Бонус или был я смел и удачлив глава 9

Алекс фон Джаго
  Но на "звоночек" требовалось внимание обратить, след на жертву шёл ведь через меня. И любимой женщины вместе с четвероногим другом из-за проклятых денег чуть не лишился. Слава Богу, что ранение пса оказалось лёгким, но помимо плоти, даже у собаки психику учитывать требуется. Порой случайная дробина заденет на охоте лягаша и это уже не ружейная собака. А здесь ... . Рефлексы Павлова не только на жрачку распространяются.

    Но обошлось и тут. Изя просто помудрел, до трусости не скатившись. Зато бояться за близких стал я, и одних на хуторе оставлять больше не решался. Хоть охранников нанимай, чтоб стражей леса берегли. Но дед с берданкой вряд ли при очередном налёте поможет. Подселять народ надобно.
Решение пришло как всегда - "сверху". Правители придумали очередную операцию по накормлению граждан. Городским предприятиям спущена была указивка по заведению подсобных сельских хозяйств.
И это при том, что свободных земель даже в Сибири давно не имелось, их обязаны были специализирующиеся на хлеборобстве колхозы и совхозы выделить. Пусть низко эффективные, но за десятилетия инфраструктурой и оборудованием обросшие. Новообразованиям же, на голом месте требовалось всё это наживать да попутно и земледелию со скотоводством учиться.

    Вот и пришлось выступить с инициативой. На базе Вииного хуторка создать "подсобку Паритета", как экспериментальной базы Минторга. Тогда народ там постоянно толкаться станет, и даже совсем отмороженные при стольких свидетелях на гоп-стоп не решатся.
    Нынче, некогда построенный двумя работящими братьями на две семьи большой дом, да огромная кута тридцатиметровой длины приходили за ненадобностью в упадок. Давно нежилая половина Вииного дома служила складом ставших не нужными вещей. Раньше там жил брат её отца, сосланный в Сибирь за буржуйские замашки. А крыша сложенного из валунов 30-метровой длины хлева большей частью прогнила и провалилась.
   
    Старик Агрис, отец Вии, помимо "казённой" кобылы и собственной коровки, держал так же и свиноматку, которая ежегодно десятком поросилась. А ведь каждого визгуна за четвертной расхватывали - большие деньги для селянина.
     Но как дочь хозяйство приняла, то с клиентурой сбой вышел - не раскупили малышей, сочтя, что те на поминальный стол в жареном виде ушли. Так и пришлось на всю эту ораву до доведения её до "продажного бекона" не только немалый урожай картошки скормить, но и комбикорм из "потребиловки" подвозить, по 10 копеек за кг. И это при том, что ВЕСЬ дикий кабан, стоимостью браконьерского патрона, за такую же сумму обходился! Два мира - две системы ценностей. И получается, что незаконный путь гораздо доходней.
     Теперь же свинская мама находилась в компании семи половозрелых доченек и трёх сыночков в отдельном закутке, дабы грех имбридинга не случился. Одного из потенциальных грешников свезти пришлось на соседнюю ферму и сменять на кабанчика чужой крови, а оставшаяся прожорливая парочка пошла под нож. Теперь сама уже кормом служа - беконная свежатинка на рижском рынке расходилась быстро.

    Но не вся, один уже закопчённый окорок завезти потребовалось на мелькомбинат и пообщаться под такую закусь с тамошним директором. Ему ведь так же исполком с райкомом "план-головную боль" по созданию подсобного хозяйства спустил.
     А тут готовое решение буквально на блюде - мясо за грязь. И ничего больше. Ведь на этом заводе даже пыль ужасно калорийная, а её скапливалось великое множество. И, кроме того, что раньше на свалку шло. Никаких вложений. А мельнице, помимо галочки в отчёте, ещё и треть всей произведённой мясопродукции. Хоть в свежем виде, хоть в копчённом - образец на столе! Вот им и закусили, обмыв договор на приобретение этой самой калорийной грязи.

 Дальше шла уже схема мною в ТОЙ жизни накатанная. Под бессмысленный бубнёж, "заботясь о повышении жизненного уровня трудящихся и руководствуясь решениями партии и правительства..." удалось легко и в нашем республиканском Минторге и в прочих партийно-советских органах получить всестороннюю поддержку и понимание. Хотя, что обо мне чиновники думали, но, разумеется, не говорили,  догадывался.
    "Подсобка" уже существовала де-факто, и оформление её де-юре проскочило без особых проблем. Главное, она вклинилась в систему плановой экономики, с возможностью легально получать материалы и обращаться с безналом, которого у предприятий той же мельницы,  оказывалось навалом. Очередной парадокс социализма!

    Родной торгашеский министр выделил из собственных фондов сборный модульный ангар "Кисловодск", утвердил смету на его сборку и восстановление старой хуторской куты, насыпку до неё 2-х километров гравийки поверх лесной дорожки, протяжку 3-х фазовой электролинии, бурения глубоководной скважины и тому подобные блага цивилизации. И установил план по сдаче мяса в столовую министерства.
    Хотя не особо-то там постились и до  моего мясца. Да и прочие торгаши по нижестоящей филейным кусочком первыми в своих спецмагазинах и "Мясах-рыбах" отоваривались. И не только они. Как в фильме "Блондинка за углом" удачно подмечено, образовалась особая каста "нужников", сидящих на дефиците, и деньги для этой среды существовали в параллельном мире.

 Надо на всю голову больным быть, чтобы добровольно отказаться от этих благ и куда-то ехать, "подсобку" на ровном месте создавать. Времена "двадцатипятитысячников", когда "партия сказала надо", и рванули на село металлисты (не в современном понимании этого слова) аборигенов земледелию учить, канули в прошлое.
  Если городскому предприятию удавалось найти на директорство в филиале, за сотни километров  расположенном, хотя бы обладателя диплома сельхозВУЗа, то выяснялось, что этого мэна из родного колхоза выперли не за трудовые подвиги. А чаще элементарного "дезертира", которого на село и колом больше не загнать и готового с высшим образованием хоть улицы мести, но в городе.
     На участке озеленения ВЭФа, где садовничала Вия ранее, мастерицами граблей и лопат остались три её подруги, окончивших Елгавскую сельхозакадемию,   а выпускниц сельхозтехникума и считать лень.
  Город жесток, и своих покорительниц встречает без энтузиазма, а богатые женихи с квартирами также не рвутся Золушек осчастливить.

        Вия наведалась на старую свою работу и поговорила с самой адекватной из этих несчастных своих подруг - "наживших" только коечку в общаге. Некогда получившей техническое с/х образование. И предложила ей руководящую должность и "служебную квартиру" (вторую половину своего дома). Всего в часе езды от мегаполиса расположенную. А это совсем не то же самое, что в на Латгальских хуторах остатки молодости на алкашей жечь.
  Так что нахватанный головняк свалить удалось уже на тёртую и мотивированную девицу. Способную где надо и глазки построить, но и тракториста (или строителя) так обгавкать, что у того враз хмель из головы выветрится.
    Кстати, со строителями весьма подфартило. Целая бригада "гуцулов" как раз только что вакантной образовалась. Лет десять назад прошёл по здешним лесам сильный ураган и много деревьев навалил. Дабы не завелись в ветровале жучки-вредители и не перекинулись потом на деревья здоровые, сваленное требовалось срочно расчистить, а местные кадры все при деле оказались.

  Но вместо короедов, как саранча, налетели из Западной Украины "на все руки мастера" и отправили халяву на Нэньку. Ведь за лежащее дерево даже попённую плату вносить не требуется. Хотя вслед за брёвнами гасты до хаты не подались, а принялись по колхозам шабашить. Став уже неприхотливой, хотя и жадноватой частью социума, сезонно живущей по принципу: "Зимой - в лес, летом - на стройку". Вот такая артель и прибилась на Виин хутор. Чердак большого дома пустым стоял, так безкоштово обшили его мужики вагоночкой (пришлось выделить из частных запасов, НО С ВОЗВРАТОМ!), сколотили нары, столы, лавки и устроили себе общагу. И до кучи ещё и "нижние квартиры" отремонтировали. Так что кому коммунизм строить - сами нашлись, а для кого - посмотрим.

 Директриса Мирдза заприметила среди гуцулов гарного парубка Данилку да и предложила ему в штат Подсобки перевестись. Ведь права паренёк имел и на трактор, и на машину, и по складу характера подходил под определение "хэнд мэн", что понимается - "рукастый". Не говоря уже о том, что черноусый паренёк был симпатягой и вредности "от жизни такой" нахвататься не успел.
    Тракторок, правда, по-первости достался ему "ненастоящий", но тоже очень красивый, красненький. Чешский мини-трактор tz 4k 14 в комплекте с набором навесного и тележкой, в которой и людей не стыдно возить. Накануне весенней пахоты добиться распределения "большой" техники оказалось невозможно. Велели подождать, когда от соседнего совхоза на наш баланс поле в 80 гектар переоформят. Тогда можно станет и на полноприводный МТЗ-82 рот открывать.
До войны принадлежала обещанная пашня Вииным предкам, да из-за проклятой земли дядьку в кулаки и записали. Отца её спасло только то, что на военной службе находился. Вначале у буржуазной республики, потом советской, и так в составе всё той же латышской дивизии опять в Латвии старший сержант войну и завершил.

    Фронтовику дозволили вновь в своём доме поселиться и даже должностью лесника пожаловали. Правда, надела оставили только 3 га, да и то считался он "казённым" сенокосом да пастбищем для тоже уже "казённой" кобылки. В хуторской же куте родившейся и только из-за близости леса войну пережившей.
    Придётся теперь её внучке на пару с бурёнкой опять пастись на лесной лужайке, в трехстах метрах от дома. А всё пастбище ещё с осени за литр ставшей при Горбаче страшно дефицитной водки запахал нам совхозный тракторист.
    Пусть теперь на поднятой целине картофель сорняки выживает, а гектар старой пашни директорша под свеклу запланировала. Как кооператоры принялись сладкой ватой торговать, так пропал в стране сахар и "чёрнорыночные"  цены у деловаров, на него запредельно подскочили. Не меньше десятка тысяч рубликов прибыли этот клочок подарит.

     Если бураки на переработку заводу сдавать, то за долю малую, тот хоть рафинад, хоть песок вернёт, да ещё и возвратным жомом всю зиму скот можно кормить. Пусть культура трудоёмкая, но очень выгодная. А на гектар её посева и у мини-трактора сеялки хватит.
 Даже расположенное неподалёку заросшее кустами неудобье активная руководительница задействовать намерилась. Велев обтянуть соток десять сеткой-рабицей и поставить там пару навесиков, заявила, что будет тут летний выгул у хрюш, пока старую куту капитально перестраивают.
    Содрав остатки крыши, накрыли гранитную коробку бетонными плитами перекрытий, да поверху ещё из газобетона гуцулы второй этаж настроили. Шоб було! А как красный облицовочный кирпич достать получилось - и вовсе их трудами свинарник стал старинный замок напоминать. Наплевав на обезличенные предписания архитектора - как власть сменится, все всех простят.
     Совсем, оказывается, мало требуется, чтобы в человеке дух творчества пробудить. Внутри каждого с зачатия художник сидит. Не загубив его, один башенки затейливые выложит, а другая - страну накормит, себе не в убыток причём. Без всяких Госпланов и Трудармий.

    Самое же грандиозное сооружение на локальной Стройке Века ожидалось даже не в виде "Кисловодска", смонтированного вдоль всей задней стены куты и как бы являющейся её "нефасадным" продолжением.
     В наших планах было перестроить землю. И эта затратная задача по силам оказывалась только государству. Здесь и сейчас! То есть пока земля оставалась как бы государственной. Советская власть БЕСПЛАТНО проводила весьма дорогостоящую мелиорацию заболоченных прибалтийских земель, понимая, что крестьянам такое не потянуть. Самый крупный в республике Куправский, как бы кирпичный завод, гнал из лучшей в Европе глины только закапываемую в землю керамическую мелиоративную трубку, а стройки жилья задыхались от недостатка стройматериалов. В очередях на квартиру "стояли"  десятилетиями.
    НО! В Госплане на мои вопли о срочной мелиорации передаваемых Подсобке земель не прореагировали, поставив в такую же длинную, как квартирная для граждан-трудящихся, очередь. Пришлось насесть на руководство пониже. Сговорившись с директором механизированной колонны на обеспечение её сотрудников камуфляжем и прочим дефицитом, в ответ добился сверхплановую трубку и работу. Причем, помимо керамической, в траншеи договорились класть ещё и пластиковую водопроводную. Создавая двойную мелиорацию. После досрочного схода паводковых вод, в летнюю сушь станет возможно автоматически поливать поле. Со всеми вытекающими, а вернее прорастающими!
    На какие только ухищрения не шли болеющие за дело руководители, чтобы её величество Госплановскую  ОЧЕРЕДЬ обойти. Знавал одного управляющего, организовавшего у себя в совхозе республиканское соревнование мех.колонн, с халявным столом, подстольным разливом и призами от Устроителя. За пару олимпийских дней осушили ему лучшие "спортсмены" республики самые поганые болота. Ещё через пару лет, за снятые с тех полей урожаи, получил расторопный "хозяин" орден Ленина.

Цель у меня была и из Мирдзы хотя бы равнозначный талант взрастить. И получалось неплохо, ведь в основном то идеи кидал да подстраховывал, а моталась директорша. Даже на "Волынянку" пришлось и на эту даму папе доверенность выписывать, нам для работы и жизни и бундесовского бусика хватало за глаза.
   Но сколько перед выходами на начальные "акции" разжёвывать ей приходилось, сосчитать даже не возьмусь.

          К мудрости путь по ухабам ошибок
Иди же и носа не вешай.
 Ушибы, ушибы и снова ушибы
  Но реже, и реже, и реже.


   Так же не подлежит учету тот массив теории, который потребовалось молодой женщине поглотить. Университетский академический курс отдыхал.
   Не свинарник ведь в этой затее целью являлся, а созидатель, способный создавать предприятие на голом месте и руководить им в дальнейшем. Другого способа сотворить такового нет. А самой Подсобке историей век отпущен был не долгий.
   При всём при том работа с кадрами проходила как хобби - в свободное от основных занятий время. Выработался распорядок, что после трудового дня заезжал я за Николаем, потом мы на мельнице закидывали в бусик мешки с отрубями и везли корм на хутор. Заканчивая там день вчетвером в душеспасительных беседах на тему "как нам обустроить Россию", но чаще всё же более конкретно, свинские проблемы разрешая.
  И обязательной банькой (в смысле помыться, а не согрешить) перед сном - работёнка то пыльная.
  Не могла Мирдза при такой "плотной" жизни израненные душу с телом майора не разглядеть и пожалеть по бабски. Данилкины стати на этом фоне меркли. А ведь поначалу парубком и увлечься у неё порыв имелся. Так что де факто и вторая семейная пара образовалась у нас вскоре, а Николай "получил прописку" на хуторке.

Несмотря на то, что Вия прекрасно проявила себя в деле подбора персонала, кадровые вопросы приходилось решать и мне. Таки, наконец, собрался уезжать якобы в Святую землю недавний начальник, кибер-Володя из ВНИИКСа. Я счел это огромной для государства потерей, вот и пришлось собой гос. органы подменять.
   Длительно пообщавшись с его Сарочкой, и от деланья глупости отговорил. Что совсем оказалось нелегко, ибо три поколения её предков являлись страстными пропагандистами (в различных органах) "за Советскую власть". Потому-то их наследница пропиталась желчью цинизма насквозь.
  Сошлись на том, что остаются они "только попробовать", и если  из обещанного воплотить ничего не выйдет, моментально пакуют чемоданы. Подействовало не предложение хорошего оклада, а проценты от сделок.
   Правда для их заключения опять перебираться требовалось в родной Свердловск, и стать региональным представителем "Паритета" (под большим секретом сообщил, что в скором будущем советско-английского СП).

  Чем следует заниматься, расписать пришлось до мелочей, как и компом с модемом наделить. Информация и связь, как и кадры - решают всё!
  Только по пути надлежало при пересадке в Москве посетить СУ-122 треста "Мосспецмонтаж" и непременно сманить оттуда только дембельнувшегося механика Абрамовича. Объясняя конкретный интерес тем, что один из его армейских друзей проболтался про финт с непыльной "отработкой" им  дембельского аккорда. Когда боец, вместо собственноручной вырубки просеки, распродал лесные участки на дрова местным жителям и неплохо с них нажился. Именно такие шахермахеры и требуются нынче "Паритету". Готовому крышевать и отстёгивать честную долю за подобные умности. А с чего начинать - расскажем и покажем. САМ для обучения на семинарах приезжать стану, может ещё и в футбол поиграем.

  В том же ВНИИКСе и "пехотой" неожиданно разжиться получилось. Причём никого там не сманивая, а даже совсем наоборот. Оказывается, параллельно с нами точно такой же прикладной наукой занимался аналогичный НИИ, но под патронажем Потребкооперации. Вот с наступлением тяжёлых времён от балласта и избавилась структура, денежки считать привыкшая.
   А ведь там народ подобрался даже более ушлый (причём в основном мужички), чем наши панельные барышни, да и структуру своего бывшего ведомства прекрасно знавший. Так что отобрал пяток претендентов, на вечные командировки согласных, и отправил их шкуры-мокросол по необъятной стране собирать.
     Жизнь устаканивалась, и самому коммияжерствовать требовалось только в самых крайних случаях. Руководитель обязан генерировать идеи и контролировать их выполнение (и ещё очень много чего).

Продолжение http://www.proza.ru/2015/03/14/732