Особенности национального, вертолетного экстрима!

Сергей Полянский
   Жена работала в Туруханском  авиапредприятии, и работникам которого, большую часть расходов на вертолет оплачивал профсоюз, а потому цена билета выходного дня, именно так называлась это льгота, составляла всего-навсего один рубль!!! Взяв билет на себя, а вот уже на рыбалку за зубаткой, собрала меня, так делалось.
  Летим, лететь всего минут 30, и потому запас топлива минимальный. Но зато загрузка около 40 человек, все тепло одеты, у всех по хорошему рюкзаку, где снасти рыболовные,нехитрая закуска, водочка, святое дело, и все это в сумме тянет практически на 4 тонны! Вследствие этого в Туруханске командир вертолета Володя Кожура, взлетал по самолетному, так, на всякий случай видимо. Учитывая, что паспортная загрузка вертолета составляет порядка 2 тонн, то данная предосторожность не является лишней!
  После благополучного прибытия, при этом выработав часть горючего, Кожура нормально, уже по вертолетному,  сел на лед, и мы все, как горох посыпались из чрева винтокрылой машины. Сразу пахнуло весенним солнцем, таявшим снегом, а самое главное, по ноздрям ударил запах свежих огурцов, отличительный признак свежей корюшки.
  На льду было около 200 человек, не меньше, как оказалось, любителей зубатки было гораздо больше, чем я мог себе предположить! Это прилетели из Игарки и даже из Норильска!
  Ловля зубатки не представляет сложного процесса, простая зимняя удочка с крючком и грузилом, а учитывая, что рыбка редко бывает больше 200 грамм, то и леска весьма тонкая. В качестве наживки, берется та же корюшка, вернее ее кусочек. Главное, чтобы рыба была, ну то есть шла подо льдом, и тогда проблем с клевом не возникает ни каких! Она редко идет сплошняком, без перерыва, как правило, проходит косяк и идет он минут 10-15, за которые рыбак может поймать до сотни рыбешек! Просто сплошной жор в исполнении рыбы!!!
  После десантирования из вертолета стали разбредаться по льду в поисках места ловли, благо пустых лунок было предостаточно, а те, что с претензиями на профи, стали бурить свои. Я стоял и присматривался где встать и тут услышал голос,  обращенный ко мне: «Приятель, ты водочки с собой взял!?» В двух метрах от меня, уже с порядочной щетиной, стояли два мужика, и как-то устало смотрели на меня.
  Конечно, взял, и даже не одну бутылку, а две и не водки,  а спирта! Делалось это с прозаической целью, спиртное тогда  была дефицитной, жидкой валюта, а учитывая мою занимаемую должность, ко мне всегда могли и, как правило, подходили за добавкой, если не хватало своей!
  Я подошел к мужикам, поздоровались, развязал рюкзак, достал бутылочку, начал распечатывать, они непроизвольно сглотнули слюну.
  -Спирт!, - сказал я -  Осторожнее!
  Мужики черпанули воды из лунки, развели себе по 150 и с удовольствием выпили.
  Еще занюхивая выпитое спиртное, один из них начал говорить,- Вставай с нами на наши лунки, нам уже надоело, неделю здесь торчим, начальник завез, а вывезти похоже не получается что-то, скоро рыба пропадать начнет! И только тогда я обратил внимание на добрый десяток мешков рыбы, которые лежали рядом на льду, они были полны зубаткой!
  Меня не нужно было уговаривать, я быстро размотал свою удочку, наживил кусочек рыбного мяса, но рыбы не было, прошел косяк. Мужикам стало легче, судя по всему, они повеселели, и сказали мне, что пока я сам не выпью, ловится, не будет!
   Но это так, от лукавого, им явно хотелось еще выпить. Я составил им компанию, потом еще по чуть - чуть, и бутылочка логично закончилась, и тут снизу по течению, первые ряды рыбаков замахали руками, вытаскивая одну за одной зубатку, потом как падающие костяшки домино, только с точностью до наоборот, замахали другие, которые за ними, пошел клев, подошел косяк, и кто-то истошно и пьяно заорал,- Поошлааааа!!!
  Все побросали свои текущие дела, некоторые даже не успели закусить толком, началась настоящая рыбацкая вакханалия, нужно было успевать вытащить из этого подошедшего косяка как можно больше рыбы! Я надергал штук 50, мне понравилось, и путем не сложных подсчетов выходило, что за 4 часа на льду можно было поймать желанный мешок, который я предусмотрительно взял.
  Косяк прошел, невольно переводим дух, приводим себя в порядок, готовим свежую приманку, и я, доставая мешок, нечаянно  выронил вторую бутылку из рюкзака, мужики переглянулись…
  «Послушай!» - сказал старший после небольшого совещания с напарником, - Давай меняться, мы тебе отдадим мешок рыбы в обмен на вторую бутылку спирта, Вас все равно скоро заберут, и ты  можешь вообще не волноваться за свой улов в таком случае, просто лови в свое удовольствие!
  Меня это очень даже устраивало, больше пить спирт я не хотел, везти его обратно было как-то нечестно, и я со спокойной совестью отдал мужикам спирт, и они тут же подтащили один мешок с рыбой к моему рюкзаку.
  Косяки рыбы подходили с завидной периодичностью, зубатка охотно садилась на крючок, и уже через час, я начал терять интерес к подобной рыбалке. У меня было 1,5 мешка рыбы, ну куда ее больше!? И я решил, что все, хватит! Но тут опять подходит  большой косяк, и окончательно повеселевшие и слегка отдохнувшие на спирте мужики решают еще половить. Один сразу стал ловить, а второй отошел на пару шагов в сторону справить малую нужду.
  И тут зубатка вообще словно озверела, крючок не успевал погрузиться на несколько сантиметров, как следовала немедленная поклевка! Рыбак, видя такое дело, сказал со смехом приятелю, который все еще не как не мог добраться замершими руками через многочисленные одежки до своего, сокровенного:..
   -А послушай дорогой, клев просто сумасшедший, готов поспорить, что пока ты с…шь, я поймаю пять штук! 
   -Спорим! - сказал тот, что был  по нужде, но проиграл, приятель успел поймать шесть!
  А в итоге все хорошо поймали, меньше 2х ведер ни у кого не было, нужно было лететь назад, ждем вертолет.
  Кожура прилетел вовремя, и все работники порта, и примкнувший к ним я, подтягиваемся к трапу вертолета, ждем, пока из его чрева выйдут очередные соискатели рыбацкого счастья, освободив нам место для обратного вылета. Начали загружаться,  и вижу, как Кожура озабоченно считает количество пассажиров. Дело в том, что к нам присоединились еще пять человек, которые прибыли раньше, какое-то краевое  начальство по линии авиапредприятия, и их просто нельзя было  не взять!
  Вертолет, он не резиновый, есть предельная загрузка для каждого, отдельно взятого случая, и в данной ситуации он, случай, был не очень хорош, но грузимся все,  Кожура смотрит…
  Все 40 человек, и дополнительные пять набились как селедки в бочке, у каждого еще  по мешку зубатки, что дает еще одну, дополнительную  тонну загрузки! Учитывая, что все были  работники аэрофлота, все прекрасно понимали, что загрузка превышает все мыслимые нормы, и взлететь можно с такой загрузкой разве  только по самолетному, с разбега, и то не факт!? Но какой здесь- то разбег по мокрому льду со снегом!?
  Командир видимо прикинул вес, почесал в затылке и предложил выйти как минимум 10 человекам, не потянет машина. Предложение услышали все, но все промолчали и не собирались даже  двигаться!
  Было видно, что Кожура заматерился про себя, но вслух сказал, что он попробует, а там будь что будет! Очевидно, что он просто собирался  соблюсти некий обязательный в этом случае протокол, продемонстрировать пассажирам невозможность взлета при такой перегрузки.
  Вертолет стал набирать обороты, развил максимальную  мощность, и командир потянул на себя шаг газ, пытаясь оторваться от льда на метр для контрольного висения. Только тогда можно было слегка двинуть ручку вперед и потихоньку пытаться набрать скорость, пусть даже на небольшой высоте. А по достижении скорости 90, начинает работать аэродинамика фюзеляжа, и появляется дополнительная подъемная сила.
  Но машина категорически отказывалась висеть, огромная перегрузка не позволяла, шасси просто елозили по льду, не оставляя ни каких шансов на взлет. Кожура убрал обороты, вышел из кабины, выразительно посмотрел на всех, но и в этой ситуации все продолжали молчать, отвернув глаза или опустив головы в низ! Ситуация становилась щекотливой, кто-то должен быть сделать первый шаг к выходу и как мне показалось, командир посмотрел на меня.
  Очень мудро с его стороны, я был единственный пассажир, не работник авиапредприятия, и с меня, в отличие от всех остальных,  можно было начать безболезненно! Я поднялся, за мной охотно вынесли два моих мешка, но больше никто выходить не захотел, и дверь вертолета захлопнулась.
  Двигатель опять стал набирать обороты, машина стала слегка подпрыгивать от поверхности, но и этого тоже было мало! Обороты упали, дверь открылась, и народ все же стал выходить, и в итоге вышли почти все, остались краевое начальство и те, кто по вполне понятным причинам уже спали на мешках с рыбой!
   Мне объяснили, что сейчас вертолет покружит минут 15 в воздухе, выработает часть горючего, а потом сядет на высокий берег, и уже от туда, опять загруженный нами, будет пытаться взлететь еще раз! А вот сам взлет будет происходить в сторону реки, при этом будет использоваться угол наклона высокого берега к уровню льда на реке. Другими словами, вертолет будет фактически терять высоту после отрыва, и задача пилотов при этом, будет заключаться в необходимости успеть разогнать машину до скорости 90 км час до того, как вертолет достигнет уровня среза воды, дальше только удар об лед! Можно ли это было делать с точки зрения техники безопасности, но логика в этом была. Практически пустой  вертолет легко набрал высоту, и начал нарезать круги над Енисеем.
  Народ потянулся в сторону берега, пригласили меня, а выйдя на него, мы цепочкой, приминая снег, пошли вверх  на высокий, заснеженный угор. Хорошую тропинку протоптали, те, кто самый трезвый, шли впереди, сзади были кто послабее, а в конце этой процессии некоторых, можно сказать,  вели под белы рученьки.
  Через обещанные 15-20 минут опять загружаемся, вновь ревет двигатель, машина  начинает медленно  подниматься, сначала на метр, потом еще, и на высоте 3х метров командир начинает осторожно давать ручку от себя. Машина кивает чуть вперед и осторожно так, начинает движение вперед, но угол атаки винта сместился от вертикали, тяга винта естественно падает, и машина, можно сказать, проваливаясь, начинает двигаться вперед, набирать скорость с отрицательным набором высоты! А пологий берег, при этом, тоже уходил вниз по своеобразной глиссаде, по которой параллельно, на высоте пары метров, набирая скорость, летел, фактически падая, перегруженный под самую завязку, вертолет!
  Сложно говорить о напряженнейшей тишине в салоне на фоне рева двигателей, все просто напряженно оцепенели и молили Бога! Все, будучи работниками авиапредприятия, прекрасно понимали всю опасность подобной авантюры пилота, которая фактически явилась результатом ихней несговорчивости!
   При подлете к береговой черте, почти набрав нужную скорость, уже испытывая дефицит высоты, эти глиссады соприкоснулись,  шасси вертолета все же слегка чиркнули об лед, сработали амортизаторы, которые чуть-чуть подбросили машину вверх, и этого мизера в итоге хватило,  вертолет медленно, но уже уверенно  пошел в набор!!!
  Все находящиеся на борту не сразу поняли, что насколько всем  повезло на этот раз, и только через несколько секунд все громко закричали, выражая восхищение мастерством пилота.
  А уже на эшелоне, из кабины вышел Кожура, демонстративно взялся  за сердце, укоризненно посмотрел на всех, и громко сказал: «Вашу мать, да на х..й мне такая ваша зубатка!?»