Жаворонки приносят весну

Иван Сущенко-Званный
 (Забытые традиции)
У восточных славян: русских, украинцев и белорусов есть много общих народных праздников. Все знают традиции печь на Масленицу блины, на Пасху – куличи и красить яички. Но вот об одном интересном обычае многие уже не знают. А, может быть, стоит его возродить? Он того стоит.
В 50-е годы прошлого века, когда я еще ходил в начальную школу, однажды утром мама замесила тесто и из него стала лепить тельце птички, потом головку с хохолком, затем крылья и хвост. Вместо глаз вставляла какие-то  зернышки – получился такой знакомый жаворонок. Было непонятно:  почему надо было делать эту птичку, но это было так необычно и интересно, что вопросов я не задавал. Мы, дети, начали помогать маме, и с радостью стали делать крылышки и хвостики. Выпеченных жаворонков вынесли на улицу и произнесли какую-то присказку. Потом за праздничным столом их съели. Помню, что на улице в это время еще лежал снег – был конец марта.
Память крепко сохранила этот интересный детский эпизод. И только совсем недавно выяснил, что обычай печь птичек был широко распространен в России. Их пекли на праздник, который в народе назывался «Сорок сороков». Православной церковью он был установлен в память 40 мучеников в Севастийском озере мучившихся (9/22 марта). В этот день совершается литургия, облегчается пост, и тем этот день делают торжественнее.
В этот день в большинстве регионов обычно пекли «жаворонков» с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. В некоторых местах жаворонков пекли со сложенными крыльями. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
- Жаворонки, прилетите,
 Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
- Жаворонки, жаворонки,
Где ваши дети?
Наши дети на повети
Клюют песок,
Задрав носок.
В этот же день вешали в сарае качели. И дети, и взрослые. Пели:
Сорок сороков,
Сорок тружеников,
Сорок Мучеников.
 После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка, и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.
Однако возникает вопрос: почему именно день Сорока Мучеников  в народе отмечали так необычно?
Здесь можно делать одни предположения. На 21–22 марта происходит весеннее равноденствие, с этого момента день становится длиннее ночи. И наверняка выделять этот день восточные славяне стали задолго до принятия христианства. Зима кончается, весна начинается. Существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц («Сорок сороков»), и первая из них — жаворонок. Некоторые краеведы допускают, что здесь мы имеем дело с отголосками славянского культа птиц. Так, например, в селе Званное к божьим, почитаемым птицам, которых нельзя убивать, относятся не только жаворонки, но и аисты, и ласточки.
Надо сказать, что у огнепоклонников-зороастрийцев древнеперсидского царства 22 марта начинался Новый год – Новруз. Традиция отмечать его сохранилась в Иране, а так же в некоторых странах Средней Азии и Кавказа сих пор. Наурыз Мейрамы в Казахстане отмечается два дня, и они являются выходными. При этом в традицию празднования Новруза входит проведение первой борозды – земледельческий обряд, а неизменным атрибутом Науруза Мейрамы являются качели. По версии некоторых историков в этногенезе славян участвовали ираноязычные скифы и аланы, а слово бог пришло из иранских языков. И Хорс – солнечное божество славянского языческого пантеона так же имеет иранские корни. 
Что интересно, в средневековой Руси до 1348 года (или конца XV века) новый год справлялся именно 1 марта. Такая традиция пришла на Русь вместе с утверждением христианства. Вместе с христианством на Руси появилось как новое летоисчисление от сотворения мира, с новым годом, начинавшимся 1 марта, так и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Но, очевидно, при этом у народа сохранилась и дохристианская традиция праздновать весеннее равноденствии 22 марта, обычай печь жаворонки -  напоминание о тех временах.