Всему свое время

Марья Громова
Мне всегда нравилось наблюдать за свои дедом, когда он читал книги. Он читал много и быстро, перелистывая сразу по несколько страниц.  Смотря на его прямую спину, хмурое лицо с нависшими бровями, большие жилистые руки, листающие книгу и поправляющие очки, я думала: «Какой умный у меня дед, читает целиком по книге в день. Я тоже так хочу».

В то время у нас в доме была большая библиотека. В каждой комнате стояли шкафы с книгами. Горький, Достоевкий, Пушкин, собрания сочинений Ленина, много произведений по военной тематике и ни одной детской книжки. В моей комнате тоже стоял старинный полуразвалившийся шкаф с книгами, который я часто открывала и разглядывала переплеты, доставала некоторые и просто рассматривала буквы, потому что читать я тогда еще не умела и готовилась только пойти в школу. В первый класс я пришла полным нолем. Я не знала ни одной буквы и не умела сложить два плюс два. Мама за меня сильно переживала и пыталась восполнить этот пробел, подсовывая мне буквари и счетную папку. Но все было тщетно. Я была просто наглухо необучаемая. Дед же, смотря на все потуги мамы, говорил спокойно и размеренно: "Всему свое время, Надежда. Всему свое время».

И это время когда-то настало. Это случилось в тот день, когда я получила первую пятерку по чтению. Раньше была такая система, как техника чтения. Учительница ставила часы и давала нам читать текст на скорость. К концу первой четверти я прочитывала за минуту сто семьдесят слов, когда остальные ученики болтались на отметке от семидесяти до ста двадцати. Писать красиво и без ошибок я начала уже к концу первого класса. Мама тогда сильно радовалась за меня и мои способности, а дед только, молча, улыбался. Я же просто ликовала. Наконец-то, я научилась читать, и вся эта книжная сокровищница была в моем распоряжении. Я читала все подряд, ничего не понимая, но читала. Просто глотала эти буквы, как голодный, много лет ничего не евший, человек. И первой, достаточно осознанной мной книгой, была повесть "Сын полка", которую дед торжественно вручил мне в третьем классе на день рождения.

С тех пор утекло много воды и пролетело много весен. Вот и дети уже мои подросли. И забот стало больше. Но я, по-прежнему, как в детстве, всегда радуюсь новой редкой книге, которую удается найти в магазине или получить в подарок от друзей. Недавно я заново и с  восторженным упоением перечитала роман «Империя ангелов» французского писателя Бернара Вербера. За один вечер, как мой дед, перелистывая по несколько страниц вперед.  Дождавшись сумерек, когда в доме стало тихо и слышно было только детское сопение и тиканье часов, я с удовольствием забралась на кресло, закутавшись в  клетчатый флисовый плед, открыла книгу и с первых строчек, вместе с верберовскими ангелами отправилась туда…в саму обитель Всевышнего…