Бутербродная империя Америки

Магда Кешишева
   Mc Donald's ... В этом слове для американцев звучит такая же возвышенно - патриотическая медь, как в словосочетаниях - "Статуя Свободы" или "Белый Дом." Они  привыкают к гербу бутербродной империи - двум заломленным аркам на алом фоне - намного раньше, чем даже к заветным зелёным бумажкам с портретами президентов.

   Этих бумажек, кстати, основатель империи, американец по имени Рэй Крок, за свою жизнь заработал уйму. Приучить целую нацию питаться ... обыкновенными котлетами, зажатыми между двумя половинками обыкновенной же булки - это вам не бином Ньютона открыть!

   Неважно, предпочитаете вы гамбургер, поджаренный на гриле, на настоящих углях или сковородеэ Употребляете ли его с огурчиком, сыром, луком, помидорами, салатным листом, с грибами или каким - нибудь уж совсем экзотическим авокадо. Приправляете ли майонезом, кетчупом или горчицей. В основе всё равно простая до идиотизма комбинация - круглая булка, разрезанная пополам, и в ней котлета.  И сегодня всё так же, как и столетие назад. Гамбургер - ровесник 20-го века! Большинство источников сходятся на том, что это кушанье изобрёл некий Луис Лаассинг из Коннектикута. Сообщается даже точная дата - 28 июля 1900 года.

   Но гамбургер так и остался бы всего лишь одним из традиционных блюд американской кухни, если бы не нашёлся человек, который превратил его в основу основ. В стандарт. Идея создания универсального ресторана быстрого обслуживания, где продаётся одно и то же - независимо от места его расположения, пришла в голову Кроку в середине 1940-х годов.

   История о том, как небольшой ресторан из Калифории превратился в международную цепь из более, чем семи тысяч предприятий быстрого питания, благодаря инициативе всего лишь одного сверхактивного американца, удивительна. 

   Братья - близнецы Макдональд жили спокойно и комфортно в красивом белом доме с великолепным видом, и были абсолютно счастливы: их устраивало всё, что они имели в жизни.

   А другой мальчик - Рой Крок - не имел ни дома, ни денег. Но у него было огромное желание стать богатым, очень богатым. Однако его жизнь началась не слишком удачно. Школу он не закончил, подрабатывал игрой на пианино. Затем Рой переехал во Флориду и попытался заняться продажей недвижимости. Но ему не везло, чего -то ему не хватал. Зато он был излишне энергичен о обладал способностью пробиваться через трудности. В этом ему не было равных.

   В 1973 году в журнале "Форбс" было напечатано такое замечание Крока: -"В этой жизни каждый стремится скушать другого. Но если кто - то попытается проглотить меня, я сожру его первым. Это и есть американский путь выживания."

   Рой не питал уважения  к таким идеалам, как образование, талант и т.д. Всё это ему заменяло честолюбие. Он 17 лет продавал бумажные стаканчики для напитков, доведя объём продаж до 5 млн штук в год. Когда спрос упал, он занялся продажей смесителей для молочных коктейлей.

   Однажды Рой ехал в своей потрёпанной машине и решил зайти в небольшой ресторан, торгующий по утрам булочками с котлетами. Здесь случай свёл  его с братьями Макдональдс. Фамилию они носили уважаемую на родине их шотландских предков, имели опыт в ресторанном деле и сразу отреагировали на предложение Роя. А состояла она вот в чём: Крок предлагал запатентовать не только торговую марку, но и оборудование, и стиль обслуживания, и базовое меню. После чего продавать всё это в пакете тому, кто захочет открыть подобный ресторан в любой точке Америки. Владелец каждого конкретного заведения ведёт свой собственный бизнес, но делится доходом с головной компанией, а , кроме того, строго выдерживает её фирменный стиль, не отступая от раз и навсегда заданного меню и торговой марки. На профессиональном языке это называется "франчайзингом".

   И Крок стал одним из пионеров этого направления в бизнесе.

   Но вернёмся к истокам. Магдональдсы купили у Крока восемь смесителей. Работа закипела и давала доход в 250 тыс. долларов в год. В ресторане было всегда полно посетителей: они входили и выходили каждые 30 сек. за 15-тицентовыми бутербродами с котлетой   и жареной картошкой в бумажном пакетике или за жареной картошкой за 10 центов. Выбор, конечно, был небольшой, но оборот! К тому же не нужны ни посуда, ни столовые приборы. Братья Магдональдс попали в яблочко: они воплотили в жизнь американскую мечту о быстрой еде вне дома - без задержек, однотипно, чисто, удобно и, главное - предсказуемо.

   Крока в тот момент ещё не осенила гениальная идея создания аналогичных предприятий повсюду. Он только осознал возможность продать ещё 80 смесителей, если братья откроют ещё 10 ресторанов. Оставалось их уговорить. Выяснилось, что они уже получили аналогичные предложения и даже продали право открыть несколько подобных предприятий нескольким предпринимателям. Но большая часть ресторанов не соответствовала высоким требованиям "Магдональдса" и это отражалось на их бизнесе. А братья имели постоянный доход, который их вполне устраивал. Доход - доходом, но, способствуя распространению аналогичных ресторанов, они рисковали своей высокой репутацией. Рой Крок предложил им путь к увеличению доходов при минимальных затратах и проблемах. Братья согласились, и Крок помчался в Чикаго с чертежами нового типового ресторана для быстрого питания. Он получил разрешение - контракт на открытие сети ресторанов. Обогатиться быстро он не мог, т.к. получал всего 1.9% от годового дохода ресторанов, и из этой суммы 0.5 5 отдавал братьям Магдональдс. В отношении доходов Крок несколько лет полагался на свои смесители. Но время шло. Когда подходило время завершения строительства первого ресторана в штате Илиноис, наступил день открытия ресторана и одновременно - проблема с жареной картошкой. В штате Илиноис вкус картошки хуже, чем в Калифорнии. Рецепт изготовления был известен, а картофель получался мягким и безвкусным. Даже приглашённые специалисты не могли помочь. Помог случай. Он и решил проблему. Крок хранил картофель в сыром подвале. Теперь он стал укладывать картофель  в специальные проволочные мешки и подсушивать его большими вентиляторами. Картофель становился твёрдым  и это сразу сказалось на качестве продукции.

   Итак, первый из множеств ресторанов, открывшихся позже, открыл свои двери для посетителей в 1955 году. Успех был огромный. Посетителей - тьма. Три следующих ресторана открылись а Калифорнии, где успех всегда был гарантирован высоким спросом на подобные услуги. К 1957 году открылись ещё 37 ресторанов, а в следующие 2.5 года - ещё 164.

   В 1960 году партнёр Крока, Гарри Соннеборн, предложил новую гениальную идею, принесшую сотни миллионов долларов. Он предложил заняться недвижимостью. Это дало возможность компании Крока брать в аренду участки земли и строить на них рестораны. Затем, сдавая готовый ресторан, получать прибыль и  за аренду ресторана, и за аренду товарного знака - "Макдональдс".

   С  конца 60-х годов для более широкого распространения сети своих ресторанов Макдональдсы начали проводить новую политику. Они покупали за свой счёт технологическое оборудование, помогая тем самым своим предпринимателям выигрывать соревнование с конкурентами, которые не могли позволить себе новое оборудование.

   Крок понимал, что братья могут в любой момент продать свои права на владение ресторанами, а новый владелец может отказаться от его услуг.  Поэтому он решает выкупить у братьев часть прав на владение. Магдональдсы запросили 2.7млн. Но верный Кроку Соннеборн достал эти деньги у нью - йоркского предпринимателя, Джона Вристеля, который в конечном счёте получил 14 млн. возврата за свои вложения.

   В 1963 году Крок, как глава созданной им компании, начал выпускать акции. И потекли на его счёт сотни миллионов долларов. Сначала акции продавались по 22.5 долларов, а потом очень быстро их цена выросла до 50 долларов, а к концу 1999 года составляли 70 долларов.

   Крок, как видим, не прогадал. Уже к 1970 году в каждом штате страны было, по крайней мере, по одному "Макдональдсу", а во многих штатах количество их исчислялось сотнями.

   В США стандарт - своего рода икона. Но мало установить его, нужно ещё и уметь  выдержать! Все эти годы многомиллиардная империя крутится на четырёх "подшипниках" - качество + сервис + чистота + цена. И стоит жёстко подчинить этим принципам тысячи ресторанов, разбросанных по всему миру, и массовое сознание волей - неволей приучится к мысли: в "Магдональдсе" невозможны сюрпризы. И хотя поход в него не обещает никаких откровений, но и досадных разочарований - тоже.

   В 1968 году торжественно открылся тысячный ресторан. К этому дню был изобретён фирменный Big Mak  - две котлеты, зажатые между трёх булок. За ним последовали - "cheesburger" и "filet o fish", а ответом на новые веяния - низкая калорийность, на 90% обезжиренное мясо.

   В 1984 году открылся первый ресторан типа - "Drive Thru", идеальный общепит для людей, вся жизнь которых проходит на колёсах. Клиент, не покидая салона автомобиля, делает заказ, получает упакованную еду и рассчитывается.

   В 1984 году торжественно был зафиксирован 50 - тимиллиардный гамбургер. В этом же году Крок скончался, оставив наследникам процветающий бизнес.

   В конце 20 столетия в подчинении Магдональдсов было более 7-ми тысяч ресторанов, из коих более тысячи в 29 - ти странах мира.

   Справедливости ради отметим, что не везде легко и просто проталкивали американцы свои "Макдональдсы." В Японии, например, на открытии первого заведения, президент токийского отделения компании заявил, что японцы потому такие низкорослые и желтокожие, что едят сырую рыбу и рис. А если начнут есть гамбургеры и жареную картошку, то станут высокими  белокожими блондинами. Что тут началось! Но, как известно, скандал - лучшая реклама. И американцы отомстили, заставив японцев давиться всё той же котлетой в булке.

   Сегодня корпорация Магдональдс выросла во всех направлениях: в архитектуре появились красно-белые черепицы и новая своеобразная конфигурация зданий, новые, удобные сидения в автомашинах...

   История эта - пример американского пути к финансовому успеху.