле, который я подготовила с труппой для танцовщиц, таких, как я, кто когда-то блистал на сцене.
 Граф с сожалением повиновался. Больше он не появлялся.
 Мари очнулась: -Боже, ну что же делать?Звонить в полицию?
  Вдруг кто-то постучал в дверь. Мари открыла и увидела пожилого седовласого мужчину. Ей показалось, что она его где-то уже встречала...
 Он представился:-Я-граф де Марше, давний Ваш поклонник. Вы меня не помните? Но что это с Вами? Почему слёзы? В день рождения нужно быть весёлой.
 Мари рассказала ему о своём горе. Граф слушал и, почему-то, улыбался. Мари даже оскорбилась, но будучи хорошо воспитанной, не подала виду.
 Граф де Марше начал: -Я пришёл, чтобы поздравить Вас с юбилеем и подарить Вам подарок. Мне удалось перекупить его у одной "любительницы живописи". Позвольте преподнести его Вам.
  Он снял упаковку - и Мари, потрясённая, увидела картину Эдгара Дега 'Арабеск"! Это было невероятное чудо!
 -Простите, она без рамы, я не успел, хотел именно сегодня подарить.
 Мари поцеловала графа: -Простите и Вы меня, но я не могу принять такой дорогой подарок, как бы мне этого ни хотелось.
 Граф улыбнулся: -Вы заслужили это своим талантом! Правда, тут чуть надрезан левый край, но я пришлю своего человека завтра , и он всё сделает, как надо.
 Мари настолько растерялась, что даже не предложила графу чашечку кофе. Когда он ушёл, она стала вспоминать, где она видела этого человека. Потом, подошла к секретеру, взяла свой альбом, достала листочек бумаги со стихом и прочла подпись:
Граф де Марше...

            Продолжение:http://www.proza.ru/2015/03/16/1321