Все в памяти моей. Гл. 35. Меньше знаешь-крепче...

Светлана Компаниец
   Февраль. Восемьдесят  седьмой  год...  Сергей  в  Елгаве,  Андрей  служит  в  Кызыле, в армии. Мы с Виктором  одни,  живем  и  вместе,  и  врозь...  Обьединяют  дети,  их  письма,  и   прожитые  годы  (их  не  отбросишь!),   и,   конечно  же,  чувства...  Но не любви,  нет. Для  меня  он теперь  словно близкий  родственник,  о  котором  надо  заботиться:  кормить,  обстирывать,  ничего  не  ожидая  и  не  требуя  взамен,   и,  главное,  поменьше   обращать  внимания   на  его  приступы  ревности  и  такие  же  приступы  любви.  Правда,  не  всегда  это  удается...  А  любви  уже  давно  нет,  осталось  только чувство  ответственности  и... жалость.   И  еще  - обида,  накопившаяся  за  все  годы  и  долгое  время    не  дававшая  о  себе  знать.
               
    Виктор  уже  работает  в  какой-то  маленькой  фирме, в  пригороде  Барнаула.  Но  с  винзаводом  у  него  остается  прочная  связь.  Здесь  друзья  по-прежнему  нагружают  его  машину  канистрочками  и  бутылками  с  вином  и  коньяком.
   
    Друзья...   И  ни  один  из  них,   кроме   Ванечки  Малютина,  адвоката,  с  которым-то   и   встречался  Виктор  меньше  всех,  не  предложил  свою  помощь,  когда  он  попал  в  очень  затруднительное  положение...   А  сколько  их  было,   обладающих  властью  и  высоким  положением!    

   ...Зимние  вечера  очень  длинные,  хотя  день  уже  заметно  прибавился,  но  темнеет,  по-прежнему,  еще  очень  рано,  и  с  работы  возвращаюсь  уже  почти  в  полной  темноте.  В  окнах  нашей  квартиры  темно,  значит, Виктор  в  гараже  или  еще  вообще  не  приехал.  Достаю  ключ,  пытаюсь  открыть  дверь.  Ключ  не  поворачивается. Нажимаю  на  ручку,- дверь открыта. Интересно,- я, что,  оставила  утром  дверь  незапертой?  Включаю  в  коридоре  свет. Посредине  на  полу  стоят  ботинки  Виктора,  его  пальто,  шапка,  шарф, - все  на  месте.  Это  он,  что  ли,  оставил  дверь  открытой? Зажигаю  свет  в  комнате:
               
  - О!  Привет!  А  ты  что  сидишь  в  темноте?
               
    Он  сидит в  кресле, смотрит на  меня  каким-то отрешенным  взглядом.  Рядом,  на  журнальном  столике,  разбросаны  бумаги.

 -  Что  с  тобой?  Что-то  случилось?  Андрей?  Сережа?
               
    Он  отрицательно машет  головой.
               
 -  Ну,  что?  У  тебя  что-то?
 
    Кивает   на   столик  с  бумагами.   Беру   по  одной,  читаю.   Не   сразу  понимаю,  о  чем  идет  речь.   Наконец  до   меня  доходит:  его   обвиняют  в   
присвоении   двадцати   двух   тысяч  рублей   государственных  денег!   Выводы  ревизионной  комиссии,  так  называемого  КРУ,  обвинительное  заключение...

    Словом, я  мало, что  понимаю в  этой  кухне, но  ясно:  уже   хотят  открыть      уголовное  дело,  грозят  следствием  и  т.  д.
               
 -  Витя,  что  это?  Почему?
               
 -  Ты  все  почитай.
               
    Читаю. Оказывается, он  намеренно  завышал  стоимость работ по  строительству  и   ремонту   заводских   объектов  и  через   подставных   лиц  получал  деньги.  Двадцать  две  тысячи! Ничего себе! А  что  же  тогда  он купил себе  подержанную  машину,   а  не  новую? Почему мне  даже  на  приличные обои  не  хватает  денег?  Почему  мне  приходится постоянно  занимать  деньги в  кассе  взаимопомощи,  если  надо  купить  что-то  подороже?  Где  же  эти  двадцать  две  тысячи?
   
    Ясно,  что  это  сплошной  бред.
               
 -  Витя,  надо  поднять  сметы,  все  проверить  самим.  На  много  завышал? – я  все  понимаю,  так  как  сама  постоянно составляю  сметы  и  постоянно  завышаю  их   стоимость,   иначе,  с   советскими   расценками,  взятыми  с  потолка,  ни  построить  ничего   не  получится,  ни  за  работу  заплатить  рабочим.  Это  мне  знакомо...
    
 -  Надо  что-то  делать!  Позвони  кому-нибудь,  спроси,  что  и  как?
               
 -  Я  уже  звонил...
               
 -  Кому?
               
 - А! Не  хочу  говорить,  противно... у  всех  дела...
   
 -  Ване  звонил?
               
 -  Нет!  Не  буду!  Все!  Идут  они  все!...   Пусть  разбираются,  я  не  брал  ни  копейки!  Что  я  буду  оправдываться  в  том,  в  чем  не  виноват!
               
 -  Ты  что,  не  понимаешь,  что  тебя  хотят  посадить?
               
 -  Понимаю.
               
 -  И  что?  Будешь  так  вот  сидеть?  Я  звоню  Ване!...               
 
 -  Светуль!  Давно  не  слышал  вас.  Что  у  тебя?  -  сразу  включается  Ваня.
    
    Как  умею,  обьясняю.
               
-   А  Виктор?  Он  что  нибудь  делает?  Нет...  Ну,  и  характер!  Хорошо.  Его еще  в  райком  не  вызывали?  Не  исключали?
         
-   Нет.
               
-   Начинайте  отсюда. Без  райкома, если он  партийный, такие дела не  делаются.  Это  первое.  Второе:  ты   права,  надо   самим   поднять  и  пересмотреть  все  сметы,  о   которых   идет   речь.  Они  должны  быть  еще  все  на  месте.  Это  еще  не  следствие, это  только  выводы  комиссии. И  еще:  постарайся  спрятать  его  куда-нибудь  недельки  на  две,  ну,  хоть  в больничку... Я - чем  смогу...
       
    И  правда,  характер...   За  другого  сейчас  бы  землю  грыз.   Конечно,  я  понимаю, доказывать, что  ты  не верблюд, всегда  противно. Но таким  растерянным  и  убитым  я  его  никогда  не  видела.
   
-  Завтра  едешь  в райком, - говорю  ему.
   
-  Никуда  я  не  поеду...  Идут  они  все  на...!
    
-  Посмотрим.
 
   Следующим   утром   звоню  своему  шефу,  отпрашиваюсь  на полдня.  В  райком  иду  я.  Виктор  остается  сидеть  в  машине.
               
   Райком  у  нас «женский»,  то  есть,  секретарь  в  нем  всегда  женщина,  так  положено  по  партийной  «разнарядке»:  хотя  бы   в  одном  из  райкомов  города  секретарем  должна  быть  женщина. Долгое время  здесь  была  Маслачева,  которая  хорошо  знала  и  Виктора,  да  и  меня  тоже.  Это  ей  Виктор  высказал,  когда  она  вызвала  его  к себе  по поводу  застолий  у  них на заводе, и, в частности,  в  его  кабинете, -  что  ее  любимчики, (имелся  в  виду  П.К),  ухаживают  за  чужими  женами,  заводят  с  ними  отношения  и  тем  самым  разрушают  семью...
         
   Сейчас,  после  ухода  Маслачевой  на  пенсию,  здесь  была  довольно  молодая  женщина,   примерно   моего  возраста,   бывшая   директор   школы,  учительница  русского  языка  и  литературы.
       
   Когда  я  вошла,  она  сидела,  вернее,  лежала  грудью  на  столе, заваленном  бумагами,  и   близоруко   щурясь,  подносила   к  глазам  то  один,  то  другой  листок.  Подняла  на  меня  голубые,  по-детски  распахнутые  глаза:
               
-  А,  это  вы  мне  звонили.  Присаживайтесь,  я  слушаю...
   
   Слушала  терпеливо,  не  перебивая.  Уже  хорошо...   Затем:

-  Да,  я  в  курсе.   У  нас  уже  кое- что  есть.  Разберемся.  Я  не  думаю,  что  это  так  серьезно.  Надо  еще  разобраться  с  КРУ. Вы  в  Агропроме  были?   
А  надо  бы... Что  там  думают  по  этому  поводу?  И,  кстати,  почему  пришли  вы,  а  не  сам  Виктор  Александрович?
                -  Он  не  пойдет хлопотать за себя. Считает: раз  прав, - нечего  оправдываться.
   
-   Но  ведь  это  неправильно.   Надо  бороться.   Вспомните,  как  боролся  за  себя  и  за  других  Павел  Корчагин!
   
     Ну,  пошло, -  подумала  я, -  уже  заговорила  в  ней  учительница!  И  про  себя  решила:  а  что,  и  верно,  пойду  в  Агропром, к  их главному.  Начинать,  так  с  головы.  Это  ведь  он  подписал  приказ  об  увольнении,  о  ревизии...
    
   Спускаюсь  вниз,  выхожу  на  улицу. А где  же Виктор?  Да вот  он, на  другой  стороне.  Открываю  дверку машины.  Вот  это  да!  Все  заднее  сидение  завалено  розами.  Белые,  красные,  желтые!   Я  не  в  силах  оторвать  глаза  от  такой  красоты.
               
-  Что  это?
   
-  Тебе,  мамуля...  Какой  сегодня  день?  Забыла?
               
   И  правда:  какой  сегодня  день?  Десятое  февраля... Ничего  себе!  Двадцать  пять  лет  со  дня  нашей  свадьбы!  Серебрянный  юбилей...               

   В  этот  же  день  договорилась с  Ниной (Александровной) и  Виктора  положили  к  ней  больницу,  где  он  пробыл  две  с  лишним  недели.  А  я  за  это  время  побывала  на  бывшем  его  заводе, просмотрела  все  сметы,  о которых  шла  речь (нашлись   добрые  люди,  показали  мне  их),  убедилась,  что  там  все  то  же,  что  порой  вынуждена  делать  в  своих  сметах  и  я,  и  не  только я.   И  при  всем  при  этом,  что  либо доказать  по  этим   сметам,   (если   их  составлял  специалист),  а  тем  более  обвинить в приписках, - невозможно. Словом,  Виктора  можно  было  обвинить  только  в  том, что  работы  были  выполнены  качественно,  хорошими  материалами  и  в  срок,  о  чем  говорилось   в   документах  комиссии  по  приемке  объектов.  И   только   после  этого,  со  всеми  сметами  и  актами  приемки,  я  пришла  к  начальнику  Агропрома.
    
   Будто  какая-то  сила  свыше  помогала  мне!  Мне  все  удалось! (Конечно,  не
без  помощи  Ванечки).

   Теперь  только  вспоминается  длинный   стол,  по   обеим   концам   которого,  лицом   друг   к   другу,   сидим  я   и   заместитель  начальника  Агропрома  по  капстроительству  Николайчук,  а  по  сторонам,  вдоль  всего  стола,  «шестерки»  из  КРУ,   и  мы,  почти  по  пунктам,  разбираем   каждую   смету,  каждое   их  обвинение...   Эту  встречу  организовал  сам  Николайчук.  И  я  чувствовала, -  он  на  моей  стороне...
   
    А  мой  шеф,  когда  я  вынуждена  была  рассказать  ему  всю  правду,  так  как  постоянно  надо  было  отпрашиваться  с  работы,  произнес:
    
 -  Ну, Светлана  Михайловна!  Вот  это  я  понимаю, - жена!  Моя  забилась  бы  в  угол  от  страха  и  только  рыдала  бы  там!
   
    А  потом  был  звонок  из  райкома  и я  снова  была  в  кабинете  секретаря:
   
-  Ну,  что?  Все  закончилось? – встретила   она  вопросом.
    
-  Не  знаю,  не  уверена, - ответила  я.
   
-   А  вы  пройдите  к  прокурору  района, -  назвала  фамилию.         
   
    А  фамилия-то  знакома.   Вспоминаю, -  из  разговоров  Виктора, -  сиживали  они  в  компаниях  не  единожды...   

-  Что  же  Виктор  Александрович  сам  не  пришел? – в  который  уже  раз  слышу  я  этот  вопрос.  – Был  бы  рад  его  видеть.  Вот,  читайте! -  он  подает  мне  испечатанный  лист.   
   
   Вот  теперь  понятно: все обвинения с  него  сняты, - за  отсутствием  состава  преступления.  Он  полностью  реабилитирован,   может  требовать  восстановления  в  должности   (в  Агропроме)  и  выплаты  заработной   платы   за   все   время  увольнения...

   С  этой  бумагой  я  прихожу  к  нему  в  больницу.    Вечером,  воспрявший  духом, Виктор  уже  дома.  А  на  следующий  день,  после   работы,  застаю  его  опять  в  темноте,   задумчивого,  тихого,  снова  не  похожего  на  себя.

-  Ты  что  такой?  Опять  что-то?
 
   Оказывается,  он  уже  с  утра   решил «качать»  права:  поехал  к  знакомому  адвокату   (не  к  Ване!  тот  бы  не  позволил  этого  делать!),   вместе  они  составили   бумагу  о  требовании  восстановить   его  в  должности,  и  Виктор  доставил  ее  в  отдел  кадров  Агропрома.  А  к  вечеру,  уже  дома,  получил  по  телефону:
   
-  Послушай,  ты!  Еще  высунешься,  закопаем!  Не  забывай, что  кроме  районной  прокуратуры  есть  еще  краевая! И  держи  язык  за  зубами!...
               
-  Витя,  почему  тебе  угрожают?  Ты  что-то  знаешь?
               
-  Да  это  все  тот  же...  Он  и  раньше  звонил.
 
-  Кто  это?
   
-  А  я  знаю?
 
-  Но  почему  они  хотят  тебя  посадить?
 
-  Мамуль!  Меньше  знаешь, -  крепче  спишь...

Так  я  и  не  узнала,  за  что  его  хотели  упрятать.