Штрафы для банков растут

Сергей Комяков
Госдума повышает штрафы для банков


Государственная Дума России рассмотрит законопроект о резком увеличении штрафов для российских банков. Законодатели предлагают ужесточить ответственность за нарушения в рекламной сфере.
Минимальный размер штрафа вырастет до 300 тыс. рублей, а максимальная планка штрафных санкций установлена в один миллион рублей. Сейчас величина штрафа колеблется от 100 до 500 тыс. рублей.   
Автор законопроекта, что недобросовестная реклама в сфере банковских услуг обычное явление. Из общего массива нарушений рекламного законодательства, порядка четверти приходиться на банковский сектор.
В последние годы рекламное законодательство ужесточилось.
 С середины 2014 года начал действовать  закон о потребительском кредите. Этот закон обязал банки полностью раскрывать сумму кредита, включая комиссии, штрафы за просрочку, страхование кредита и пр.
Однако, банкам указывать все выплаты переложенные на заемщика не выгодно. Поэтому, рекламное законодательство регулярно нарушается банками. Реклама банков очень часто противоречит требования закона.
Автор законопроекта считает, что штрафы за нарушение кредитными организациями рекламного законодательства слишком низки. В 2013 году средний размер вынесенного штрафа составил 113  тыс. рублей. По мысли законодателя этот штраф слишком мал, чтобы заставить российские банки соблюдать законодательство.
В Государственной Думе позитивно относятся к новому закону. Многие депутаты за ужесточение рекламного законодательства для банков. Законодатели считают, что банки сознательно не соблюдают рекламное законодательство, намеренно обманывая потребителя.
Банки часто не указывают в рекламных проспектах штрафы за просрочку, границы просрочки. При этом банки, часто устанавливают несоизмеримые  телу кредита штрафы.
В Госдуме замечают, что в парламент обращается множество людей, в основном пожилых, которые жалуются на скрытые комиссии банков.
Риски обычного гражданина, фактически обманутого, банком и кредитной организации дающей недобросовестную рекламу несоизмеримы.
В октябре Государственная Дума не согласилась резко увеличить штрафы за обман потребителя,  зафиксировав их в Административном Кодексе. Депутаты отказались поднять штрафы с 20 тыс. до миллиона рублей. Теперь депутаты могут решить увеличить поступление в бюджет за счет банков.



Вклад банков  в рекламный рынок значителен


Российские кредитные организации активны на рекламном рынке.
Банки тратят на рекламу услуг значительные суммы. Так, в 2013 году банки потратили на рекламные проекты 34 млрд. рублей.
Кризис вызвал сокращение трат банков на рекламу. Российские банки за январь – сентябрь 2014 года потратили на рекламу 22,5 млдр. рублей, что на 12 % меньше, чем в учетном периоде прошлого года.
Банки вынуждены выплачивать значительные средства за недобросовестную рекламу.
За 2014 год банки уже выплатили почти миллиард рублей штрафов за нарушения в сфере рекламного законодательства.
Высокие штрафы кредитных организаций резко снижают рентабельность средств выделенных на рекламу.


Банкиры критикуют новый закон

Российские банкиры считают, что законопроект не предусматривает ответственности для организаций не являющимися кредитными, но ведущие рекламу своих услуг. Например, пседоорганизации микрофинансирования ведут активную наружную рекламу, но этих организаций нет в реестрах Банка России. 
В законе не предусматривается ответственность для таких организаций. Такие ростовщические компании предоставляют потребительские займы и кредиты под  грабительские проценты. Никой объективной информации они не предоставляют. Именно от таких организаций страдает большая часть граждан. Банкиры предлагают навести порядок именно среди подобных ростовщических контор. 
Банкиры утверждают, что кредитная сфера жестко регулируется, банки в целом законопослушны.
Закон не содержит четких формулировок. Многие определения носят умозрительный и оценочный характер. Такие формулировки оставляют региональным органам ФАС свободу деятельности. 
Нарушение рекламного законодательства банками не несет общественной опасности.   
Банкиры утверждают, что новые штрафы будут неподъемны для банков. Эти штрафы не соразмерны нарушениям, которые совершают банки.
Такое резкое увеличение штрафов вызовет уход мелких банков с рынка.