Памяти Григория Горина

Майя Уздина
12 марта Григорию Горину исполнилось бы 75 лет.

Когда в 2000 г. одна из московских газет готовилась отметить 60-летие Горина, он предложил ей свой вариант поздравления:

Привет тебе, мой организм,
За то, что в 60
Ты сохраняешь оптимизм
И этой жизни рад.
Тебе спасибо, голова,
Что в страшной суете
Еще рифмуешь ты слова,
Хотя порой не те.
Вам, руки, ноги и живот,
Всему, что там внутри живет
И что торчит вовне, –
Вам всем, друзья, большой привет!
Желаю жить вам много лет,
А вместе с вами – мне!

Через три месяца его неожиданная смерть от инфаркта была для всех полным потрясением.

За  З дня до смерти  он почувствовал себя плохо. Вызывали врачей. Никто не предполагал страшного диагноза. И сам он врач по профессии, и многочисленные друзья не подозревали об опасности. Но это случилось.


Знакома с Гришей я была давно. Уже первый вечер, который  организовала я в Центральном Доме Работников  Искусств назывался  «Молодые московские прозаики у нас в гостях». Среди известных четырёх  писателей  Аксёнов, Битов, Искандер, был Григорий Горин. И  случилось знакомство. И какие-то добрые отношения связали меня, а затем и мужа с Гришей и Любой (Жена — Любовь Павловна Горина урождённая Кереселидзе). Моё отношение даже не требует объяснения. И Гриша и Люба были так симпатичны и добры. Так старались  сделать  что-то приятное нам. То приглашали в театры на просмотры спектаклей, поставленных по пьесам Горина, то на новые фильмы, которые имели отношения к Любе и выходили на широкий экран. Иногда нас приглашали   на домашние посиделки или на дачу в Переделкино. Дачу они снимали у Лидии Борисовны Либединской.

Побеседовать с Гришей и Любой –было огромное удовольствие. Кроме того, что   Гриша Горин обладал писательским талантом, он был просто хорошим, веселым, добрым и отзывчивым человеком. Никогда не кичился, не старался похвастать своей эрудицией. Удивительно бережно относился он к жене. На Любе он выверял свои произведения.

Прислушивался к её советам. Однажды рассказал, что жена мудро посоветовала ему реже мелькать в телевизоре. Люба работала редактором кинокомедий в Мосфильме. Гриша не рекомендовал ей бросать работу, хотя материально она могла бы это сделать. Какое счастье, что она осталась на работе. Трудно представить себе, как бы она пережила внезапную  смерть любимого человека.

 
У них был открытый дом. Друзья наведывались к ним почти ежедневно, ведь их квартира располагалась прямо напротив ВТО. Близкими друзьями были Аркадий Арканов и Юрий Никулин, Александр Ширвиндт, Марк Захаров и Андрей Миронов.

Общение с этой семьёй приносило столько  раздумий и веселья. Рассказывает  Гриша об Арканове. Арканова преследовали мелкие и крупные неприятности. Он очень сроднился с таким отношением жизни к себе, как к не очень счастливому человеку.  Вдруг на билет спортивной лотереи Арканов выигрывает автомобиль. Вот это был неожиданный ход судьбы, сложно было найти себя.

Григорий Горин родился в семье военнослужащего, участника войны подполковника Израиля Абелевича Офштейна (1904—2000). У матери была девичья фамилия Горинская. Впоследствии он официально поменял фамилию. На вопросы о причине выбора такого псевдонима Горин отвечал, что это всего лишь аббревиатура: «Гриша Офштейн решил изменить национальность». Окончив в 1963 году 1-й Московский мединститут, несколько лет работал врачом скорой помощи.

Начал писать Гриша в детстве. Ему было 12 лет, когда в Детгизе вышла книжка «Пионерские песни Гриши Офштейна».

Но ещё до этого он занимался в Доме пионеров и писал политическую сатиру типа «пусть трепещут империалисты».Самуил Яковлевич Маршак,  послушав Гришины стихи, сказал: «Бедный мальчик и бедные империалисты. Я надеюсь, что если он поумнеет, то станет сатириком. Впрочем, если станет, я не думаю, что он поумнеет». И в Мединститут он пошёл, чтоб стать писателем, как  стал им Чехов, Булгаков, Вересаев.

Не случайно он начинал писать свои миниатюры для команды КВН 1-го Московского мединститута, в которой был капитаном. И первые рассказы его были юмористическими. И первые пьесы, написанные вместе с Аркадием Аркановым, шли в Театре Сатиры, и первая книжка «Четверо под одной обложкой», выпущенная совместно с Аркановым, Камовым и Успенским, была очень смешной.

Это потом он стал знаменитым драматургом, сценаристом, произведения которого были наполнены философскими мыслями. Горин входил в первую обойму и сатириков, и драматургов, и киносценаристов России.

На его «Поминальную молитву», идущую в московском «Ленкоме» уже более 20 лет, как и на «Шута Балакирева», вышедшего там же уже после смерти автора, билеты достать невозможно. Его «Обыкновенное чудо», «Того самого Мюнхгаузена» или «Формулу любви» повторяют по всем каналам телевидения. А появление Григория на сцене в любой аудитории всегда встречали аплодисментами. И во всех произведениях его, на какую бы тему они ни были написаны, присутствуют ирония, юмор и сатира.

Он словно бы говорит: «Помните такое-то время и такого-то героя? Отлично! Сейчас я расскажу вам совсем другую историю! Только – внимание! За знакомыми масками совсем другие лица. И это уже наши с вами лица!»

 Мюнхгаузен Горина не бунтует, не идёт против власти. Но он отстаивает право быть самим собой.  Однако для того времени просто быть самим собой - уже чересчур много!  Но! Нельзя! Нельзя и всё!

Ну, допустим! А если он иначе не может! Если ради этого он готов отказаться от всех благ, для него это важно – быть самим собой!  Даже если он - такой какой есть - кого-то не устраивает...

«Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!» -  раздражается он.

«Не навсегда, – умоляет Марта. – На время!  Притворись! Стань таким, как все».
 
«Что ты такое говоришь? – изумляется барон. – Как все?! Его не устраивает привычная идея всеобщего равенства. Не летать на ядрах, не охотиться на мамонтов, с Шекспиром не переписываться … Как все…»
Что это значит?  Не быть собой! Не быть великим!

Как же остра была пьеса «Самый правдивый», не только из-за  игры Зельдина. Интеллигенция валом валила на неё. Что ни фраза – то подтекст, что ни реплика – то намёк! Аллюзии опасные да экивоки всякие…

Пусть времена и не драконовские! Но объявили же Мюнхгаузена сумасшедшим! А ведь был уважаемым гражданином, «гордость нации», ему говорили когда-то: «вы могли бы стать примером для нашей молодёжи!»… А потом, раз – и псих!

 Так ведь и Свифт давно и явно не в себе, и его домом, и всей его жизнью, на законном основании, руководит опекунский совет!
Только это было позже! А пока… «Вы попали в хороший дом! Здесь весело!»
Ну, комедия… По мотивам детской книжки…

Да и то верно, острый взор иметь надо, чтобы в комедии про чудака-фантазёра, в сказочке заметить такие пласты…

Эзопов язык на то и придуман, чтобы не сразу и не до всех доходило, а чтобы понять тайный смысл, на шее должна быть голова с мозгами.

Всё не зря в этой пьесе:

История с косточкой от вишни. По сути, что посеял, то пожнёшь! Ты отправляешь в мир вишнёвую косточку – мир встречает тебя вишнёвым деревом! А выстрели он пулей? Что бы он имел спустя год?

Захаров, отвечая на вопрос Янковского, как играть барона, рассказал притчу.
Распяли, дескать, одного беднягу, прославляющего жизнь за то, что болтал лишнее и был весел не в меру, раздражал чрезмерным оптимизмом! И вот висит он, распятый на кресте… К нему подходят и спрашивают: «Ну как?». А он отвечает: «Спасибо! Очень хорошо! Только вот улыбаться больно!»

Янковский поймал образ. Он играл того, которого распинают, а он, хоть ему и больно, только улыбается… А порой и смеётся!

Потому что смерти нет! В пьесе «Дом, который построил Свифт». великий ирландский декан, как и Горин, тоже был мудрецом и сатириком! И фильм о нём следовал сразу за фильмом о Мюнхгаузене! Как там было сказано? «В этом доме умирают все, и не умирает никто!»

И Григорий Горин не умер. Более того, ему ещё только предстоит родиться в будущем!

Друзья надеялись на Гришу. И случилось так, что он первый прощался с уходящими навсегда друзьями. Это был автор книги "До свиданья, мальчики"- Борис Балтер, Геннадия Шпаликова он вытаскивал из петли,последние минуты был с Андреем Мироновым. А его смерть пришла неожиданно для друзей.



Но и после падения режима – пьеса, сценарий, фильм, киноповесть в отличие от множества других сатирических произведений популярности-то не утратили. И не утратят. Их философия, потеряв на время политическую актуальность, затрагивает многие вечные вопросы. Цитаты, которые, как известно, ушли в народ не в меньшем количестве, чем из «Горе от ума».

 ЦИТИРУЮ ГОРИНА:

 "Будучи в некотором нервном возбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе словами: «На волю, всех на волю! »



«Война — это не покер! Её нельзя объявлять когда вздумается! Война — это… война!»

"Время надо наполнять событиями, тогда оно летит незаметно".

"Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
 Обязательно! Каждый здравомыслящий человек просто обязан время от времени это делать!"

 "Вы же разрешаете разводиться королям.
Ну, королям, в особых случаях, в виде исключения, когда это нужно, скажем, для продолжения рода.
 Для продолжения рода нужно совсем другое".


"Господин барон вас давно ожидает. Он с утра в кабинете работает, заперся и спрашивает: «Томас, — говорит, — не приехал ещё господин пастор?» Я говорю: «Нет ещё». Он говорит: «Ну и слава богу». Очень вас ждёт".


"Да здравствует развод! Он устраняет ложь, которую я так ненавижу!"

"Жакоб, мы отсюда не уедем никогда. Мы погибнем. Я все понял, Жакоб. Все пришельцы в Россию будут гибнуть под Смоленском".

"Жуткий город: девок нет, в карты никто не играет. Вчера в трактире украл серебряную ложку — никто даже не заметил: посчитали, что её вообще не было".

"Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?"

"Ипохондрия есть жестокое любострастие, которое содержит дух в непрерывном печальном положении. Тут медицина знает разные средства, лучшее из которых и самое безвредное — беседа. Слово лечит, разговор мысль отгоняет".

" На что жалуемся?
— На голову жалуемся.
— Это хорошо. Лёгкие дышат, сердце стучит.
— А голова?
— А голова — предмет тёмный, исследованию не подлежит".

"Коли доктор сыт, так и больному легче".

Меня предупреждали, что пребывание в России действует разлагающе на неокрепшие умы.

" Я вам про что толкую? Про смысл бытия! Для чего живет человек на земле? Скажите!
— Как же так сразу? И потом — где живет?... Ежели у нас, в Смоленской губернии, это одно... А ежели в Тамбовской — другое..."
 

"Мой лучший друг меня предал, моя любимая отреклась. Я улетаю налегке.

"Мы были искренни в своих заблуждениях!"

"Не усложняй, барон… Втайне ты можешь верить.
Я не могу втайне. Я могу только открыто".

"Неужели вам обязательно нужно убить человека, чтоб понять что он живой?"

"Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!"

"Ну женюсь, что будет. Стану я целыми днями ходить в халате, а жена моя — особа, которая должна служить идеалам любви, закажет при мне лапшу и начнет её кушать!"

"О чём это она?
Барона кроет.
И что говорит?
Ясно что: подлец, говорит, псих ненормальный, врун несчастный…
И чего хочет?
Ясно чего: чтоб не бросал.
Логично".

Объясните суду — почему 20 лет все было хорошо, и вдруг такая трагедия?
 Извините, господин судья, двадцать лет длилась трагедия и только теперь всё должно быть хорошо!

"Однако в этой книге приключений вдвое больше, чем я совершил на самом деле. Когда меня режут, я терплю, но когда дополняют — становится нестерпимо!"



"После свадьбы мы сразу уехали в свадебное путешествие. Я в Турцию, жена в Швейцарию, и прожили там три года в любви и согласии".

"«Правда — это то, что в данный момент считается правдой»…


«Развод отвратителен не только потому, что разлучает супругов, но и потому, что мужчину при этом называют свободным, а женщину — брошенной».

«Сейчас я улечу, и мы вряд ли увидимся. Но когда я вернусь в следующий раз, вас уже не будет. Дело в том, что время на небе и на Земле летит неодинаково: там — мгновения, тут — века».

"Сердце подвластно разуму. Чувства подвластны сердцу. Разум подвластен чувствам. Круг замкнулся. С разума начали, разумом кончили. Вот и выходит, что всё мироздание — это суть игра моего ума. А если вы со мной согласитесь, то и вашего тоже".

"Сначала намечались торжества. Затем аресты. Потом решили совместить".

 "У вас бывает мигрень?
Слава богу, нет.
Заведите! Всякий современный человек должен иметь мигрень... Прекрасная тема для беседы!"


"Что один человек собрал, другой завсегда разобрать сможет".


«Чтобы влюбиться, достаточно и минуты. Чтобы развестись, иногда приходится прожить 20 лет вместе».

"Что же вы медлите, сударь?
 Вы — гость, вам положено стрелять первым."

 "Это не мои приключения, это не моя жизнь! Она приглажена, причесана, напудрена и кастрирована!"

"Всё шутите?
Давно бросил. Врачи запрещают.
 С каких это пор вы стали ходить по врачам?
 Сразу после смерти…
Говорят ведь юмор — он полезный, шутка, мол, жизнь продлевает.
Не всем. Тем, кто смеется, — продлевает. Тому, кто острит, — укорачивает. Вот так вот".


 «Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума, господа!»

 "Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить".

Источник: © AdMe.ru

БИБЛИОГРАФИЯ

Творчество

Драматургия:

1966 — «Свадьба на всю Европу», в соавторстве с А. Аркановым

«Банкет», в соавторстве с А. Аркановым (поставлена в 1968 году)

«Маленькие комедии большого дома», в соавторстве с А. Аркановым (в 1973 году поставлен спектакль в Московском театре Сатиры

«Тореадор», в соавторстве с А. Аркановым (поставлена 1973 году)

«Соло для дуэта», в соавторстве с А. Аркановым (поставлена в 1975 году)

1970 — «Тиль», по мотивам фламандского фольклора и романа Шарля де Костера (в 1974 году поставлена Марком Захаровым в театре «Ленком»

1972 — «Забыть Герострата!» (в 1972 году поставлена в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской)

1974 — «Самый правдивый» (о бароне Мюнхгаузене)

1977 — «Кто есть кто?» (телеспектакль, поставлен Марком Розовским)

1980 — «Дом, который построил Свифт»

1984 — «Феномены»

1985 — «Прощай, конферансье!»

1989 — «Кот домашний средней пушистости», совместно с Владимиром Войновичем)

1989 — «Поминальная молитва», по мотивам произведений Шолом-Алейхема (в 1993 году поставлен спектакль в театре «Ленком», телеверсия 1993 г.)

1991 — «Кин IV»

1994 — «Чума на оба ваши дома!» (по мотивам трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»)

1995 — «Королевские игры», в 1995 году поставлен спектакль в театре «Ленком» Марком Захаровым

1997 — «Счастливцев-Несчастливцев»

1999 — «Шут Балакирев», в 2001 году поставлен спектакль в театре «Ленком» Марком Захаровым, телеверсия 2002 г.

Киносценарии

1974 — «Остановите Потапова!» (по одноимённому рассказу, опубликованному в «Литературной газете» в 1972 году)

1974 — «Маленькие комедии большого дома» (совместно с Аркадием Аркановым)

1976 — «Ты — мне, я — тебе!» (совместно с Александром Серым)

1976 — «Сто грамм для храбрости» (новелла «Какая наглость!»)

1978 — «Ёжик» (короткий метр)

1978 — «Бархатный сезон» (совместно с Владимиром Павловичем)

1979 — «Тот самый Мюнхгаузен»

1980 — «О бедном гусаре замолвите слово» (совместно с Эльдаром Рязановым)

1980 — «Обнаженный Куренцов» (короткий метр)

1980 — «Случай на фабрике № 6» (короткий метр)

1983 — «Дом, который построил Свифт»

1984 — «Формула любви» (по мотивам повести Алексея Толстого «Граф Калиостро»)

1985 — «Дорогая Памела»

1986 — «Мой нежно любимый детектив» (совместно с Аркадием Хайтом)

1988 — «Убить дракона» (совместно с Марком Захаровым, по мотивам пьесы Евгения Шварца)

1991 — «Андрей», фильм-монография об Андрее Миронове, (совместно с Алексеем Габриловичем)

Экранизации

1985 — Золотая рыбка (телеспектакль)

2005 — «Случай на фабрике № 6», (по одноименному рассказу, короткий метр, реж. Андрей Цветков)

2011 — «Ёжик», (по одноименному рассказу, короткий метр, реж. Александра Царёва)
Память

2010 год — документальный фильм «Последняя шутка Григория Горина» («Первый канал»).

2010 год — вечер памяти «Планета Григорий Горин» («Первый канал»).

2010 год — телефильм «Веселый грустный человек. Григорий Горин» («Россия-1»).

Мемориальная доска на доме № 17 по Тверской улице в Москве, где писатель жил с 1971 по 1993 годы. Открыта 14 декабря 2012 года (скульптор Андрей Балашов, архитектор Вячеслав Бухаев).

Примечания

Горин, Григорий Израилевич (англ.) на сайте Internet Movie Database
Горин, Григорий Израилевич в библиотеке Максима Мошкова
«К 65-летию со дня рождения Григория Горина» передача «Дифирамб» на радио «Эхо Москвы» от 12.03.2005.
История фразы «Рояль в кустах».


На фотографии Григорий и Любовь Горины с псом Патриком. Слева-мой муж
Уздин Геннадий 1985 год.


Встреча с молодым автором   http://subscribe.ru/group/ya-pishu/8229641/