Когда заканчивается сказка

Аверин Александр
«Можно выбрать бессмертие, можно выбрать человечность. Но выбор нужно делать самостоятельно».
Терри Пратчетт
«Роковая музыка».


О смерти Терри Пратчетта я узнал от друзей. Я стоял посреди торгового центра, когда на смартфон посыпались сообщения от друзей со столь печальной вестью. Так обычно бывает, когда умирает какой-нибудь родственник. Каждую минуту на планете кто-то умирает. Кто умирает от болезни, кто от старости, кто от внезапной передозировки свинца в организме, а кто от сверх- дозы наркотиков. Гениев значительно меньше, чем людей, поэтому их уход воспринимается куда более болезненно. Что у нас, что за рубежом – писатель больше, чем писатель, поэт больше, чем поэт. Но рано или поздно смерть настигает всех.

Правду говорят, что человек подобен целой вселенной – уникальной и неповторимой. Возможно, когда-нибудь родится писатель с таким же острым умом, но сколько веков должно пройти, прежде, чем это произойдет? Эпохи сменяют друг друга, и у каждой свои герои. И им, как и всем нам в принципе, важно вовремя уйти.

Книги Терри Пратчетта для меня удивительны, а «Плоский мир» кажется таким родным и знакомым. Он не похож на все, что я читал до этого. Грустно осознавать, что вселенная Плоского Мира умрет вместе с автором. Так погибают настоящие вселенные. Всему рано или поздно приходит конец. Сказкам тоже суждено когда-нибудь закончиться.

Плоский Мир не просто сказка – это полноценный живой организм.

Серия книг о Плоском Мире подарила мне незабываемое ощущение. Это очень специфичная литература. Если читать в оригинале, то это, прежде всего, очень забавная игра слов, которая после «литературного перевода» на русский язык теряет львиную долю шарма и остроты. Тем не менее, переводчики стараются, насколько это возможно, передать игру слов, максимально приблизив ее к российским реалиям. Очень сложно при этом не исказить смысл шутки, но переводчикам удалось не скатиться в пошлость, и перевод на русский язык вышел довольно-таки неплохим. И самое главное – дух Плоского Мира остался жив.

Очень важно найти свою книгу и своего автора. Прежде чем поиски увенчаются успехом, приходится прочитать кучу книг – начиная от школьной программы и заканчивая рассказами из глубокой лондонской подземки.

У Пратчетта, как у многих других, умирают герои, не без этого. Но там это выглядит не так уж и ужасно, ведь у автора Смерть – мужчина, довольно-таки забавный скелет в черном балахоне и с косой в руках – Мрачный Жнец. Более того, у него была дочь и есть внучка. Однажды, когда люди перестали верить в «плоскомирного» Деда Мороза – Санта-Хрякуса, Смерть нацепил бороду и пошел раздавать детям подарки, пока не случилась очередная катастрофа. Шаблон порван в клочья. В этом – весь Пратчетт.

Герои его книг навсегда отпечатались в моей памяти. Быть может потому, что они чем-то похожи на нас? Ведь, все персонажи – это мы, только со «слегка» преувеличенными недостатками. Это не только веселая пародия на жанр фентези, но и пародия на весь наш мир, поэтому, когда мы смеемся над героями, то, скорее всего, смеемся и над самими собой. Все эти «заезженные», и не очень, клише попросту высмеиваются – весь неуемный фентезийный пафос по ходу повествования оборачивается фарсом. Вместе с тем, тут есть все, что нужно читателю: есть здоровая доля смеха, есть и грусть, и безудержное веселье, и печаль. А еще есть ирония и сарказм.

Такие книги не учат добру в привычном смысле этого слова. Это сказки для взрослых. Тут есть место жестокости, наемным убийцами и Мрачному Жнецу. При этом финал может быть не таким уж счастливым, как положено в нормальных сказках. Пратчетт напоминает нам о том, что сказки не всегда бывают добрыми.

Когда я прочел почти все его книги, которые смог найти, я по-другому взглянул на окружающую меня реальность. Я вдруг осознал, что после прочтения всех этих сказочных романов во мне что-то изменилось – я стал смотреть на окружающий мир с иронией. Прорезался временами очень злой сарказм. Возможно, это выработался иммунитет против жестокости мира? 

С каждой новой смертью в душе моей пустота продолжает разрастаться подобно раковой опухоли. Сколько еще предстоит потерь, чтобы Смерть стал не таким страшным? Сколько еще пустоты предстоит обрести?

Благодаря книгам, эту пустоту есть чем заполнить, а когда в мире есть место иронии – мир не кажется таким уж и жестоким. Без книг и воспоминаний человек подобен неразумному животному. Читая, начинаешь мыслить нестандартно. И на многие привычные вещи смотреть с иного ракурса.

Сколько живут писатели – мы знаем. Сколько проживут их книги? Покажет история. Сколько проживет сказочный мир после смерти автора? Какая жизнь ему уготована? Сгорит ли он в огне или все же останется в памяти, превратившись в очередную порцию древних мифов? Зависит от нас.

Как говорил ныне покойный писатель: «Люди — интересные существа. В мире, полном чудес, им удалось придумать скуку». Может быть, пора начинать учиться видеть эти чудеса? Ибо пока мы способны их видеть – сказка никогда не умрет.