Все в памяти моей. Гл. 37. Я остаюсь у Ашкенази!

Светлана Компаниец
    Андрей  все  чаще  остается  ночевать  у  друзей  в  городе.  Обычно   звонит  уже  поздно  вечером:
   
 -  Мама!  Не  волнуйся,  я  остаюсь  у  Ашкенази!  -  (это  друг,  сокурсник).
 
    Позже  выяснилось,  какой  это  был  «Ашкенази»...  А  пока, за   разговором, как-то  на  кухне,  я  сказала:
      
-   Так,  парни!  Гулять – гуляем,  но  если  будет  ребенок, - он  наш...
   
    И  осенью, в октябре, Андрей, обуваясь  в коридоре, пряча  лицо, произносит:
 
-   Мама!  Я  женюсь!
   
   Не  скажу,  что  я  была  в  шоке.  Конечно,  как  говаривал  мой  сотрудник,  Серафим, -  элемент  неожиданности  присутствовал.
          
   Но  я  все  поняла:
 
-  Андрюша,  она  беременна?
   
-  Да.
               
-  Марина?
   
- Да.
               
   Я  видела  ее  однажды  у  нас  дома: из  комнаты  сына  вышла   темноволосая,  тоненькая,  длинноногая  девочка.  Тихо  поздоровалась,  опустив  глаза.  Неловко  было  рассматривать  и  я  совершенно  не  запомнила  ее лицо.   Поэтому,  когда  мы  с  Виктором    приехали  вдвоем,  без  Андрея, знакомиться с  ней  и  будущей   сватьей,   Галиной  Семеновной,   и   появилась  девочка  в  коричневых  брючках,  легкой  мальчуковой  рубашке  в  клеточку  и  с заколотым  на  затылке  хвостиком  волос, -  я  решила,  что   это   младшая   сестра,  и  что  этой  девочке  лет  тринадцать.  Я  не  узнала  Марину  в  этом  ребенке...
   
   Свадьбу  сыграли  в  декабре,  шумную  и  веселую.   Первый  день  в  хорошем  ресторане,-  «Русский  чай»,-  в  старинном  деревянном  особняке,  а  потом  у  нас  дома, - день  второй...  Было  много  студентов,  были  шутки,  приколы...

   Запомнилось, что  это  было  время  Горбачевской  перестройки,  самый  разгар  его  антиалкогольной   кампании.  Нас  предупредили,  что  свадьба  должна  быть  безалкогольной...  Конечно!  А  как  же!  На  столах  в  графинах  стоял  «легкий  напиток»  розового  цвета,  за  пополнением  которого  бдительно  следил  Виктор  Александрович,  и  лица  гостей  становились  все  румяней  и  румяней,  а  шутки  и  смех -  все  громче  и  громче!
   
    Весь  следующий  день  я  в  фартуке  простояла  на  своей  кухне,  помогали  мне  Светлана  Неволина и  Алена,  (девушка  Сергея).  Сватья,  мать  Марины, - Галина, -   накануне,   вечером,   когда   маленький  автобус,  нанятый  мною  в  заводском   автопарке,   развез   всех   гостей  по  домам   и  доставил  к  нам  домой  последних  пассажиров -  ее  и  Виктора, -  бодро  заявила:

-   Не  волнуйся,  Света,  завтра  встаем  в  шесть  и  все  приготовим!  И  мы  с  Виктором  Александровичем  привезем  из  кафэ  (где  она   работала)  цыплят-табака!

-   По  маленькой? -  предложил  Виктор,  когда  разделись  и  прошли  в  кухню.

    Так,  за  «маленькой»  и  просидели  они  до  утра,  а  в  шесть ушли  спать,  до  прихода  гостей.

   Жарили,  парили,  крошили  салаты  и  пр.,  и  пр. -  с  утра  и  до  позднего  вечера.   И  не   понять,  как  в   нашей  маленькой  квартирке  поместились  за  столами  почти  сорок  человек,  (а  в  ресторане  было  более  ста!),  да   еще  и  находили  место  для  танцев!

   Галина,  нарядная,  веселая,  забегала  в кухню,  развевая  широким  колоколом   подол  светлой  юбки:

 -  А  я  ничего  сегодня  делать  не  буду! -  смеясь,  громко  говорила  она. – Я  сегодня  петь  и  плясать  буду!  Я  за  такого  парня  выдаю  свою  дочку!

    И  про  цыплят-табака  уже  и  речи  не  было...

    В  эти  же  дни  я  познакомилась  с Аленой, будущей женой Сергея. Признаюсь,  она  покорила  меня.   Не  гнушаясь  никакой  работой,  совершенно   раскованно,  свободно  вела  себя  среди  незнакомых  людей, словно  прожила   с  нами  долгие  годы.  После  ресторана, когда  я  уже   изнемогала  от  ужасной  головной  боли (сказались  усталость  и  нервное  напряжение  последних  дней), они  с  Сережей,  не  дожидаясь   конца  торжества,увезли  меня  в  такси  домой.   Алена   мигом  приготовила    горячую  ванну,  и  усадив  меня  в  нее,  поила  горячим  чаем,  таблетками  и,  как  умела,  делала  массаж...
      
    И  на  следующий  день,  когда  гости  поздним  вечером  разошлись  из  нашей  квартиры, а я  уже  не  стояла  на  ногах, она, никого  ни  о чем  не  спрашивая,  не  говоря  ни  слова, вымыла  и  вычистила  самые  «злачные»  места  в  квартире -  туалет  и  ванную.  Можно  представить, что  там  было  после  сорока  человек  гостей!  И  когда  Сергей,  в  этот  же  вечер,  сказал  что  хочет  жениться  на  ней, - я  подумала,  что  лучше  жены  ему  не  найти...
         
    Их  свадьбу   решили   сыграть  в  конце  февраля,  уже  в  следующем  году.   А  пока, благодаря  нашему   профдеятелю   (на  работе),   Рите  Галкиной,   мне  выделили  путевку  в  Барнаульский    санаторий.
    
-   Отдохни  там,  Света, - напутствовала  она, - ты  на  себя  не  похожа.  А  еще  вторая  свадьба  впереди.
   
Я  оформила  отпуск,  и, несмотря на  недовольство  Виктора, ушла  в  санаторий.               

   *****   
 
    Ну,  вот,  написала  уже  чертову  кучу,  а  впереди  еще  - ой,  сколько!  Последнее  время  давит, нет,  не депрессия,  грусть, тоска... Причина,  конечно,  есть...  Потянуло к  стихам. Что-то  стала  писать  сама. По -моему,  получается.   И  словно  вернулась  в  прошлое  не  только  воспоминаниями, но  и  настроением,   состоянием  души,  что  ли. Но,  все  же,  продолжу...          
 
   *****   

    Неожиданно  в  санаторий   ко  мне  прибыла  мать  Алены,  Мария  Андреевна.  Вот  от  ее  слов  я  действительно  была  в  шоке!
         
-   Светлана  Михайловна, - начала  она,-  не  разрешайте  Сереже  жениться  на       Алене.  Он  не  знает,  какая  она...  Она  очень  нехороший  человек.   Она  ему  не  пара   и   испортит  жизнь  и  ему,  и  себе...
         
    Это  было  тем  более  удивительно  еще  и  потому,   что  буквально  неделю  тому  мы  с  Виктором  и  Андреем  были  у  них  дома,  договорились  о  свадьбе,  все  были  довольны.  Алена  проливала  счастливые  слезы  вместе  с  мамашей  и  старшей   сестрой,   а  отец   семейства  все  подливал  в  бокалы  вино  и  пел  романсы. И  мы  тоже были  в восторге  от  такой  душевной,  такой  замечательной   будущей  родни...
   
    И  вот  вам,  пожалуйста...    Что  я  могла  ей  сказать?  Только:  пускай  они  разбираются  cами.   Я  знала  сына,  знала,  что  он  все  равно  женится  на  Алене,  что  бы  там   о  ней  ни  говорили.  А  становиться  сразу  врагом  им  обоим  не  решилась.
    
    И  не  вмешалась...
   
    Познакомились   они,   когда   Алена   приехала  в  Елгаву  на практику,  на  комбинат,  где  Сергей  уже  был  главным  технологом.  Алена  училась  в  нашем  политехническом  на  том  же  факультете,  что  четырьмя  годами  ранее  закончил  и   Сергей.
 
    Жили   он  тогда  с  другом  в  хорошей  однокомнатной  квартире  в  центре  Елгавы.   Сережа  ничего  не  рассказывал  нам  о  ней,  но  когда  приехал  на  свадьбу  Андрея,   Алена  сама  появилась  у  нас,   застав   меня  дома  одну.  Представилась. Я,  конечно, была  удивлена  такой  бесцеремонностью,  но  решила,  что,  наверное,  так  и  надо,  молодежь  уже  другая.  Она  так  и  осталась  у  нас  на  две  недели,  пока  Сергей  был  в  Барнауле.
   
    Свадьба  полностью  легла  на  мои  плечи. Виктор,  как  всегда  в  последнее  время,  был  разобижен  на  меня  и  самоустранился.   Если  на  свадьбе  Андрея  он  помогал  почти  во  всем,  да  и  Галина,   мать  Марины,   многое  сделала,  то  теперь  все  приходилось  делать  мне  самой.   Следует  учесть  еще  и  то  время,  завершающий   период   Горбачевской   перестройки,   когда   у  нас   с  прилавков  магазинов  исчезли  почти  все  продукты.   Родители   Алены,   новые  сваты,  сразу  заявили,  что  они   ничего  не  могут  и  ничего  не  умеют...

     Помогли  друзья  и  знакомые.   В  заводской  столовой  выручили  с  мясом,  о  котором  в  магазинах  уже  давно  забыли,   с  опытной   станции   привезли  свежих  овощей  и  зелени  (и  цветов), словом, все  было, как говорится,  путем…  Опять  ресторан  «Русский  чай»,   опять  «день  второй»  -  у  нас  дома.  Опять  я  с  утра  и  до  ночи  у  плиты,  и  опять  помогают  мне  только  мои  подруги  -  Света  и  Нина.  Мария  Андреевна,  новая  сватья, замахала  на  меня  руками,  когда  я  попросила  ее  порезать  хлеб:
 
-  Что  вы,  что  вы!  Я  не  умею!
 
(Да,  черт  возьми,  что  же  ты  умеешь? – едва  сдержалась  я).
   
   И  опять,  после  всех  торжеств,  я -  полутруп...  Отпуска  уже  нет.  Сама  звоню  Нине  Александровне,  и  она, (в который  раз!), закрывает  меня в  боксе,  в своей больнице, колет витаминами и  приводит  в  норму,  в  рабочее  состояние…