Корпорации в долгах

Сергей Комяков
Компании  стали реструктурировать кредиты

На рынок корпоративного кредитовая России наступает кризис. Статистика ЦБ России указывает на значительные проблемы в сфере корпоративного кредитования. За 2014 год резко возросла просрочка по корпоративным займам. 
В 2014 году просроченная задолжность компаний выросла в 18 раз. С 1 % в 2013 году до 18, % в 2014.
Полтора года назад объем реструктуризированных кредитов составлял порядка 11 %.
 Общий объем просроченной задолжности российских корпораций превысил один трл. рублей.
Объем пролонгированных  корпоративных кредитов уже сейчас  равноценен кризисным объемам 2008-2009 годов.
Компании стали обращаться к банкам – кредиторам с просьбой о реструктуризации кредитов.
Эксперты считают, что сейчас доля реструктуризированных кредитов составляет порядка 20 % от общего портфеля корпоративного кредитования.
Значительное число корпоративных заемщиков просит отсрочить выплаты по кредитам на значительный срок. Речь может идти о горизонте в два – три года.
Банкиры считают, что реструктуризация продолжиться и в 2015 году. В 2015 году могут быть реструктуризированы до 20 % кредитов строительных компаний и порядка половины кредитного портфеля автодидеров.


В зоне риска  авторынок и рынок недвижимости

Кризис в экономке наносит удар, в основном, по продавцам. Продавцы имеют короткие кредиты, бизнес ориентирован на быстрый возврат средств. Поэтому, пи снижении продаж, проблемы с оборотным капиталом возникают очень быстро. 
С просьбами о рестукторизации обращаются автодилеры и компании ведущие масштабные инфраструктурные проекты.
Эксперты авторынка оценивают падение продаж автомобилей в следующем году на 20 %, а падение выручки в 30 %. Такое снижение оборотов потребует пересмотра сроков кредита для большинства продавцов автомобилей, не имеющих выхода на западные кредитные рынки.
Значительные проблемы возникнут у строителей. Многие строительные компании брали значительные замы в иностранной валюте. Девальвация рубля и снижение спроса на недвижимость приведет к падению выручки у таких компаний. Повышение цены кредитов для них не является критичными – погашать кредит сейчас строительным компания все равно нечем.  Через несколько лет, когда строительные проекты завершаться, цены бут соответствовать рынку.   Тогда строительные компании переложат стоимость кредита на приобретателей, если раньше не  уйдут с рынка.
Проблемы с расчетами по кредиту возникают и у строительных компаний работающих с бюджетными организациями. Сейчас идет переоценка многих строительных проектов, которые были заказаны бюджетом, но впоследствии или заморожены или отменены. Строительные компании, участвующие в таких приостановленных или закрытых проектах часто просят банки о переносе выплат по кредитам.


Банки меняют условия для компаний

Банки, продлевая кредит, одновременно повышают ставки по ним. Повышение составляет 2-3 %. Заемщики соглашаются на это.
Сотрудники банков говорят о том, что многие клиенты просят о продлении не из-за операционных проблем. Компании уже сейчас  прогнозируют снижение оборотов, прибыли, выручки и доходности бизнеса. Исходя из этих предпосылок, они и обращаются за реструктуризацией.
В тоже время банки стали менять оценку рисков корпоративных заемщиков.
Российские банки стали меньше давать новых корпоративных кредитов. Банки изменили оценку рисков заемщиков. Те заемщики, которые были надежными ране, теперь таковыми не являются. Падение платежеспособного спроса российских потребителей вызовет проблемы у продавцов товаров длительного потребления - автомобилей  и недвижимости.
Банки не стремятся давать новые корпоративные кредиты, но докредитуют прежние займы.
Банкиры говорят, что стремятся повысить надежность кредитного портфеля. Избавившись от проблемных кредитов. Займы получают только самые надежные и проверенные заемщики. Объем выдач корпоративных кредитов одному заемщику так же снизился.



Дальше будет хуже

Проблемы автодилеров будут только нарастать.  У продавцов автомобилей около половины оборотных средств это средства банков. Многие автодилеры активно перекредитовывались в течении всего 2014 года. Ставка корпоративных кредитов в автобизнесе выросло до 20 % и даже 25 % годовых. Автодилеры брали кредиты по таким ставкам, но авторынок России снижается, и автодилеры не могут погашать дорогие кредиты.
На рынке недвижимости ситуация еще  тяжелее. Сейчас  нет ни одного стабильного сегмента рынка недвижимости.
Сокращение бюджетных инфраструктурных проектов в 2015 сильно ударит по отрасли. Строителей уже не будет поддерживать мегапроект «Сочи-2014». 
Перспективы рынка жилой недвижимости мало понятны, из-за стремления российских властей резко повысить  налог на недвижимость.
Офисная недвижимость в период кризиса мало востребована, она падает в цене, а ее рынок стремительно стагнирует. 
Серьезное улучшение на рынке корпоративного кредитования может произойти только при начале роста экономики. Датой начала роста российской экономики называется 2016 или 2017 годы. Стабилизация рынка корпоративного займа откладывается до этого времени.