Секреты картины Пукирева Неравный брак

Алина Алексеева-Маркезин
 Василий Пукирев,Неравный брак, 1862г.      

        Наверное не найдётся ни одного человека,кто не видел бы иллюстрацию этой картины.

        О КАРТИНЕ

  Неравный брак..  Это понятно зрителю с первого взгляда. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком.?..

     …Полумрак церкви. Падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника, совершающего обряд венчания.  Бледная, заплаканная невеста, опустив глаза, протягивает руку священнику, который готовится надеть на её указательный палец венчальное кольцо. Перешёптываются гости, оценивая красоту бесприданницы. Стоящий за нею молодой человек глубоко задумался о разыгрывающейся перед ним жизненной драме…

   Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица жениха. Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. Видя слезы невесты, он даже и головы не повернул в ее сторону и, лишь скосив глаза, шепотом высказывает ей свою досаду.

    Совершенно по другому написана невеста.Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот – все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастируя с жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

     Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чуждым ей, нелюбимым человеком.

      Тема эта трагичностью своей привлекала известных художников слова. Достаточно вспомнить пьесу А.Н.Островского «Бедная невеста» или стихи Н.А.Некрасова на эту тему.
Это лучшая картина В.Пукарева.За неё ему присвоили звание профессора живописи..И имя его стало известным на всю Россию.

   СЕКРЕТЫ И ЗАГАДКИ

    Многие в ту пору пытались докопаться, кого же и почему изобразил художник? Москва полнилась слухами. Говорили, будто Пукирев сам пережил подобную трагедию и потому самого себя изобразил на картине. Утверждали, что невеста его была выдана против своей воли за богатого старика. Слухи эти оказались живучи и ещё более утвердились в сознании наших современников. Надо сказать, в этом была доля истины.

   В 2002 году в Государственную Третьяковскую галерею от родственников Пукирева поступили материалы, свидетельствующие о том, что в основу работы над картиной «Неравный брак» был положен действительный факт, связанный с другом В.В.Пукирева, купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым.

   В 1860 году, за два года до создания картины «Неравный брак», в церкви Трёх Святителей на Кулишках венчался московский купец Андрей Александрович Корзинкин с дочерью богородского купца Софьей Николаевной Рыбниковой. Жениху было 37 лет, невесте — 24 года.
 
  Не мудрено, что родители невесты предпочли влюблённому в их дочь 27-летнему купцу С.М. Варенцову более богатого и известного в торгово-промышленном мире жениха. Красавец же Варенцов был на свадьбе лишь шафером. Объяснить этот странный поступок Сергея Михайловича может то обстоятельство, что его старший брат был женат на сестре Корзинкина. Это весьма угнетало Сергея Михайловича, и он поделился своими переживаниями с Пукиревым.

      Это нашло своё отражение в картине. Шафером, стоящим со сложенными на груди руками, был Варенцов, портрет которого, написанный маслом, с давних пор хранился в мастерской. Невесту Пукирев писал с Прасковьи Матвеевны Варенцовой.Она происходила из знатного рода и была внучатой племянницей княгине Ольге Мироновне Щепиной-Ростовской.Это была его давняя любовь.
 
 
         Из-за картины между Варенцовым и Пукиревым произошла крупная ссора, когда купец увидел на ней своё изображение. Он готовился к свадьбе с Ольгой Урусовой и возмутился, что художник поведал всем о его тайне. Пукирев вынужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения. Внешне они походили друг на друга, и теперь можно было сказать, что Пукирев изобразил на картине себя.

      Так вместе и оказались на полотне Прасковья  Варенцова и Василий Пукирев.Только здесь они смогли быть вместе.

   Молодому преподавателю московского училища живописи и ваяния, было 30 лет. Он мечтал о семье. Трудно сказать, когда Пукирев сделал предложение Прасковье Матвеевне. Одно очевидно: едва родители её узнали об этом, они поспешили выдать дочь за известного и богатого человека их круга. Он был намного старше Прасковьи Матвеевны.

        Прасковья Варенцова похоже, всю жизнь хранила любовь к Пукиреву, иначе не стала бы рассказывать на старости лет незнакомому художнику, что когда-то позировала для картины «Неравный брак».

     Какова же судьба людей,связанных с этой картиной?

   В 2002году В Третьяковскую галерею поступил портрет,сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Да, Варенцова доживала свою старость в богадельне. Молва же, гуляющая по Москве, гласила, что молодой красавицей её выдали замуж за богатого человека, он скоро умер, но к своему любимому, художнику Пукиреву, она так и не вернулась. Верить ли этой молве?

   Брак Купца Корзинкина с Софьей Рыбниковой оказался удачным. Через год у молодых родилась дочь Елена, затем два сына. Дочь, повзрослев, окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей . Старший сын, Александр, также был неравнодушен к живописи и, повзрослев, сдружился с П.М.Третьяковым. Таким образом, к идее, заложенной в основу картины, венчание Корзинкина и Рыбниковой не имело никакого отношения.

 Трагедию Варенцова или свою собственную изобразил художник в картине?...

    Пукирев же так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. Дела не ладились. Удача отвернулась от него. Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою.
 
      Картина"Неравный брак" никого не оставляет равнодушным. Репин писал о её особом воздействии: «"Неравный брак" Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Н.Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке.

Бледна, едва дыша, потупив очи,
Держа свечу дрожащею рукой,
Стоит невеста. Чист и непорочен
Прелестный лик. С подавленной тоской
Протянута рука навстречу року
В обличье обручального кольца,
Готового сковать её без сроку
Веригами постылого венца
Со сластолюбцем – сморщенным Кащеем
Обласканным судьбою и царём;
Сияет крест Владимира на шее,
И чин, и власть, и деньги – все при нём.
Сейчас священник, в ризу облачённый,
Надев кольцо на полудетский перст,
Захлопнет дверцу клетки золочёной.
Бедняжка! В ней нести тебе свой крест.
Твой милый здесь же, близко – за тобою,
Но вам не быть с ним мужем и женой.
Как много вас, униженных судьбою,
С немилыми обходят аналой!  (Г.Солодилов)

http://maxpark.com/community/6782/content/1439072