Уильям Фолкнер. Шум и Ярость

Диза Ми
«Шум и Ярость». О чем эта книга? Это книга о жизни, как и все книги в принципе. Но не все так просто в это тексте, проблематику которого, в сущности, можно свести к рассовой дискриминации южных штатов США начала 20 века. Проблема взаимоотношений афроамериканцев и «коренных» американцев, так или иначе, красной линией проходит через все творчество Фолкнера. Что же особенного именно этом произведении?

Первое на чем бы хотелось сделать акцент это, конечно же, подача текста, в котором можно выделить 4 части. Первые три из которых представляют собой три потока сознания главных героев. Фолкнер несомненно гений в своем роде. Он просто ведет хронику мыслительного процесса трех братьев, один из которых имеет отклонения в интеллектуальном развитии, а два других вполне адекватные ребята. И кроме того, что все они одинаково несчастны и все тем или иным образом увязывают причину своих несчастий со своей сестрой - блудницей, у этой троицы общем - то нет ничего общего. Фолкнер весьма виртуозно расставляет акценты в мыслительной деятельности героев и делает нас самих художниками их характеров. Хронотоп сознания каждого из них, особенно Бенджи, похож на броуносовское движение. На этом фоне дом Облонского с его смешанностью, вообще утрачивает всякий смысл. Более менее здраво и ясно мыслит только Джейсон, что при его весьма ярком и зачастую метком иронизировали не мешает этому персонажу быть отъявленным мерзавцем.

В последней части Уильям Фолкнер говорит, то что хотел сказать. Пасха. Церковь. Семья о которой идет речь в книге - олицетворение среднестатистической американской семьи южных штатов. Светлый праздник воскресения Христова. Но он существует будто бы только для «тупых», «необразованных» нигеров. Видимо у них жизнь легче. И есть время, желание и силы пойти в церковь. В то время как их белые благородные хозяева занимаются черти чем. Прости Хоспадеее. Одна лежит дома больная своим собственным малодушием, другой носится в погоне за племянницей, которая, кстати говоря, его же и ограбила. Собственно, дядюшкин праведный гнев понять можно, если не брать в рассчет, что он же сам первый и украл деньги у своей племянницы. В общем история запутанная, не меньше чем мысли героев, в ходе коих выясняется что племянница еще и плод инцеста Квентина и Кэдди - среднего брата этого сумасшедшего семейства и той самой сестры - виновницы всех бед. Короче говоря, белые тут отжигают по полной…

Ну а если серьезно, то книга отсылает к экзистенциализму, с его непознаваемостью мира. И Фолкнер блестяще показывает нам это на примере различных потоков сознания, сквозь которые преломляются фактически одни и те же события в семье. Главный герой книги несомненно агностицизм. Книга задает больше вопросов чем дает ответов. Любители дайвинга в чужой внутренний мир и самостоятельного его исследования разочарованы не будут…