Сказание о чайках

Елена Черкашина
 
  На пустынном берегу, прижав лицо к худеньким коленям, сидела девушка. Мало ли горя у юности? – она плакала. А над нею, неутомимая, кружила и кружила одинокая чайка. Девушка не замечала птицу, но потом, подняв голову, проводила её долгим взглядом.
 - Тебе не понять, как трудно быть человеком! И я хотела бы, так же, как ты, летать свободной. Только… - не договорила, задрожала губами, и опять склонилась к коленям.
  Чайка спустилась, едва не задев крылом, словно сочувствуя, а потом поднялась высоко-высоко и исчезла за горизонтом.
 
 «Небеса, милые небеса! Вы – мой дом, мой кров, вы даете мне волю и силу. В вас я обретаю свободу, под вашим сиянием парю, наслаждаясь полетом. Там, на дальнем берегу у моря сидит девушка. У неё нет крыльев и нет свободы, земля притягивает её к себе и наполняет скорбью.  Я хочу утешить её, но у меня нет ног, чтобы подойти, нет рук, чтобы протянуть их к ней, и нет уст, чтобы сказать доброе слово… Помогите мне! Сделайте чудо, чтобы птица и человек поняли друг друга…»
 И – откликнулись небеса, чайка ощутила притяжение и тяжесть в крыльях. Сохраняя ровность полета, она устремилась назад.
  Девушка еще сидела на берегу, когда к ней, осторожно ступая, подошел юноша. Серебристые волосы, тонкая белая кожа, темные глаза. Она удивилась: какой необычный юноша! Не видела его на здешних берегах!
 - Не плачь! В небесах тоже много горя… - сказал он голосом мягким, как шелест прибоя.
 Ей показалось, что ему немного трудно говорить.
 - А свобода – она не снаружи, а внутри, - добавил он тихо, продолжая смотреть на неё ласковым взором.
  Она удивилась: разве кто-то слышал её слова?
 - Откуда ты? – спросила.
 - Я живу здесь очень давно, просто ты не замечала меня.
  Он сел рядом.
 - Ты рыбак? – спросила она.
 - Да, я люблю ловить рыбу, - улыбнулся он.
 - Где твой дом?
 - Вон в тех скалах!
 Так высоко она не поднималась, наверное, там и вправду есть какой-то дом… Они разговаривали долго, и девушка забыла, о чем плакала утром. Он рассказывал ей о море, и тех дальних странах, что скрывает горизонт,  о чернокожих людях и многих других вещах. Когда пришло время расстаться, ей стало страшно уйти и больше не увидеть его. Но он, словно почувствовав, негромко сказал:
 - Я буду ждать тебя каждое утро. А если не сможешь придти утром – то днем. Или вечером. Я стану ждать тебя весь день…
  Она смотрела долго и пристально: что-то знакомое почудилось ей в повороте головы, и как он взглянул ей в глаза. Но разве сразу поймешь – что?
 Она пришла утром, нет, не пришла: прибежала, торопясь и боясь, что не встретит его. Но он уже ждал на берегу, и ветер ласково развевал его серебристые волосы.
 Так подружились человек и чайка. 
 Однажды, стоя на высокой скале, он раскинул руки и сказал:
 - Я летаю. И хочу, чтобы этому научилась и ты.
 Девушка засмеялась:
 - Где уж мне! – но почему-то подняла лицо кверху и подставила струям теплого воздуха.
 Он обнял её сзади:
 - Просто попроси.
 - Кого?
 - Небо!
 - Разве оно услышит?
 - Конечно! Ведь, когда  я захотел прикоснуться к тебе, оно откликнулось…
 - У меня не получится…
 - Попроси!
   Она долго думала, как попросить, что сказать, а потом крикнула сердцем: «Хочу летать! Так, как летает он!»
  В один миг руки обратились в крылья, тело стало невесомым, а ветер, этот шальной, стремительный ветер, подхватил её и бросил в воздух.
 - Ах! – вырвалось из глубины, но уже летела, неумело поворачивая из одной стороны в другую, и жадно хватала воздух маленьким черным клювом.
 «Лечу!» - сияли глаза. «Летишь!» - повторял возлюбленный. Он тоже парил рядом: смелая чайка с серебристыми крыльями…
  Когда они вернулись и сидели на берегу, она плакала: но не слезами горя или отчаяния, а слезами тихой радости. Но как повторить? Он прислушался к ветру, к голосу Неба и тихо сказал: «такое дается лишь один раз».
  Шло время. У женщины появился плод любви: маленькое дитя. Это был мальчик, обыкновенный мальчик с тонкой белой кожей и черными глазами. Так же, как все дети, он плакал по ночам, и так же, как все дети, радовался, когда отец брал его на руки. Раз или два в неделю мужчина приносил семье небольшую золотую монетку. «За много миль отсюда на дне моря лежит затонувший корабль, - рассказывал он. – Когда сильный отлив обнажает песок, я вижу множество рассыпанных монет. Я не могу принести много, в один раз – только одну».  Но этого было достаточно: они ни в чем не нуждались.
   Год, другой миновал. Мальчик подрастал. Все чаще женщина вглядывалась в него и думала: «Неужели ты – простое дитя, и никогда не будешь летать? Никогда не полетишь за отцом, и никогда не расскажешь мне сказок о загадочных черных людях?» Она представляла, что жизнь её сына пройдет на этом берегу, рядом со старой рыбацкой лодкой, и ей становилось грустно. Познав один раз радость полета, она понимала, что потерял человек. Но проходил год за годом, а сын по-прежнему оставался обычным ребенком, и ждал отца, играя на берегу. 
   Тот появлялся на закате, уставший, счастливый, укладывал сына спать, а затем долго стоял над ним, всматриваясь, и женщина видела на его лице отголоски тех же мыслей: «Неужели – никогда?» Мужчина тихо вздыхал,  выходил из дома и вслушивался в голос Неба, словно спрашивая о том же…
   Миновала еще одна осень, отшумели зимние шторма. А когда настала весна, женщина вдруг увидела, что волосы её сына стали светлеть. В них появилось чистое серебро, как у отца. Такой красоты она еще не встречала! А потом, войдя в его спальню однажды утром, обнаружила пустую кровать, а на подушке – маленькое перо. Она стала звать и искать, но сердце сказало: «не ищи, он там, где его отец».
   Поздно вечером, на закате, она наблюдала полет дальних чаек, возвращающихся  домой. Они появились на горизонте, и по мере приближения к берегу превращались в прекрасных птиц. Женщина улыбнулась: «Как они похожи, отец и сын!» Повернулась и спокойно пошла вдоль моря, любуясь тем, как согласно взмахивают их крылья.
   Вечером, когда мальчик уснул, мужчина рассказывал: «это был его первый полет, но он держался уверенно, будто летал всю жизнь». Они склонились над кроватью и тихо вглядывались в лицо ребенка. Женщине на миг показалось, что она видит бегущие облака, и яркие всплески солнца, и бушующее море: все, что видел он за сегодняшний день. Да, она не летает, и никогда не полетит! Но пусть летает он…
  Она обняла мужа и сказала: «Идем, не будем мешать, его крылья должны отдохнуть» - и оба вышли из комнаты.
  Малыш мирно спал. Ему снилось Небо…