Крестный ход

Павел Конорезов
В моей жизни,это была первая бессонная ночь. Будучи шестнадцатилетним подростком. Я нес послушание,в местном станичном храме Святого архангела Михаила. Приход жил,только пожертвованиями. И на колокольне,вместо "благовестника" висел кислородный баллон с обрезанным днищем. Звонарь приходил раньше всех,открывал храм.Разжигал лампады,и выбив двенадцать поклонов у престола в алтаре.Поднимался на колокольню по старой,винтовой деревянной лестнице. Предварительно испросив благословение у отца Алексия (настоятеля храма). Открывал окна на колокольне,и взяв в руки кувалду,с интервалом в 3-5 секунд. Наносил удары по баллону.Этот звон назывался Благовест. С первым звоном,станица просыпалась. Каждый звон,сопровождался пением птиц. И раскатывался эхом по всей станице.Отсюда человеческому взору,открывались живописные горы и река Большой Зеленчук.Она пересекала станицу,омывая ее берега чистейшей водой!
Вечер на кануне крещения,был свежим и морозным. В домах топились печи,бросая блики на стены.И как-будто "курила" станица. Столбы дыма,поднимались из каждого дома и хаты. Русская казачья станица ожила. Сельский люд веселился! Где-то во дворах можно было услышать гармонь. А где-то по улице народные гулянья.Накрытые столы в домах. Со студнем и соленьями из погребов. В храме уже теплились лампады освещая образы. Какие-то коптили а какие-то горели ровно.Войдя сюда,уходить уже не хотелось никогда.У центрального подсвечника стоял дядя Коля.Так его называли все понамари.Он был самым старшим из всех нас,кто помогал батюшке со службой. Седую бородку,освещал блик свечей. И уставшие глаза,бегали по страницам старого молитвослова. Кивнув головой,он так и не отвел взгляд от страницы.Фитиль одной из лампад уже догорал.И я принялся его поменять.Это было,одной из моих обязанностей. Затем второй и третий. Дядя Коля уже благоговейно оградил себя крестным знамением в алтаре,откуда вышел в своем черном подряснике (длинное одеяние для мужчин.Прислуживающих в храме).
-Со святым вечером!
Прошептал Николай,улыбнулся и взялся скоблить один из подсвечников.Делал он это с особым вниманием.И к своему послушанию относился трепетно. Говорил он редко.И если ему не нравился какой-либо вопрос.Просто вздыхал качая головой.Мол придет время и сам узнаешь. Двери в притвор открывались со скрипом,люди отряхивали от снега головные уборы и троекратно перекрестившись входили в храм. Некоторые доставали молитвослов,и становились у одного из образов.Кто-то,в основном старики.Били земные поклоны у образов и шмыгая носом шептали.Свой стихарь,я надевал только после благословения отца Алексия. И сейчас он висел в панамарьке. Это помещение в алтарной части.Где хранилась церковная утварь и все одеяния священства. Стихарь мне был маловат.Он достался мне от одного из послушников,который уехал из станицы как и вскоре уеду я. Для благословения,складывался он,особым образом.Крест который был на спине.Должен был,лежать наверху.Чтобы на него мог положить ладонь батюшка. Храм наполнялся не только стариками.Пожаловала и сельская молодежь. Которая тут-же получала "наставления" от бабушек. Как правильно и не спеша креститься и куда ставить свечи.
-Паша,ну что готов? Донеслось у меня за спиной.
Это пришла матушка Александра.Она улыбалась и улыбка ее была,такой живой и чистой. На щеках румянец,а в очках матушки отражение от свечей,и мое отражение. Ее пухлая ладонь сжала мои пальцы.
-Здравствуйте матушка!
Ответил я и увидел в притворе отца Алексия.На его узких плечах еще не растаял снег. А полы зеленого подрясника были мокрыми.
-Спаси мя Господи грешнаго! И помилуй мя!
Шептал батюшка крестясь в притворе. Первым делом,к благословению встали бабули сидящие на скамье.
-Во имя Отца и Сына...и Святаго Духа.
Отец Алексий благословил всех прихожаней и направился в алтарь. Я и дядя Коля за ним.Так-же испросили благословение и принялись выбивать земные поклоны перед престолом. Я уже был в стихаре,а отец Алексий готовился к службе.
-Ну что стоишь,иди звони!
В голосе батюшки прозвучала строгая нотка. Оградив меня благословением он вернулся к престолу,и продолжил шептать,свое "правило" какое-то специальное.Для священников.Лестница на колокольню,у нас не освещалась. И поднимался я держа в одной руке свечу.Другой держался за перила.Поднимался не торопясь,рассматривая каждую ступень. Так-как боялся наступить на полы стихаря.На колокольне,стояла большая свеча. Которую я зажег от своей. Открыл окна,их было четыре или пять уже не помню. Тонкие веревки маленьких "альтов" колебал ветер.Который здесь,на высоте был сильный. Они тянули за собой,языки колоколов и время от времени позванивали.
-Господи помилуй!
Произнес я и взял в правую руку кувалду.Берушами я не пользовался.Почему-то звон никак не влиял на слух.До сих пор,для меня это остается загадкой. После удара,все звонари слышат гул в ушах и не только. Он проникает своеобразными волнами по всему телу. Когда последняя волна затихала,наносился следующий,легкий удар с таким же усилием,как предыдущий.Так звон получался монотонным.
-Здорова!
Чуть не уронив кувалду от испуга.Я заметил Егорку.Это был понамаренок сын батюшки.Малому,как мы его прозвали было семь лет отроду. И сейчас пожав мне свою миниатюрную руку он поднялся помочь мне с трезвоном.Это самый красивый из видов колокольного звона. Когда задействованы альты.Трезвон этот в разных приемах,проникал от небес до сердца. Здесь уже,не всегда обойтись одному звонарю.Егор мне задавал ритм,держа кувалду двумя руками. После недолгой паузы от шустрого малого я услышал
-Че погнали?
Это фраза тоненьким детским голоском меня рассмешила.И я еще долго не мог поймать такт.Положил обе руки на притянутые от языков,к стене веревки. Начал легонько едва касаясь веревок,чередуя колокола.Потом наращивал звон,и снова гасил его.
Крещенская служба подходила к самому значимому событию праздника.Крестному ходу! Да не просто вокруг храма.А к нашей реке. Путь к ней лежал через всю станицу,в низовье. Послушники уже замаялись.Кто-то из них бегал по алтарю,что не нравилось отцу Алексию.И время от времени,батюшка заставлял всех кроме нас с дядей Колей,снять стихари и отправлял на клирос (место где поет церковный хор). И почему-то клирос,служил как наказание для этой ребятни. Там стояла матушка Александра.Которая могла и конфетой побаловать,и затрещину отпустить.Кто-то просто спал в понамарьке составив табуретки в виде ложа. Я и Николай готовились к крестному ходу.
-С праздником Паша!
Я увидел как дядя Коля протягивает мне шарф.Которого у меня не было,и купить я если и решался.То было не за что. Я обрадовался такому подарку! Тогда он для меня действительно был дорог.Не знал я что когда-то.Дорогими подарками станут смартфоны,ноутбуки и путевки на Гаити.
-Спасибо Николай!
Ответил я,и обнял пожилого,светлого душой послушника.

Какая хоругвия (знамя с изображением какого либо святого или иконы) досталась мне я не помню. Но в сердце,останется навсегда эта ночь.Мы шли напевая крещенский тропарь. Я держал хоругвию обеими руками.И ветром ее,как и языки на колокольне покачивало.Дорога была скользкой,и шли мы не торопясь спускаясь к реке. Станичники выходили со дворов,и смешиваясь с прихожанами,становились частью крестного хода.Кто с киросиновыми лампами,кто со свечами.Переступая сугробы мы шли и морозная свежесть была только в радость.Холод не чувствовался.А ощущалось тепло. Не от свечей,которые время от времени гасли и зажигались снова. А от тепла  духовного.