Потоп

Евгений Николаевич Казаков
Вода – это стихийное бедствие, против которого никакие тонны шлака, песка и другого материала не помогут, тем более в таком городе, как Атбасар, где тонут дома по таким простым причинам, как забыли почистить сточную канаву, мост, всякие ложбины. Весна, а коммунальное хозяйство города спит, а как только потоп, так руки в сторону, мол, ничего сделать не можем, это стихийное бедствие. Но не тут ли было, когда 20 апреля 2005 года пошли талые воды в наш любимый город Атбасар. Но талые воды прошли быстро, и все успокоились. Но когда 21 апреля 2005 года талая вода хлынула с севера через село Балкашино по реке Жабай, и город Атбасар начало топить везде, где не нужно и нужно, то тут не только руки разводить приходится, а бежать куда глаза глядят.
Жители, проживающие близ реки, только отремонтировали свои жилища после небольшого потопа, произошедшего в прошлом году, и начали потихоньку жить в этих домах, как все надежды попросту перевернул новый паводок, которого никто не ожидал. А это страшно, когда на твоих глазах, только что, твой жилой дом ломается на части и как «Титаник» со свистом уходит под воду, выплёскивая пузыри. Как мычит корова, застрявшая в сарае, потому что хозяева ещё на работе. Они не знают, что ночевать им сегодня негде, и крыша их жилища уже покосилась, и окна до середины утонули в воде. Люди не успевают найти сапоги по колено, как не помогают уже болотные сапоги. Одна бедная старушка во время паводка смотрела на воду и надеялась - авось пронесёт. Потихоньку приносит вёдра со шлаком или песком и сыпет это около калитки, делая насыпь от поступающей воды. Смотришь на неё и думаешь, уже взрослый человек, а в сказки верит. И все смотрят на наивную старушку с улыбкой на лице. А крысы и мыши уже час назад убежали в высотный район города. Улыбка на лице пропадает в одну секунду, когда вода под напором отбрасывает эту искусственную плотину (а другого и не могло быть). В течение пятнадцати секунд вода сравнивается по высоте с фундаментом дома, а уже через две минуты вода в доме и стулья плавают по комнатам, покоряя пространство опустевшего жилища.
Интереснейшее зрелище открывается с железнодорожного моста через реку, где мужики стараются багром поймать душ, кровлю крыши, туалеты, большие заборы. Очень красиво проплывают льдины, на которых с жалким видом расселись два взрослых гуся. Туристов в период паводка на плотине, железнодорожном и автомобильном мостах через реку, прибрежных улицах, городского парка у реки много. Город давно не видел такого паломничества.
Один мужчина на резиновой лодке подплыл до одного дома, как впоследствии оказалось, собственного и остановился. Зачем подъехал? Не понятно, так как дома не было, и в дом можно было заглянуть только лишь в трубу, да и то ничего не увидишь. Вода поменяла планы на будущую жизнь.
Маленькая речушка превратилось в море, где хозяева волны и мусор.
Посёлок Заречный полностью оправдывает своё название, но он уже не Заречный, а «Речной» в полном смысле этого слова. Что касается объектов промышленности, то эта промышленность ярко блистает на солнце верхними этажами и крышами здании. Бизнес плачет, но ведь никто его в речку не загонял, она сама пришла. Такого потопа не видел Атбасар с 1942 года (со слов присутствующих), но вода на 20 апреля 2005 года поднялась на 6,20 метра. Но власть обрадовала население, что вода идёт только по реке Жабай, а река Колутон и река Ишим с западной стороны ещё мелкие, это только цветочки, а ягодки будут впереди.
Там, где река близко подходит к автомобильной трассе, движение автотранспорта перекрыто. Через асфальт с напором вода перекрывает участок дороги. Автобус как амфибия, проезжает через напор воды, шириной около четырёх метров. Людям надо домой и они надеются, что этот «ПАЗ» не перевернётся и их не унесёт течением. Такой стихии природы в нашем городе, совмещённой с горем, я не видел.
Администрация города с первых минут паводка якобы проявляет усилия по его устранению, объясняет причины появления воды. Всем было видно, что действия властей хаотичны, как и людей, которые пострадали и бессильны перед властью природы. Главное очень много пообещать людям, чтобы они замолчали и надеялись на что-то. Хотя бы на что-то…
Но, как говорят в сказке: «В Багдаде все спокойно» — уйдёт паводок, и всё забудется. Забудутся слёзы и страх в глазах детей, истерика пострадавших от наводнения. Останутся последствия от наводнения, которые будут волновать только бывших жителей, но никак не власть…

 Вам от души всю правду, что лично видел, то и написал. Джон.

21.04.2005