Классный руководитель

Александр Зубков 2
                Классный руководитель.
     Когда закончилась война, и отец уволился из армии, наша семья переехала в город Куйбышев. Родители  поступили на работу на один из заводов этого большого, промышленного города. Я продолжил учёбу в средней мужской школе № 20. В те годы обучение детей в городах было раздельным.
 
    Весной 1949 года закончились занятия в школе.  Я перешёл в 7-й класс.  На  время летних  каникул, родители меня отправили в пионерский лагерь.  Быстро пролетело лето.  Начался новый учебный год.

     Когда в сентябре   пришли на занятия в школу, оказалось, что наш 7-й класс стал самым старшим  и единственным в школе. В 8-м, 9-м и 10-м классах,  к сентябрю 1949 года, осталось по 3-6 человек. Время было трудное,  и одни ученики старших классов поступили на учёбу в техникум, а другие пошли работать на завод. Поэтому, оставшихся ребят, решением местных властей, перевели в женскую школу № 43, которая так же располагалась в заводском районе. Так наш 7-й класс оказался старшим  в школе. В классе же было всего 16 человек.

     Несколько ребят, учившихся с нами в 6-м классе  по разным  причинам покинули школу. Но в 7-м классе появились два новых ученика – Альберт Молчанов, который перевёлся из другой школы и Виктор Селяткин.  Его родители переехали с Дальнего Востока, где служил в армии отец.  В Куйбышеве они купили частный дом, а мама Виктора стала работать в нашей школе завхозом.

     Нашим классным руководителем, с 7-го класса и до окончания школы,
была учительница математики, Агеева Екатерина Алексеевна. Она в 1941 году закончила пединститут и добровольно ушла на фронт. Окончив ускоренные курсы медсестёр служила в прифронтовом госпитале.  Там,  в 1943 году она познакомилась с капитаном Шелестом, находившимся в их госпитале на лечении. Молодые люди полюбили друг друга и поженились. В мае 1944 года у Екатерины Алексеевны родилась дочь Людмила. Молодая мама с ребёнком  уволилась из Армии и приехала в г. Куйбышев. Здесь она сняла комнату в частном доме, и стала работать учителем математики в нашей  20-й мужской средней школе.

     Капитан Шелест писал письма своей жене и мечтал приехать к ней после Победы.  Но в апреле 1945 года, в боях за Берлин, он погиб. Так, молодая женщина, с маленьким ребёнком, осталась одна в большом, чужом городе. Она была отличным, грамотным и волевым преподавателем.  Когда я учился в 5 и 6 классах, ребята, почему-то, называли её «тётя Катя Биссектриса», но относились к ней с уважением. Молодая учительница сумела себя так поставить среди учеников, что на её занятиях всегда была дисциплина. Она была принципиальна и справедлива в оценке знаний, прекрасно знала свой предмет  и обладала удивительной способностью вызвать ученика отвечать урок тогда, когда тот был не готов. Поэтому мы старались делать все  домашние задания по математике и учить задаваемый материал. Лично мне это дало огромную пользу. К окончанию 10 класса я твёрдо усвоил курс всех предметов математики и при вступительных экзаменах в ВУЗы, по этим предметам получал хорошие оценки. Школьный курс математики держался крепко в моей голове ещё несколько десятков лет, после окончания школы.

     Екатерина Алексеевна часто после уроков оставляла нас для бесед. Она рассказывала о правилах этикета и поведения, организовала для нас школу танцев.  После уроков мы оставались на эти занятия, которые проводила учительница младших классов и, постепенно, наша юношеская неуклюжесть и стеснительность стали исчезать. Классный руководитель организовывала для нас различные экскурсии в музеи и театры. Так получилось, что как-то незаметно для нас самих мы её полюбили как человека. Лично в моей жизни она сыграла решающую роль в моём отношении к учёбе. Дело в том, что до 7-го класса я учился так себе, лишь бы не было двоек. Не всегда был готов к уроку.  Бывало так, что в этот момент меня спрашивали. Естественно, получал соответствующую оценку. Затем, тщательно готовился к занятиям по этому предмету и исправлял плохую отметку, получая 5 или 4. 

     В 8-м классе мы учились во вторую смену. Однажды утром, когда  был дома один, раздался звонок. Открыв дверь и на пороге увидев классного руководителя.  От неожиданности  онемел. Екатерина Алексеевна произнесла:
     -Здравствуй, Саша! Пригласишь меня войти?

     -А дома родителей нет, - злорадно произнёс я, мучительно вспоминая, что  мог натворить в последнее время и уже хотел закрыть дверь.

     -Я к тебе пришла, впустишь? – спросила наша классная. Возразить мне было нечего, и я посторонился. Войдя в квартиру, она сказала:
     - Пришла к тебе,  хочу с тобою поговорить.

     Екатерина Алексеевна мне говорила, что давно за мною наблюдает, что я способный мальчик, но ленивый. Что могу хорошо учиться, но для этого надо готовиться к каждому занятию. Как-то так получилось, она взяла с меня обещание, что изменю своё отношение к учёбе. Причём, она мне сказала:
     - Если ты настоящий мужчина, а я вижу что это так, то будешь держать данное  слово, чего бы это тебе ни стоило.

     От её слов вырос в собственных глазах, а для себя решил, что лучше умру, чем нарушу данное ей обещание. Постепенно,  удалось выправить свои дела в учёбе, и 8-й класс закончил без троек. Держать данное слово, затем вошло в привычку и неоднократно мне помогало в дальнейшей жизни.
 
     Уже через много лет, став взрослым, узнал от своих одноклассников, что наш классный руководитель приходила домой не только ко мне. Как-то незаметно, ребята из нашего класса стали более серьёзно относиться к учёбе. Улучшилась дисциплина. Постепенно такая отметка, как  2,  вообще стала большой редкостью в классе. Нельзя не отметить, что «классная» личным примером показывала, как надо выполнять обещания  и относиться к делу.

     Когда Екатерина Алексеевна болела, староста класса организовывал посещение нашей учительницы.  Мы увидели, в каких ужасных условиях она живёт. Сначала снимала крохотную, сырую комнату в частном доме. На мизерную зарплату учителя ей было трудно оплачивать даже такое жильё.   

     Затем, в школу пришёл новый директор, учитель истории Валентин Петрович Веденеев добрейший человек. Он Екатерине Алексеевне  разрешил жить с маленькой дочерью в пионерской комнате узком, маленьком помещении.  Но там  удалось разместить только кровать и тумбочку. Затем, один из классов на первом этаже переоборудовали под служебное жильё. В нём и поселилась наша учительница.

     После окончания военного училища в 1958 году, находясь в отпуске, я с ребятами навестил Екатерину Алексеевну, в новом жилище. Районный отдел народного образования предоставил ей с дочерью маленькую комнату в коммунальной квартире нового дома на втором этаже. Для неё это уже были хоромы.

     Затем, многие годы поздравлял её со всеми праздниками и днями рождения открытками, в которых коротко писал о своей жизни. Она всегда отвечала мне на эти послания. Но, вот осенью 1987 года, уже живя в Киеве  получил письмо от её дочери – Людмилы. В нём она сообщала, что «…мама умерла от онкологии…». Позже, в переписке со своими одноклассниками, до сих пор проживающими в Куйбышеве, узнал, что  проводить в последний путь нашу учительницу пришло более 100 человек её бывших учеников выпускников  20-й школы разных лет. Все эти годы  с благодарностью вспоминаю эту добросовестную, скромную и отважную женщину, которая  всю свою личную жизнь целиком отдала дочери и своим ученикам.
 
                Александр Зубков.