Похороните меня за ложью...

Наталья Метелица Драголова
«И каждый, кто на свете жил, любимых убивал...»
О. Уайльд




 Я не знала, любила ли нас бабушка.  Да  и не хочу, наверное,  знать.


Бабушка уже  давно была на пенсии, но продолжала работать, и не где-нибудь, а на заводе « Красный Котельщик» -   огнеупорщиком. Тяжелая, вредная работа. Ее коротенькие, грузные ноги наливались вздутыми варикозными венами, и оставалось только удивляться тому, до чего же она быстро передвигается и всё успевает: работа, дом, да еще дочь-инвалид вечно в больнице, навещать с «передачкой», а теперь еще  - внуки эти... Одна  - от одного брака  дочери. Другая -  от второго... И сколько  бы их еще наплодилось, не останови больница!  Да, мать -  строгая, гавкает, но плохому не научит. Этих безмозглых всегда учить нужно!

 Иногда  нашу маму  выписывали из больницы: в «отпуск» - под ответственность домашних.
 
-Что ты делаешь, дура! О господи, мучение мне! Понарожала их на мою голову, и сама, идиотка, по больницам. Мужики тебя и угробили! Никогда мать не слушала. -  И  отталкивала свою непутевую дочь с такой силой, что та спотыкалась о порог и падала.

 -Мамочка, не ругайся. За что, мамочка...

-Раньше надо было головой  думать. А вам всё мать — враг. Первая красавица была, голос какой, женихи какие сватались, а ты пошла неизвестно за кого -  и чем  ты закончила! И эти выродки еще мне!  На х.. они тебе были нужны! От убийцы нарожала. Тебя угробил, знал, куда бить,  -  и дочери своей алименты не платит.

Это бабушка уже  о  младшей внучке. С таким красивым именем - Любовь. Мама назвала...

 Наступали выходные. Бабушкин маршрут был традиционно одинаков — рынок. "Закупиться" на неделю, а то и месяц вперед. Любимая тачка  - и  пешком до ближайшего рынка. Ее искусству торговаться и покупать всё вдвое дешевле можно было  позавидовать, - если бы не так стыдно!

-Уступай, хозяйка. Это рынок. Ни тебе, ни мне. Видишь,  двое сирот на моей шее. Мать их больная - то ли живая, то ли нет. А я на пенсию их кормлю-одеваю. Давай, возьму 10 кг яблок, но цену пополам!

Мы с Любой стояли рядом  как живые  аргументы, «потупившиеся»  от боли и стыда.

- Ба, ну хватит. Пошли уже. Чего ты позоришь нас и себя? Не надо нам этих яблок.

Бабушка уже переходила на болгарский, чтоб никто рядом не понял, и, маскируясь этим "на-своем-языке",   вновь позволяла себе откровенный крик:
-Замолчите уже! Я лучше знаю, что надо, что нет!  Яблоки — это железо.  И матери вашей таскать. Разве их там кормят в больнице!

( Я  уже и не вспомню  эту фразу на болгарском языке. Да и  вряд ли захочу вспоминать.)

По пути домой тачка трещала от мешка яблок, 3-литровых баллонов сметаны, меда, масла... и всякого "бабушкой-выторгованного".
..........................


 Через год наша мама умерла.
Прыгнула с 7 этажа, куда ее перевели  после промывания желудка.
Спасли -  от передозировки таблеток.  И  всё вроде обошлось.  И вот уже капельца  считает секунды... И  врачи, прикрыв дверь палаты, выдохнули:  «Спи-отдыхай..."

Но - август. И  -  открытое настежь окно.  На седьмом-то  этаже -  без нянечки или санитарки рядом...

Через три секунды мамы не стало. Столько ей понадобилось, чтобы сорвать капельницу, рвануть к окну и — полететь вниз.
И уже ни одной секунды — на сомнение или страх.

"Прощайте, больницы! Прощай, боль! Прощай, добрая мамочка! И дети,  - прощайте.  И - простите. Вам всем  лучше без меня.  Легче.
 Я   давно уже умерла... Еще 15 лет назад.  Когда стала такая же сумасшедшая, как весь  этот мир..."
..........................................
 
Но мы с сестрой ничего не знали.

 Бабушка с дедушкой хранили "милосердное"  молчание три дня...
(Да, с дедушкой, таким же трудягой, участником Великой Отечественной, но с которым жена никогда не считалась. Тихий, послушный, почти немой придаток.  Периодически он отрывался, бросал  уже ненавистную ему жену-старуху,  но снова возвращался: общее горе,  общие внуки...  Да еще приватизация нагрянула - с общими документами и флигелем, который строили  по комнатушкам сами, еще в 1953,  меся  ногами саман, нянча дочь и рожденных следом сыновей — двойняшек.  А теперь  вот  нянчиться с нами.)

-Когда мы навестим маму? Ей же сделали промывание, почему не пускают? - удивлялись мы, пытаясь хоть что-то прочесть по лицу бабушки.

-Нельзя. Врачи сказали, нужен отдых. Увидит вас -  расстроится. Винить себя будет. Плакать. Выпишут скоро.  Еще увидитесь.

За три дня - ни одной слезы. Они так же возились по двору,  в огороде...  Иногда о чем-то  тихо переговаривались - и нас и радовало, и настораживало это "тихо" меж ними, ставшими  хотя бы на время  ближе друг другу.

 И мы  - так же ходили на летнюю практику, обязательную тогда для школьников, так же помогали по дому, так же сидели вечерами во дворе, переглядываясь с сестрой, будто все слова - уже лишние, маленькие. Лживые...
 И  еще  - что-то черное  в душе. 

 ...И было третье утро.

Меня разбудила суета в доме.
Люди. Жёны наших дядек.  Еще люди.

 И всё это  -  рядом, близко, раздавливающе.

Прищурилась от света, ничего не понимая.  Не соглашаясь понимать.
Тетя Лиза протянула мне черный платок. «Вставай, уже пора. Скоро привезут».

И  в тот день я уже мало что  отчетливо помню. Хотя нет — еще истерический плач бабушки: «Да на кого ж ты нас покинула, доченька, и сирот малых!!!..........................никогда ты меня не слушалась............. угробили тебя люди-советчики.... будь они прооокляты............................................».

И еще — ее   властная рука на затылке: «Целуйте давайте в лоб! Застыли, как истуканы!  И люди смотрят!»
 И держит. Чтобы поцелуй подольше. Чтоб все успели заметить и на фото осталось.  И фотограф — рядом, в черном костюме...



….......................................прошло несколько лет................................

 Я по-прежнему училась на «4» и «5», писала стихи и  всё так же, тайно, записывала что-то свое, коряво-поэтическое, - в  личный дневник, по сути никому больше не доверяя - так, чтобы не орали, не упрекали, не материли, не убивали...
 
Всё вокруг  - ложь. Даже во имя нашего спасения - но ложь. "Отдыхает... Выпишут... Увидитесь".  А ведь звучит - будто правда!        Разве не «отдыхает» уже? И "выпишут". Но «увидитеСЬ» ли? Такое маленькое и лживое -СЬ!  Весь мир создан из такой  - как будто маленькой, но страшной - лжи, засеян ею и удобрен той же  разноликой ложью.  Чтобы выросла — одна большая, черная ЛОЖЬ!
 
Так чистый лист бумаги становился лучшим другом. Но лишь до тех пор, пока  белая страница не осквернялась чем-то моим: больным, гордым, обиженным, раздавленным  - и заново  сгребённым  в кучу гниющих листьев. Наступила осень...

-Сколько ты будешь сидеть над этими книгами, глаза портить, и горбатая будешь! С таким-то  ростом!  Типа, умные очень. Я ни одной книги не прочитала, не помню уже ничего, еле 7-летку после войны, а умнее вас всех, вместе взятых! Меня в президенты — я бы навела порядок! А то дураки одни вокруг! А еще грамотные. Тьфу! На х.. тебе эти книги нужны!  Замуж выйти  и чтоб муж работящий - разве они нужны? И все пишешь, пишешь... Что там можно писать??? Херню всякую. Вот так и мать ваша голову свою угробила!... Иди жрать уже!

И снова в  глазах бабушки  вспыхивал  злой зеленый огонь, который так нас раздражал - и пугал. Так и называли  за спиной: ведьма - и не только за  ее зеленые, вечно подозрительно прищуренные глаза, которые, сузившись, входили в нас чем-то острым, режущим и, расковыряв всё внутри,  каждую нашу мысль, каждое чувство - обнаруживали, разоблачали и держали на крючке.
Должен ведь быть  крючок у  этой ведьмы! 

-Я не голодна,  - в очередной раз отвечала я. - Позже. Как дочитаю главу. Да и не собираюсь я выходить замуж. Никогда... - добавляла я тише, по сути разговаривая лишь с собой.

-Иди, сказала, жрать, бл.. такая! Сто раз повторять?!  Замуж она не собирается! Уже два метра росту! Сиськи наели! Все вы не собираетесь, а, когда обрюхатят,  -  бабке подкидываете!  Сказано,курвы неблагодарные! Бабушка ноги потеряла, и вы еще мне на старости – нервы трепать!  Лучше б ВЫ, недоделанные, сдохли, чем дочь моя красавица, кровинушка. Не могла наглядеться на нее. А как пела, а как играла....  Пианино ей купили. Музыкальная школа. А одевала я ее как!..

И дальше стенания, спектакль, плач...  И — мат.

Ткнет моим гордым болгарским носом в суп: «Жри! И знай бабушкину доброту! Сдать бы вас, бестолочей, в детдом, а я, дура, ращу вас, неблагодарных! Копия мать! Все они ёб.. на голову, что с них взять! Ой, горе мне... Ничего,  вот помру - поймете, что никому вы не нужны были, кроме бабушки! А поздно будет локти кусать!»

А вечером я снова вспоминала о "луче света в темном царстве" - и в мире "кабаних"  плевалась  стихами в  дневник: зачем я вообще родилась на этот свет и не ошибся ли Бог, так устроив?

Неужели это справедливо?
Неужели так должно и быть:
Встретив гада, смерть проходит мимо,
Забирая тех, кому бы жить!

(13 лет)




...Я не хочу никак понять,
Что ловля журавлей напрасна!
Мне остается провожать
Их в путь -  и ждать обратно страстно!

И я вокруг не погляжу -
Я выгибаю шею к небу!
И потому я так живу,
Как жил утенком гадким — ЛЕБЕДЬ!

(14лет)


И уже не разберешь, где заканчивается твоя никчемность и начинается гордыня  - избранного полета птицы, чуждой для всего огромного неба!



 В выходные мы с сестрой обожали наводить порядок в нашем 5-комнатном низеньком флигельке: вымыть, вычистить, разложить. Чего не любила делать бабушка. Кухня-  да, огород — да, но не уборка. Слава богу, мы подросли и не терпели грязь.Чистое всегда светлее и просторнее.

К концу нашей прибиралки возвращалась  с рынка бабушка-с-дедушкой.

-Хватайте сумки, не соображаете, что ли? А чё полы мокрые? Вы, бл.., что опять мыли их? И какого х.. вы их трете каждую неделю! Полы же деревянные  - а вы моете, моете... Хотите, чтоб сгнили? Сказано -  безмозглые!  Не вы же строили! О, Господи, спаси и сохрани. И когда вы только поумнеете! Учитесь, учитесь, а элементарного не соображаете! - И  через порог вваливался мешок картошки -    рассортировать и спустить в погреб.

  На родительские собрания чаще всего ходил дедушка.
По возвращении из школы  рассказывал бабке, как нас хвалили, какие успехи по предметам,  что и поведение примерное, значит, снова будет грамота и  - благодарственное письмо бабушке-с-дедушкой за помощь в воспитании.

-Конечно, что б вы без меня делали! - величаво вступала бабушка.-  Сдохли б уже или бл..ями стали, как ваша мать. Всё замуж, любви хотела. Благодаря мне вы  - люди!

А я дальше брала книгу. И дальше читала.
 Размазывая капельки по странице.

   К концу учебного года, впрочем, как и в течение его, - несмотря на строящийся коммунизм, - в школе производили сборы денег: на ремонт, веники и всяко-там-разно.
Объявления делались без исключений. Или классный руководитель просто забывала о возможности шепнуть нам пару слов на ушко, и мы, пионеры-всегда-готов, воспринимали это как наш долг — перед классом, перед школой, перед страной. Перед  -   совестью. И страхом.
ВсЕ! А мы, как всегда, белые, нищие вороны? Стыдно... А в 15 и 13 -  особенно стыдно. И уж тем более   сестре, которой вечно приходилось  донашивать мои вещи, даже если не успевала дорасти до них.
На одежду для нас бабушка смотрела  строго с практичной точки зрения: прикрыто, постирано, а гладить -  излишества: "свет лишь бы нагорать!"

 Тема света -  отдельная страшилка нашей «семьи».

Едва начинало смеркаться, бабушка ложилась спать. Да и понятно: подъем  в 5 утра, успеть  по звонку на завод. Они всё еще работали.

-А как иначе? Деньги-то нужны. На одну пенсию не проживешь! Вот так до смерти и будем пахать как волы.  Сдохну,  - она уже переходила на  свое любимое единственное число, -  сдохну из-за вас, неблагодарных, будете потом на могилке плакать. Хлебнете еще горя без меня! Ложитесь уже спать! Сдались вам эти книги!
 
 -  Но  ведь только 6 вечера. А уроки? Ты хоть знаешь, сколько нам задают! А хотите, чтоб пятерки получали.

   Конечно, мои пятерки были не для бабушки. Они вообще были ни для кого.
Домашние задания  уже давно с нами никто не выполнял, так как бабушка в этом ничего не понимала: старшие классы  ей -  будто аспирантура! Если она вообще знала такое слово. 
Я помню лишь далекое, детское, дошкольное - когда мама  настойчиво и последовательно   обучала меня чтению по слогам. Видимо, она и привила  навык самодисциплины  и ответственности на всю  мою дальнейшую  жизнь. Выполни домашнее задание  - проверь у сестры.  И я училась - для себя. Всё еще надеясь получить высшее образование,  следуя своей мечте — стать учителем русского языка!

И поэтому так нужно успеть с  уроками  до четырех вечера! Пока в окне - скупой свет  короткого декабрьского дня.
А дальше  -  чистая зимняя ночь, безжалостная и величественная, - блаженствует в свободном звездно-лунном сиянии  - и ни  лампочек, ни денег,  ни бабушек!..
 
    Долгая  зима была  для нас  почти врагом.
 После того как нас, словно малышей, укладывали через слёзы спать, приходилось что-то дочитывать, дорешивать, дописывать под растушёванно-красный цвет моего ночника. (Темноты я боялась до жути!) Так и пряталась  тихонько, чтобы бабушка не услышала и  снова не завелась орать...  Особенно  -  когда хотелось  почитать что-то сверх школьной программы...

  Привыкли мы с сестрой и к тому, что у нас не бывает дней рождения — с праздничным столом, друзьями, подарками. Правда, надо отдать должное бабушке: каждый год она из своего тщательно запертого шифоньера доставала духи «Весна» или «Ландыш» -  наверное,  еще из юности нашей  мамы -  и  великодушно вручала нам на день — подержать. Вечером забирала, прятала снова под два оборота ключа  - и то ли оправдывала себя, то ли очередной раз хвалила свою экономичную запасливость: «Вот вырастите -  возьмете, когда барышни будете. Всё вам будет. И кольцо золотое матери вашей, и часы золотые. Бабушка всё спрятала -  для вас. Пока вырастите. А сейчас — это баловство и только разврат. Вам сейчас не нужны духи да наряды. Это пусть  шалавы перед мужскими штанами вертятся! А вас я в строгости держу! Чтоб людьми выросли!»

Очередная лекция  - в очередной день рождения.

 Но Новый год мы ждали вопреки всему. У детей, даже 15-летних акселераток, этого не убить. Даже воздух пах по-другому. Даже флигель,  расплющивающе-низкий и  вечно освещаемый лампочками в 40 ватт ( «деньги же!!!»), становился словно светлее,  свободнее, сказочнее  -  теперь весь в гирляндах и смеющихся огоньках надежды! 
Ах, детская душа -  распахнутая в Чудо! Ах, эта добрая детская наивность!...

Елка была обязательно. И игрушки. И пакеты с конфетами, мандаринами и - о, помните? - орехами! Это днем. Когда мы так усердно старались  всё послушно выполнять, не грубить невзначай, не противоречить.  Ведь впереди -  волшебный вечер  -  и  Новогодняя Ночь! И успеть загадать сокровенное желание,  и  хоть бы глазком   «Огонек»  увидеть, хоть в пол-уха услышать!..

 В 21 час начинался скандал. «Зубы, ноги -  спать! Дайте хоть на праздник бабушке отдохнуть! Вы же не знаете, какая у нее работа и как всё болит! Эгоисты! Нажрались конфет -  и всё им не праздник! Сама от себя  отрываю -  и всё равно сволочи неблагодарные!»

Мы не теряли еще надежды и, пусть слабо, но пытались отстоять наше человеческое право на  новогоднее Чудо! 

И вот вроде бы все  засыпали около 10 вечера. Из бабушкиной комнаты уже доносился глубокий храп, и мы, торжествуя,  пробирались  на цыпочках в другой конец флигеля, где стоял ТЕЛЕВИЗОР!


Вот уже  и Кузьмин разрывается в «Я не Ромео, ты не Джульетта...  Ну почему всё в мире против нас?!», как вдруг:

-Ах вы суки! Сидите полнОчи  - свет нагораете. Я экономлю каждую копейку, чтоб вас поднимать. Не знаете вы, как деньги достаются! Скоты неблагодарные! Всё думаете, как перехитрить и обмануть бабушку. А бабушка у вас -  сам ангел святой!  Такую еще поискать! Всё чувствую, даже во сне. Быстро выключайте и спать! Дергаются там по телевизору,  разврат всякий! Разве это можно слушать? Еще и платить за эту херню!

Перехитрить бабушку в самом деле было не просто. Без всяких  институтов и  не зная, что писал Пушкин-Лермонтов, или рисовал Салтыков-Щедрин,  или ваял  какой-то   там Шекспир-Сибиряк,  - с бытовой памятью у нее был полный порядок. До копейки помнила, сколько в кошельке, и не дай бог пропадет хотя бы одна!

  Это  и произошло  как раз в те весенние дни, когда наши классы собирали деньги на ремонт.
Я уже знала, что получу отказ. И всё закончится   скандалом – до боли предсказуемым  и унизительным. «Какие сборы?! С сирот и участника войны?! Вот я пойду к директору, чтоб поувольняли там всех! Вымогатели! Себе в карман! Или вы врете всё? Может, снова хотите обмануть меня?!»

-И что сказать классному руководителю? - промямлила я, даже как-то безучастно, будто и не слышала последних фраз ее монолога.

-Так и скажите: нет денег!  Еле концы с концами. Мы без мамы, без папы.  И бабушка с дедушкой больные уже. А то вроде ваша учительница, дура, забыла! Что это за беспредел такой! Нет на них Сталина! Что хотят, то и делают!


Вечером мы сидели с Любой во дворе. Дни уже длинные, теплые, светлые. Долгие...    (А дальше двора нас всё равно почти и не пускали. Школа — и назад.  И летом — не дальше соседнего переулка. И чтоб без подружек, так как «они научат бл...вовать,  а друзья, если есть у мальчиков, «научат воровать и убивать. Чужие люди никогда хорошему не научат. Слушайте только кровную бабушку!»)

-И что делать?   -  Сестра чуть не плакала. - Мне уже стыдно каждый раз  говорить "нет", будто мы самые нищие и жадные. Снова весь класс будет смеяться. Ну как я скажу, что бабушка не дала? После смерти мамы баба совсем как собака стала. Раньше она получала мамину пенсию. И всё равно упрекала, что кормит ее на свои деньги.

-Любаш, она и сейчас получает. Как наш опекун, - на двоих.  Правда, не знаю сколько. Ничего,  закончим школу,  - может, когда-нибудь  и это кончится... Не переживай. Мама не выдержала, а мы  - должны. А иначе какой  вообще во всём этом смысл?! -

говорила я  - и сама не верила в то, что слышу.

Я понимала, что для моей младшей сестры это всего лишь слова. Пустые, как иссохшее сердце, слова...  Бабушкины претензии к Любе, что бы  моя сестра ни сделала, завершались всегда одним: «Это твой отец убил мою дочь!  Бил ее по голове! Пугал по ночам! И в тебе кровь убийцы! Надо было, чтоб тебя  в детстве убил, когда пьяный коляску в ров перевернул!»


Мы никогда не были похожи с сестрой ни внешне, ни увлечениями... Казалось, нас объединяет  лишь  это  вынужденное, заключённое, неисправимо-безвыходное...

Вместе - когда у мамы начинался очередной приступ, выхватывали из ее рук нож или ножницы, чтобы она не навредила себе.

Вместе - ждали ее очередной выписки домой, когда мама, вновь веселая, живая, красивая, усаживала меня за пианино, чтобы успеть обучить  длинные пальцы дочери чему-то музыкальному, а потом  - долго и самозабвенно, будто вдавливая в клавиши всю свою больную душу, играла нам Моцарта и Бетховена...
Или брала свой волшебный баян - и голосом, высоким, распахнутым, но безнадежно обреченным, пела  любимое: " Один раз в год сады цветут...".  Звуки сливались в одну сильную волну, которая, ударяясь о стены, неслась дальше, в глубь домика, очищая его от скверны упреков и грубости.


А вечером -  сказка...  Никто и никогда не рассказывал их так чарующе, как мама. С ее интонациями - что будто маленькие колокольчики пели в стране ее арестованной, исколотой, но - такой доброй души.

Допеть, дозвенеть, доиграть, долюбить - всё, что не успето уже.

Мы не хотели прощаться с этим днем. И тогда - вместе - просили маму сделать нам на ночь массаж, погладить наши спинки, ручки, ножки... И она гладила - ласково - и долго-обречённо. Особенно  - младшенькую Любашку. Я всегда знала, чувствовала, что мама любит ее больше меня. Или просто как-то по-особенному. Любовь...
Любовь...

Так же, как Люба всегда была уверена, что бабушка сильнее  любит меня - старшенькую болгарочку...  Вот и в этот раз...

-Конечно, тебе легко  говорить. Ты ж у нее первая, любимая.   А я не вашей породы. Для нее все русские  плохие.  Одна она хорошая. Ты скоро закончишь школу. Поступишь в свой институт, ты же упёртая, умная, - уйдешь в общежитие, наверное. А мне еще 2 года до аттестата. Когда только я останусь тут одна, она меня вовсе съест.

Я не знаю, любила ли меня сестра  - так, чтоб по-настоящему. Или я -  ее.    Осталось ли  вообще у нас  место для любви хоть к кому-нибудь?.. Или это всего лишь две соломинки  - переплелись,  вплелись друг в друга, чтобы  - прутиком. Хотя бы прутиком.

ВМЕСТЕ -  чтобы выжить.

И это было  прочнее кровных уз.



Тем вечером каждый из нас занялся чем-то своим. И -  спать.

-Чего она опять разоралась?  - спросила я сестру, хотя давно поняла, что это любимое дело бабушки. Сделать всех виноватыми.

-Не знаю.

Я чувствовала, что сестра ответила неискренне. Хотя в голосе - не столько лжи, как страха.

-Собаки такие! Уже у родной бабушки воруют! А ну идите сюда!

Обыск. Карманы.
Под нижнее белье.

-Где спрятали? Или вы думаете, баба старая и мозгов уже нет! Я знаю до копейки, сколько утром в кошельке было!

Но в карманах у Любы  ничего не было, и в учебниках-тетрадках тоже...  Да  и у меня чисто.

Деньги (какая-то одна денежка, как помню) нашлись под матрацом сестры. Ищейка не ошиблась. Каждой клеточкой своего детско-взрослого  я  ощущала, как  всё это  мерзко и неправильно, чувствовала стыд Любы  - и  будто свой собственный. И вновь в голове вертелось избитое «неужели цель оправдывает средства?» и « с волками жить...».

Выыыть!...................................................

Сестра плакала, защищалась, когда баба поволокла ее в зал.

-Ах ты, русская морда! Воровка! Отцовские гены! Скотина такая!

Она замахнулась стулом о 4 ножках и... 

Теперь уже не узнать, опустила бы она тот стул на голову своей внучки, скрестившей у лица ладони и зажавшейся внутрь себя.  Бей!
Одна из ножек стула застряла в низком потолке  - и посыпалась штукатурка. Заминка.

И снова -  три секунды...

Раз -  выхватываю стул.

Два -  отбрасываю в сторону бабушку.

Три  -  она падает прямо на выкрашенную серебрянкой  батарею газового отопления.

И   ее звериный крик!
Бабушка сломала руку.
Нет, я сломала бабушке руку...
…....................................................

 Потолок. Батарея. Боль.




-Убийцы! Убивают!!! Родную бабушку уже убивают!

Дальше мы бегали в поисках, из чего бы смастерить шину для руки, чтобы обездвижить ее и тем самым  уменьшить боль. Скорая. Увезли наложить гипс.

-И как это Вас, бабуля, угораздило, - увещевали врачи. - Возраст уже, надо аккуратнее.

-Да упала, так получилось... -  ответила бабушка.


..................


 Мы ушли через несколько дней.

Просто позвонили  в дверь  ближайшего к нам детдома, нас провели в кабинет директора, где выслушали и объяснили, что без суда и лишения бабушки опекунских прав -  ну никак. Тем не менее, видя наше отчаяние, директор детдома связалась со  школой, всё уладила. И нам разрешили остаться пожить немного в этом  «сиротском» учреждении  -  чтобы  не тешить себя иллюзиями, а увидеть всё, как есть и будет, если мы не передумаем.

Затем - суд.
Мне сказали, я написала очень взрослое и умное заявление. Его зачитывали на суде.

Бабушка слушала, вздохами возмущения врываясь в зачитывание заявления,  потом уже почти кричала:

-Да кому вы верите? Вы  разве не понимаете, что 15-летнее дитё не может так написать! Это их кто-то настроил против меня, написал за них! Откуда ей такие слова знать! Они же безмозглые! В мать свою! А мою заботу не оценили! Опозорили на всю улицу! Теперь соседи смеются: внуки от тебя сбежали! А разве не понятно? Чего ж они в 10 лет не сбегали?! А, выросли, письки зачесались  - вот и побежали в детдом,  чтоб свобода! Чтоб бабушка не контролировала! Бл...! Разве вы не понимаете! Мужиков уже хотят! Вот  бабушка плохая  и  стала! Воры, убийцы и шлюхи!

В суде переглянулись.

-Девочки, ну давайте мы пока не будем  так категоричны. Временно определим вас  в детский дом, но с правом  и возможностью  вернуться к бабушке, если вдруг погорячились и передумаете. Все ссорятся.

-То есть,  -  прошипела я, - вы хотите понаблюдать, на какой день мы к мужикам побежим? Без бабушкиной-то сметаны и ради вкусных конфеток? А... ну вас всех,  делайте что хотите. В этом мире все равно  никогда не было справедливости, - ораторствовала я как типичный подросток-бунтарь  - И, хлопнув дверью, выбежала из зала суда.

 С сестрой мы встретились позже  - во дворе. Она подсела на лавочку и тихо, будто даже потерянно,  произнесла:

- Ее лишили опекунства. Но, давай, мы ничего не возьмем. Лишь учебники свои и в школьной форме. Нам ничего от нее больше не надо. И ноги нашей там не будет. Никогда. Не то, чтоб еще на похоронах ее!


  Определение в какое-либо коллективное учреждение предполагает необходимость прохождения медкомиссии. Мы ее тоже прошли, да и как  тут без гинеколога?
Проходили мы его и через год, когда я, уже 16 -летняя, оканчивала среднюю школу.

   Встретив однажды нашу бабушку,  директор детского дома, Нина Алексеевна, - уже будучи знакома с ней, -  и пристыдила ее, и утешила:

-А между прочим, зря вы так о своих внучках. Наша гордость. Учатся. Трудолюбивые. Лариса -  единственная из нашего детдома, кто решился на высшее образование. Хорошие девочки. Просто подход к ним и их возрасту Вы не нашли. И на медосмотре они оказались в редком числе тех, кто, заканчивая школу, - еще девочки. А сейчас молодежь рано начинает.

-Да кто б они были, если бы не я! Благодаря мне они ни с кем не знались, не путались! Всё книги читали. А мне теперь на улицу стыдно выйти. Соседи смеются: детей в детдом выгнала! За  что мне это? За мою доброту? И что куска им никогда не жалела?

-А вы не стыдитесь. Вы гордитесь.  - И, уже не слушая  дальнейшее бабушкино, Нина Алексеевна направилась прочь.


-А лучше любите...  - продолжали ее мысли. - Но, оказывается, это самая сложная наука -  уметь любить.



«Вон те конфеты, пожалуйста,  -  указала она продавщице. -   Уж очень их внуки любят».


И улыбнулась. Май был чудесный.


В тот год я и закончила свой 11-ый класс, успешно сдав выпускные и вступительные экзамены — на литературный факультет педагогического института.


Сестра выбрала медицинский.



  ............прошло много-много лет............................

Бабушку,  «Ветерана труда»  и  «Участника трудового фронта»,  нашли убитой (?), всю переломанной  - у раскрытой настежь в январский мороз двери. То ли сама упала неудачно в свои-то 83 года, живя в одиночестве, то ли дверь кому открыла, кто так поступил со старухой.
Уголовное дело завели - и замяли.

 Денег в доме крупных не нашли. Золота тоже. На книжке - 6 тысяч. А ведь пенсия-то было хорошая! И  лампочки по-прежнему  40 ватт, и ела она почти одни кашки, не имея уже зубов.

 Всю жизнь она собирала деньги  - для кого? Или на черный день? Или это была  всего лишь сладко-зудящая до изнеможения потребность, объединяющая всех плюшкиных?  Или, быть может, грубо запрятанная боль голодных военных  и послевоенных лет, когда их с братом младшая сестра умерла от голода?  А они  выманивали на поверхность  сусликов, заливая их норки водой.  Если верить, конечно,  тому, что слышали от бабушки при жизни. 

Каждую сэкономленную копейку, десятку, сотню, тысячу она докладывала к предыдущим  -  и собирала, собирала, на потом... Куда? В чулок ли, под половицу,  под матрац ли... Умерев в жалком, грязном, штопано-перештопанном платье.

Судмедэкспертиза установила, что скончалась она не от  кровопотери вследствие  переломов, хотя кость и торчала - в бордово-запекшейся ране  варикозной ноги...

Она  просто лежала, беспомощная, у двери  - и замерзала.

Без близких людей, кровных или некровных;  без добрых соседей, русских или нерусских;  без благ цивилизации в виде хотя бы телефона -  позвонить вот в такой «черный день». Хоть кому-то...

 И никто уже не узнает, о чем она думала в последнюю минуту своей жизни...


Заходя в храм, не так часто, как  следовало бы,  я ставлю свечи за упокой.

Чтоб маме простил страшный грех. И если все самоубийцы в аду, то зачем мне рай?
Молюсь и за бабушку, замерший лоб которой долго помнят мои губы, шепнувшие ей  тогда в гроб,  чтоб никто не подслушал:
"Прости меня, пожалуйста..."

  И все чаще, в мои уже за-40, задаю себе вопрос:

А кто меня на этом свете  любил  БОЛЬ-ше, чем бабушка?


Март 2015