Сергей Подгородный и его рассказы

Виктор Панько
СЕРГЕЙ ПОДГОРОДНЫЙ И ЕГО РАССКАЗЫ

(К 60-летию со дня рождения историка, журналиста и писателя Сергея Петровича Подгородного)


Сергей Петрович Подгородный (16 марта 1955 – 13 июня 2014)  этот яркий, своеобразный и многосторонне талантливый человек, оставил после себя долгую и добрую память в умах и сердцах многих тысяч, а, возможно, десятков и сотен тысяч людей. Эти люди – его односельчане, жители села Яблона Глодянского района Республики Молдова, сослуживцы по действительной военной службе в словацком городе Братиславе, преподаватели и однокурсники исторического факультета Кишинёвского государственного университета, который он окончил. Это – тысячи бывших и сегодняшних учащихся Глодянского Теоретического лицея имени Льва Толстого и Яблонской русской гимназии, где он открывал перед ними захватывающий, интересный и противоречивый мир науки Истории. Горячо влюблённый в эту науку, отдававший ей всего себя, он заражал этим интересом всех окружающих, поэтому его уроки и внеклассные мероприятия не могли быть серыми и скучными, а всегда были увлекательными путешествиями по неведомым путям и тропинкам, в которых учитель Сергей Петрович Подгородный был внимательным и доброжелательным проводником, гидом, ведущим.
Он очень многое знал и понимал в этой сложной науке.
Мне пришлось после его ухода разбирать его домашний архив, чтобы сохранить важные материалы, документы и фотографии для передачи в государственный архив и сельский музей. Нас с ним связывали дружеские, товарищеские отношения, и мне казалось, что я его хорошо знал, ведь мы работали вместе в журналистике, он был корреспондентом в районной газете в одном отделе, затем он вёл сам несколько месяцев «Глодянскую Ниву», мы немало переговорили по самым разным поводам. Но, только разбирая его бумаги, я понял секрет его высочайшего авторитета в глазах учеников. Он преподавал историю около тридцати лет. И к каждому уроку на всём этом протяжении времени он имел и сохранил поурочный план, в котором конспективно обозначалась суть темы, и который иллюстрировался вырезками из газет или высказываниями по поводу изучаемого периода известных политиков, писателей, деятелей культуры. Вот эти сохранившиеся планы могли свидетельствовать только об одном. О том, насколько глубоко изучал и до какой глубины познания доходил он на своих уроках. А ведь они, эти уроки охватывали ВСЮ историю человечества – от каменного века и до последних событий наших дней!
Но влияние личности Сергея Петровича Подгородного, как историка, на окружающих его людей не ограничивалось одними только его уроками и личным знакомством с учениками, а распространилось далеко за пределы личных контактов, благодаря публикации множества его статей в районной газете, а, особенно, - его книг и брошюр. В течение сравнительно небольшого отрезка времени он издаёт за свой счёт брошюру «Из истории Ново-Яблонского церковного прихода  (к 100-летию освящения храма Святого Николая)» (2006), фундаментальный труд «История Яблоны» (2007).
В эти же годы интенсивно работает над книгой, задуманной нами в соавторстве, по истории села Лимбений Векь. (Limbenii Vechi). Она была подготовлена к печати в 2007, но вышла в свет через 7 лет, в 2014 году. В 2008 году выходят в свет две брошюры:«История Яблонской средней школы (1895-2008)» и «Неиссякаемый родник (Из истории культуры в селе Яблона)». Одновременно он глубоко изучает историю села Петруня. (Книга «Istoria satului Petrunea» была подготовлена к печати в 2009, но вышла в свет в 2014 году, после смерти автора).
В это же время он пишет документальную брошюру
«Очарованый красотой» (2009). Через два года, в 2011-м выходит книга «Глодянский район в годы Великой Отечественной войны» книга о предках автора и  истории семьи Подгородных под коротким названием «Мы».
              В 2012 году появляется на свет объёмистая книга «Глодянская школа на стремнине веков», содержанием которой Сергей Петрович не особенно доволен из-за вольного обращения с его текстом издателями, и он мечтает о втором издании, исправленном и дополненном. В это же время он задумывает, собирает материалы и пишет книгу
«Яркий след глубиною в вечность» (увидела свет в 2014 году после смерти автора), исследует, собирает материалы и пишет историю Яблонской общины Евангельских Христиан Баптистов.
Как историк, Сергей Подгородный известен не только в Глодянском районе Республики Молдова, но и далеко за его пределами. Он был одним из основателей Ассоциации историков и любителей истории  «Meleag  Natal» «Родной Край», участвовал в Учредительном конгрессе и был избран членом Координационного Совета этой Ассоциации. Он участвовал в разработке Программы для средних школ республики по краеведению.
Сергея Петровича глубоко интересовали сведения этнографического характера. Он работал над обширным этнографическим трудом «Украинцы Яблоны», опубликовал в районной газете статью «Вырезки» о традиционных деревянных украшениях при строительстве домов, собирал материалы про обычаи, верования и суеверия переданные нам из глубины веков о рождении ребёнка, о свадьбе у Рыбак Елены Фёдоровны, народные песни у Ольги Михайловны Богач (Боровской), Зинаиды Ивановны Богач, Ивана Степановича Спижавки, воспоминания многих других старожилов, заинтересовал этими поисками и привлекал к ним учащихся Яблонской гимназии.
Наряду с изысканиями и находками в области истории, этнографии, журналистики, имеющими «документальный» характер, Сергей Подгородный, будучи членом Союза писателей Молдовы имени А.С.Пушкина, уделял большое внимание литературному творчеству как мастер прозы и художественному творчеству, как пейзажист и портретист.
К большому сожалению, многие задумки, планы и проекты Сергея Петровича Подгородного не были осуществлены.
При жизни нам удалось опубликовать всего лишь несколько его рассказов. В 2011 году в альманахе Глоденского филиала Союза писателей Молдовы имени А.С.Пушкина «Наши Роднички» напечатаны его рассказы «Чемодан без ручки» и «Зубная боль», а затем - в электронном варианте на литературном портале Poetry.md –  рассказы: «Свадьба», «Несколько случаев из жизни тёти Лицы» и «Дядя Гриша». (Впоследствии эти рассказы увидели свет в альманахе №2 Регионального филиала «NORD» Союза писателей Молдовы имени А.С.Пушкина «Наши Роднички», изданном типографией города Бэлць в 2014 году).
К литературной тематике, безусловно, относится и обширная статья о творчестве В.М.Шукшина, которую он опубликовал в Кишинёве в газете «Диалог».
Как художник, он проявил свои способности в 2009 году, когда нарисовал цветную обложку и использовал ряд своих картин в черно-белом варианте при оформлении книги Ирины Христюк «С любовью к Вам…».   
 Он рано ушёл из жизни, и мы, его друзья и единомышленники, считаем своим долгом сохранить его творческое наследие.
Для этого многие материалы, хранившиеся у него дома, мы передали в Глодянскую районную архивную службу, другие предназначены для хранения в сельском музее в Яблоне.
Необыкновенная скромность, стеснительность и сомнения, касающиеся достоинств своих литературных произведений были свойственны этому большому во всех отношениях человеку, который, несмотря на крупное телосложение, мудрость, глубокие знания и большой жизненный опыт, так и оставался до конца жизни в глубине души большим ребёнком. Мне пришлось убеждать его опубликовать названные рассказы, и согласился на это только под моим нажимом, считая, видимо, своё литературное творчество глубоко личным делом. Он никогда не говорил мне о содержании своих рассказов, о работе над ними. Только однажды сказал, что у него есть задумка написать большую повесть о нашем времени. И вдруг, представьте себе, я нахожу среди бумаг, отбираемых для архива, несколько десятков рукописей литературного содержания! Это были черновики рассказов с интересными заголовками, некоторые из них озаглавлены как «Монологи».
Вчитываясь в строки знакомого почерка, я всё больше и больше убеждался в том, что в каждом из этих рассказов есть нечто такое, которое не было осмыслено и подано в художественной форме в современной русскоязычной прозе Республики Молдова. Что знакомый мне по газетным материалам стиль Сергея Подгородного, хотя и прослеживается, но здесь, в рассказах, имеет свои особенности, Что, хоть и сказывается на них влияние любимого им Шукшина, но проникновение в жизнь и быт литературных персонажей у Подгородного – своё, особенное. И, главное, что я понял – тематика этих рассказов не хаотична и случайна, а целенаправленна и обоснована. И цель этих рассказов – задеть болевые точки нашего современного общества. В тех условиях и в том ареале бытования, в котором мы находимся вместе с их автором теперь, сегодня, на рубежах ХХ и ХХ1 веков.

БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ В РАССКАЗАХ СЕРГЕЯ ПОДГОРОДНОГО



4.07.98. Короткий хороший рассказ ценнее хорошего романа. На нескольких страницах можно рассказать сюжет, динамику развития событий или мысли, ……. идею.
(Сергей Подгородный. «Отпуск 1998 года»).



При внимательном прочтении рассказов Сергея Подгородного в первую очередь обращаешь внимание на то обстоятельство, что в каждом из них обязательно найдёшь то, что в журналистике называется «гвоздём», «изюминкой».  А по мере углубления в их содержание всё больше и больше убеждаться, что эти «гвозди» - царапают, а «изюминки» - имеют довольно горький вкус.
Будучи педагогом по призванию и человеком, постоянно имеющим дело с проблемами воспитания молодого поколения в условиях школы, семьи и общества, Сергей Петрович не мог не отразить своё отношение к этим проблемам в литературном творчестве. Большое влияние в этом отношении на него оказали рассказы Шукшина, но и тематика, и место действия, и обстоятельства, и время, когда происходят события, описанные в рассказах Подгородного – отличаются от шукшинских. Сергей Подгородный размышляет о событиях рубежа двадцатого и двадцать первого веков, о процессах, происходящих в обществе переломного периода, о том, как эти события и процессы отзываются на судьбах простых людей. И они вызывают у автора, а затем и у читателя, массу вопросов, главный из которых: «Почему так происходит?». Может быть, читатель и не сразу найдёт на него ответ, но если он задумается над ним, то это уже будет первым шагом на пути к выходу из ситуации. Поэтому и становятся «изюминки» не чем иным, как болевыми точками, воздействуя на которые можно прийти к оздоровлению всего организма.
Действительно, давайте поразмышляем о детском мате.
Речь идёт не о шахматной комбинации под названием «Детский мат», проведя которую шахматист объявляет мат противнику после нескольких ходов в самом начале партии,
а о нецензурных выражениях из уст детей младшего школьного возраста, подростков, в том числе девушек. Вот, отрывок из рассказа:

В парке на уцелевших скамейках сидели влюблен¬ные пары. Некоторые целовались, не обращая внима¬ния на прохожих. Другие неспешно беседовали, сда-бривая при этом свою речь смачным матом. Мат слетал с уст не только парней, но и девушек.
Илью всегда коробило, когда матюкались женщи¬ны. «Что за любовь у вас, милые, такая матная?» - по¬думалось ему. И тут же вспомнил заведующую Ната¬лию Спиридоновну. Она мастерски крыла матом. «Ну, на производстве без этого нельзя. А здесь вроде бы любовь у молодых. Надо будет извиниться перед ней, - уже вслух сказал себе Илюха.
На небольшой площадке в дальнем углу парка пацаны-третьеклассники играли в футбол. Ворота обо¬значили палками, к которым привязали красные тря-пицы. Играли азартно. И тоже матюкались, особенно в адрес нерасторопных игроков. Грубость сказанных слов усиливалась оттого, что слетала с уст совсем еще юных созданий.
И здесь мат, - в сердцах заметил Илья, - откуда только набрались грязи, сопляки?
Затем, после паузы, ответил себе: «Дом да улица, вот откуда. Наташка в первый же день, придя из сади¬ка, такое резанула, что теща чуть не лишилась дара речи.
                («Зубная боль»)
В наше время находятся люди, занимающие довольно значительное положение в русской культуре, стремящиеся или не замечать вовсе или даже оправдывать  использование матерных выражений даже в литературных произведениях. Мы в этом можем убедиться, попав в социальные сети интернета. Возможно, этот отрывок из рассказа Сергея Подгородного «Зубная боль», в котором даётся отношение к названной проблеме простого сельского животновода, скотника Ильи, покажется им не достойным внимания. Но это – далеко не так, если учитывать, что от СЛОВА зависит формирование ПОНЯТИЯ, от ПОНЯТИЯ зависят ПОСТУПКИ человека. Потому что СЛОВА являются компонентом, формирующим ПРОГРАММУ ПОВЕДЕНИЯ человека. Поэтому и существует термин «НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ» в психологии. Получается, что грязная речь формирует грязные поступки, и далеко не правы те, кто относится к этому с безразличием. Если, например, крестьянин, выращивающий картофель будет одинаково относиться к этой культуре и к сорнякам, взошедшим на поле пышным цветом – картофеля ему никогда не видать. Поэтому он не терзается мыслями о том, выдёргивать пырей, осот и повилику или оставить их процветать. Он выдёргивает сорняки и спасает культуру. Что касается мата (нецензурных выражений) и распущенности в нашей повседневной жизни и, особенно, - среди детей, то, конечно, это – большая проблема. И она затронула педагога и писателя Подгородного. Ведь не случайно существует в вузах учебный предмет «Культура речи». Но, как видим, наше общество мало или вовсе им никак не интересуется. И какого же мы в таком случае дождёмся урожая?
Другая болевая точка нашей современности – пьянство.
На эту тему в русской литературе было написано немало рассказов, в том числе такими непревзойдёнными мастерами русского слова, как Чехов и Шукшин.

…Но с некоторым достатком в семье очень скоро участились между супругами ссоры. А виной «разборок» являлся, конечно же, он - «зеленый змий». Частники на радостях, что хорошо и быстро наладили их машину, на поллитра не скупились. Короче, Витек чаще стал прикладываться, и это выводило из равновесия его пышнотелую половину.
- Светик, - оправдывался Виктор Иванович, будучи «на взводе»,- ну, разве я что-нибудь плохое делаю? Ну, ВЫПИЛ, чего скрывать? Но ведь все нормально. Верно?  Ну, будь другом, не ругайся... Ладно? Дети же слышат нас...
- Пусть слышат, - жена еще больше распалялась, - пусть знают, что папка их - алкоголик и разгильдяй. ПУСТЬ берут с него пример...
-Ну-ка! Тихо! - в голосе Виктора Ивановича зазвучали злость и угроза.
-Ну-ка кончай базар! В этом доме поет петух, а не курица! Понятно?! Зайди в дом и попей холодной воды, остынь малость....
Светлана Васильевна уходила в дом. За четырнад¬цать лет совместной жизни она хорошо узнала харак¬тер мужа. Ему лучше не перечить. К тому же наутро вчерашние проблемы по-иному смотрятся.
Лучшее средство от подобных разговоров - занять себя чем-нибудь. И Светлана Васильевна принималась за уборку. Муж - гремел железками в своей мастер¬ской.
В то воскресенье Виктор Иванович здорово набрал¬ся. «До соплей» - тихо сокрушался он на следующее утро, в понедельник. «Что-то там отмечали с другом. Кажется,15-летие демобилизации из армии. Потом заш¬ли в бар, затем, уже по пути домой, заглянули в ре¬сторан. Естественно, взяли «по восемь граммов». Как добрался домой - не помнит. На автопилоте шел.

                («Чемодан без ручки»)
В этом рассказе С.П. Подгородный показывает нашего современника бывшего шофёра, оставшегося без работы после «приватизации» в 1990-ых годах автобазы и ставшего частным слесарем по ремонту автомобилей. Постоянные «магарычи» втянули его в пьянство до такой степени, что он готов ради него жертвовать благополучием семейных отношений, черствеет к жене и дочери, перестаёт правильно оценивать своё поведение. Когда-то неплохая дружная семья – на грани распада.

Бескультурье, пьянство, отказ от привычных когда-то для села традиций, моральных и нравственных норм поведения,  взаимоотношений волнуют автора. И он старается проникнуть вглубь этого процесса деградации общества, найти причины. Как историк, он видит эти проблемы и с высоты своего кругозора:
 
Смена политической ориентации, развал Союза, появление множества самостоятельных государств на бывшем советском пространстве с одной стороны давали простор для действий, мотивировали также возможности для самореализации. И вместе с тем породили целую кучу проблем, порой - неразрешимых.
Как-то после уроков я возвращался домой. Не спеша, своей дорогой, как всегда подводя итог сделанного за день в школе. Я не услышал, как возле меня остановился автомобиль. Из кабины выглянуло Пашкино лицо. Сначала я его не узнал из-за бороды, плюс к тому же он несколько пополнел. Глаза, пожалуй, только не изменились. Все та же синь и глубина.
- Привет, Петрович, - окликнул он меня.- Смотрю и гадаю: ты идешь, не ты. Вот Вика тебя сразу признала.
Пашка говорил со мной опустив стекло и вроде бы смотрел на меня снизу, но я чувствовал в его словах нотки превосходства и даже какого-то презрения. Мы не виделись, кажется, года три. Рядом с ним сидела Виктория. Она чувствовала себя неловко, даже покраснела.
Бывший ученик, разбогатевший в короткое время, обращается к своему бывшему учителю на «ты». И это – один из маленьких, но очень ярких штришков поведения «нового русского», «нового молдаванина», «нового украинца». Нотки превосходства и какого-то презрения по отношению к другим людям, особенно, - если они небогаты – характерная особенность непонятно как разбогатевших представителей нового поколения, на которую обращает внимание автор.

Меня смутило другое: то, как изменился Пашка. Он повел себя сообразно установившимся обстоятельствам. Он чувствовал себя удачником, надежно обуздавшим свою судьбу, победителем. Как же, он - на иномарке, хотя и довольно потрепанного вида, но на иномарке. А я - как ходил пешком,  так и хожу.  Про зарплату учителя он, конечно, догадывался. В его глазах я выглядел неудачником. Кто знает, может он по своему юношескому пониманию,  был прав. Его можно понять. Я не принимаю и не понимаю того, как человек меняется сообразно обстановке. Обстоятельства, несомненно, зачастую меняют нас, иначе и быть не может. Но эти изменения не должны быть кардинальными, революционными по своему характеру. Мы меняемся, но какой-то стержень нашего собственного «я» остается неизменным. Неизменным навсегда. Иначе это хамелеониум какой то.  Бесхребетность да и только.
Я не знал как себя вести и о чем говорить со своими бывшими учениками.

Разговор ученика с учителем продолжается и переходит на более глубокие темы.

- Всё по-прежнему,- ответил я.- сею, как раньше было принято говорить, разумное, доброе, вечное. Работаю, одним словом.
- А кому это надо? - перебил меня Пашка.- Сейчас не знания нужны, а умение. Вернее - одно умение: делать деньги, и только деньги. В них не просто что-то есть, деньги - это всё! - И как бы в подтверждение своих слов он чувством и любовью хлопнул ладонью по рулевому колесу. - Всё остальное - теория, слова, ненужные рассуждения и пустая трата времени. Деньги и еще раз деньги. Первоначальное накопление капитала, вхождение в рынок…
Пашка стал сыпать модными фразами, будто заботливая хозяйка – зерно цыплятам.- Надо уметь жить.

      Затем происходит беседа о современных событиях и ценностях, о деньгах и о капитале.

- Да, первоначальный... Но, если подумать, самое страшное из того, что изобрело человечество за время своего существования, - я ввязываюсь в дискуссию, - самые страшные изобретения - это деньги.
- Самое страшное - атомная бомба. – Пашка, видимо, тоже рассуждал над подобными вопросами.
- Нет, Паша, - ответил я, - деньги страшнее атомной бомбы, так как она уничтожает тело человека, а деньги разлагают и в конце концов уничтожают душу человека. Это -  пострашнее бомбы, так как человек без души - зверь.

  Сформировавшиеся у молодого человека представления о том, что деньги – это всё, а остальное – ничего не значит, приводит его в конце концов на скамью подсудимых, и ему светит от 7 до 10 лет тюрьмы. Об этом с болью сообщает его старый дед.

- Понимаешь, - дед всё не решался сказать главное, - насильничал он с дружком. Друзьями в армии стали. Ездили по Украине, вроде занимались извозом. Присматривали девок попроще, в первую очередь сельских, те – подоверчивее. Завозили куда-нибудь в безлюдное место и под угрозой насилия забирали кольца, серьги, ценности. Которые упирались – тех действительно насиловали, избивали, побрякушки забирали,
 и – будь здоров….  Насколько я понял – подобных случаев у них набирается пару десятков. Размах….  Вот тебе и Пашка! И, наглец, заявлял, что мы, то есть старики, не умеем жить…
- На эту тему он со мной говорил,- подтвердил я слова деда.
- Разве жизнь такой должна быть? – непонятно было кого спрашивает Пашкин дед. – Для этого он пришёл в это мир? Запачкал себя и фамилию нашу - навеки. Стирай, перестирывай – всё равно не смоешь…. Викин отец приезжал ко мне – может, денег одолжу. Откуда? Пенсию не дают  уже, считай, десятый месяц. Поехал спасать, Вика-то вот-вот родить должна. Кабы с нею чего не случилось. Боже. Боже, наказание, да и только! – Дед надолго умолк.
- Ну, ладно, я пойду. Рассказал, что наболело, вроде легче стало. Эх, Пашка, Пашка, сукин ты сын, Пашка…

                («Новый русский»)

Не обходит своим вниманием Сергей Подгородный и тему «гастарбайтерства».
Трудящийся на заработках в Москве уроженец Молдавии Игорёк встретился с немалыми трудностями, начиная с  отсутствия полноценного регулярного питания, и кончая тоской по Родине. Он размышляет о судьбах мигрантов, вынужденных покинуть Родину в поисках заработков.

Мухаммеду, узбеку, который работает сторожем на овощной базе, расположенной рядом с ремонтной мастерской, - думалось Игорю, - всё - божья роса. В 18 лет женился, наклепал девчонок и смылся в Москву на заработки. 5 лет не был дома и не собирается. Получает 12 тысяч русскими деньгами и счастлив, так как это - в 3 раза больше его заработка в солнечном Узбекистане. Бреется раз в неделю, носки до их износа не стирает. Неухоженный охранник, одним словом.
- А хорошо это, или – плохо? – уже про себя подумал Игорёк.- Наверное, это всё-таки не самый удачный девиз. Родина – есть Родина. Жить надо там, где родился. Кажется, те же предки современных любителей спагетти придумали слово «ностальгия», означающее тоску-печаль по Родине. Да, но на что жить? А если забрать с собой Танюшу? Не стоит, по-видимому. Она через неделю затоскует, а мне труднее будет вдвойне.  Дураку, сказавшему, что с милым и в шалаше рай, не стоит верить, тем более – следовать ложному утверждению. Быт есть быт. Его устроенность – составная часть того недосягаемого рая.
 
И, конечно же, Игоря, так же, как и, по-видимому, упоминаемого в этом рассказе Мухаммеда не могут не раздражать сообщения, передаваемые по радио и телевидению, подобные тем, которые полуголодный Игорь услышал перед уходом на работу.


- На площади Тахрир, в столице Египта, произошло столкновение демонстрантов с полицией. Более 30 человек убито, около двухсот – ранено. (При этих цифрах вещающий на всю страну голос не дрогнул).
- А теперь, - продолжал диктор, - информация любопытная. В Великобритании открыли кафе, где чашка кофе стоит 130 фунтов стерлингов, что в 35 раз дороже обычного кофе. Дороговизна объясняется сложностью приготовления напитка. Прежде, чем зёрна кофе попадут в переработку, они должны пройти через желудочно-кишечный тракт пальмовой курицы...
- Рехнуться! - воскликнул Игорёк.
- в Дании, - продолжал диктор, - в одном из ресторанов мебелью и столовыми принадлежностями служат биде - столами, унитазы - стульями, а посуда выполнена в виде судна, утки и проч. Вместо салфеток используют туалетную бумагу. Чтобы пообедать в данном заведении, нужно выстроиться в очередь.
- Извращенцы, - поразился Игорь.
Диктор, не слыша его мнения, продолжал:
- В Финляндии строят специальный бассейн для братьев наших меньших. Один сеанс купания в бассейне любимой собачки хозяину обходится в 30 евро, что в 6 раз дороже, если бы в воде пребывал хозяин собачки.
- С жиру бесятся, буржуи, - сказал Игорёк и переключился на другую волну.

                («Игорёк»)

Особое место в литературном творчестве Подгородного занимают рассказы-монологи. Монологи тестя, тёщи, старой девы, старой женщины, старого холостяка и другие  – это истории жизни человека,  или какого-то её отрезка, в котором он делится своими размышлениями по очень важным для него проблемам. Большинство из них касается неудавшихся семейно-бытовых отношений, конфликтов между поженившимися детьми, между старшим и младшим поколениями, несовпадений у людей, разных по воспитанию и традициям материальных и морально-нравственных интересов. А в результате – непонимание, боль и переживания.
Тема не сложившейся семьи, безответной и  отвергнутой любви затрагивается не только в монологах, но в ряде других рассказов.
Простое изложение событий в рассказе «Свадьба» вызывает у читателя множество чувств и размышлений. Почему так происходит, что двое, в общем-то, неплохих людей, ошибаются в выборе своей «второй половины» и вынуждены страдать от этого?
Повествование идёт от имени автора, который приглашён к соседям на свадьбу. Её описание и составляет сюжет рассказа. Но случайная встреча со своей бывшей первой любовью всколыхнула множество чувств.
Когда-то, лет десять тому назад, наши отношения могли закончиться по-добным мероприятием, участником которого сегодня без особого удовольствия я стал. Но Светлана попросила не торопиться. Уехала по каким-то неотложным делам к своим родственникам по материнской линии - они жили в Могилевской области. Через полтора месяца она приехала с женихом. Справили сва¬дьбу. Светлана предложила мне не расстраиваться и остаться друзьями. Я отве¬тил, что такое вряд ли возможно. Мне было больно и обидно. Я загрузил се¬бя работой, чтобы меньше оставалось времени для невеселых размы¬шлений. Но рана так и не затянулась до конца. Всякий раз,  когда я её ви¬дел, - будто ток пронзал мое сердце. Оно затем ныло еще в течение несколь¬ких дней. А настроение оставалось прескверным.
Со своим мужем Стасиком - его все так звали - Светлана прожила три го¬да. По его настоянию сделала аборт, после которого навсегда лишилась во¬зможности испытать радость материнства.0б этом я узнал позже. Стасик бросил ее. "Не может родить, а мне нужен наследник"- таков был его аргу¬мент. И укатил в свою Белоруссию…. Светлану же после этого закружило. Она медленно, но верно опускалась все ниже  и ниже.
-Знаешь, - обратилась она ко мне,- у русских есть замечательная пос-ловица: "Жениться - не лапоть надеть". Замечательно точно сказано. Прав¬да?.. Проведи меня немножко – я домой иду. Выпили мы с подругой изрядно. У неё хоть сын есть, а у меня   - круглый ноль. И так – до черты,  до края….

…Дождик перестал идти, только с деревьев изредка падали тяжелые дож-девые капли. Темнело.
«Ничего, все пройдет», - думалось мне. Сердце ныло, и я левой рукой
масс¬ировал грудную клетку, «Все пройдет…. Нет…. Все…прошло, даже не аукнулось. Суетился, переживал за родных и близких, работал как вол, а дни летели, меня не спрашивали. Откладывал все на завтра. Главное - это сделать, а потом – это, и так - без конца. А это - потом... опять же Светик... Жаль ее, а простить не могу. Вернее, я ее простил, но обратно принять в сердце свое не могу. Да она и не согласится на это. Она - гордая. Такие вот дела…. И все же - надо жить, жить и надеяться на лучшее. Никогда не терять из виду надежду. Иначе - плохо".
Дома я помылся и лег. Мгновенно уснул.

...После свадьбы прошло две недели. Сосед, женивший сына, все эти дни «не просыхает». Через стенку я часто слышу два слова: "деньги" и "мать".
В разных склонениях.
Наверное, не все гладко прошло на свадьбе.
               
                («Свадьба»)

В этом  ряду привлекает внимание рассказ «Побег невесты».
Невеста в день своей свадьбы отвлекается на время, чтобы уйти к любовнику. Её ищут друзья жениха, любовника они избивают, а невесту возвращают на свадьбу. Она, как ни в чём не бывало, молча подчиняется, выслушивает упрёки своей матери и окружающих. Жених ограждает её от этих упрёков и предлагает не вмешиваться, а дать им возможность самим разобраться. По всему чувствуется, что он инцидентом не очень-то и расстроен. Что последовало дальше – автор рассказа позволяет домыслить читателю.
Суета жизни, размышления об её смысле, целях и содержании волнует героев рассказов Подгородного.

- Вот, Петрович, - заговорил он. Иду и думаю. О жизни думаю. Мне – семьдесят, вернее, пошел семьдесят первый год, Юбилей справляли весной. Да. Так вот, отец мой умер, когда ему исполнилось семьдесят пять, умер в свой день рождения. Мне тогда было сорок пять, и я думал, что отцу Бог послал долгую жизнь. Теперь понимаю, что я тогда ошибался. Семьдесят от семидесяти пяти всего в пяти годах, как в пяти шагах. Ты понимаешь, о чём я говорю? А оглядываюсь назад – вроде бы и не жил. То одного, то другого не хватало, а денег, как всегда, – в обрез, то дети болели, то родители слегли – только успевай….  Да и  работы держаться надо. Без работы  как? А там смотришь – дети женихаться стали. Чудесно вроде бы. А если серьёзно, то только одни проблемы. Деньги на свадьбу нужны? Ещё какие! Ну, кабанчиков я всегда выкармливал, так что мясо было своё, самогону по два барреля гнал. Хорошего, уверяю тебя. Когда в стопочку нальёшь – по краям сотня пузырьков образуется, вот они-то и  указывают на качество напитка.
Отшумела свадьба – надо решать вопрос с жильём. Опять головные боли. А там смотришь – внуки пошли. Радость большая, чего уж там, но…. И сын, и дочь свои первые семьи не сохранили. Вася взял в жены вдову, похожую на колхозного кузнеца, с двумя детьми, даму сомнительного поведения, к тому же на двенадцать лет старше него. Усыновила. А дочь вышла замуж за парня значительно моложе неё. Выходит, Оленьку тоже усыновили. Или – удочерили. Правда, ничего, живут пока. Да и куда дёргаться – обоим уже за сорок. Зрелые годы….
(«Дядя Гриша»)

Несколько рассказов касаются «больничной» тематики, причём автор, затрагивая её, бывает беспощаден.

Потом была операция. Часть щеки и языка удалили. Сергей Иванович стал шепелявить, и не всегда его можно было понять. Но все обошлось. Врачи порекомендовали поменьше физических нагрузок, да в летние жаркие дни меньше бывать на солнце. Плюс - более жесткий режим, распорядок дня и всё такое, что деревенскому жителю не всегда понятно.
Но после операции Сергей Иванович стал еще более невыносимым. Говорят, что беда и страдания делают человека мудрым. Вряд ли. Скорее, наоборот, человек, обреченный и трезво понимающий это, почти на сто процентов становится  себе и окружающим в тягость, так как его ядовитое жало обреченности и безысходности впивается в первую очередь в родных и близких, иной раз жалит он и самого себя.
                («Сосед»)

Каждое утро, часов в 6, малыш тот открывал к нам дверь и негромко так кричал: “Полундра”, звонко смеялся и испуганно прикрывал за собой дверь. Мы даже привыкли к такому началу нового дня и ждали его побудки. Славный малый был. Но однажды, я в тот день  должен был выписываться, к нам никто не постучал. Часа через два мы стали беспокоиться и решили заглянуть в его палату. Мальчик лежал на спине с открытыми глазами и был мертв. Он мужественно встретил смерть. На лице его было спокойствие и умиротворение. И недетская усталость.
У меня до сих пор мурашки по спине бегают, когда вспоминаю его. Обидно, но мы не знали, как зовут малыша. Мы просто обращались к нему “Полундра” и все. Конечно, он не знал значения этого слова. А мы не предполагали, что костлявая ходит за ним по пятам.
Он мог стать кем угодно, даруй Бог ему жизнь да здоровье, а стал землей. В одиннадцать-то лет.  Несправедливо как-то…
                («Полундра»)

- Выздоровеешь, а дело идет к этому, да и все наши ребята пошли на поправку, Видишь - уже спорят друг с дружкой, а это - верный признак, что у них все хорошо, так вот выздоровеешь - поменяй работу. Найди такую, чтобы сам себя уважал за это. Прислушайся моего совета…. А я - всё. Пристали кони - скоро каюк. Кажется, я уже готов к этому. Только зло берёт, что так быстро пролетела жизнь. Прошла, и будто бы мимо меня. Вроде бы вчера босиком с пацанами бегал - и на тебе!
- Может, обойдется ещё. - Петьке стало жалко старика.
- Некуда больше отступать. Финиш. - Дед пошмыгал носом. - О двух вещах только молю Бога. Первое - чтоб умереть осенью или зимою. С такими, как я, толстыми покойниками в жару много забот. Три дня по обычаю труп не сохраняется - начинает течь, а попросту говоря, разлагается. Вот такие дела. А второе, - дед тяжело вздохнул, - чтоб дети мои помирились. Старший-то разошелся со своей, а ведь двоих детей нажили. И виноват в этой беде я. Хотел как раньше, а вышло наоборот. Разошлись. Всё - вдребезги. Невестка уехала к матери, сын потихоньку ударился в пьянку. Как склеить вновь их отношения? Вот тяжкий грех на мне… Ладно, ты тоже иди, погуляй. Я немного устал, хочу отдохнуть и побыть в одиночестве.
Дед повернул свою большую седую голову лицом к стене, и Петьке показалось, что по щеке его скатилась слеза.
… Через полгода Петька побывал в селе, откуда родом был дед и поинтересовался у своего коллеги, как у деда дела.
- Умер, - ответил тот, - в октябрьские праздники как раз похороны были.
- Значит, одна надежда сбылась, - грустно заметил Петька.
- Ты это о чем?
- Да так. Вместе лежали в больнице прошлым летом.

                («Пристали кони»)

Конечно, в небольшом предисловии нет возможности попытаться охарактеризовать каждый рассказ Подгородного, подтвердив свою точку зрения соответствующими цитатами. Да в этом нет и необходимости. Читатель сам может сделать свои выводы, ознакомившись с ними. Но, я думаю, что приведённая здесь информация о жизни и творчестве Сергея Петровича убедительно свидетельствует о том, что он сказал своё веское слово не только в истории, краеведении, журналистике, но и в литературе.

Виктор ПАНЬКО,
председатель регионального филиала «Nord»  Союза писателей Молдовы имени А.С.Пушкина