Дар наполеоновского солдата России

Виктор Афсари
       Как непредсказуема судьба человеческая. Российская империя сошлась с Наполеоном в смертельной схватке. Кто бы мог подумать, что одним из солдат наполеоновской армии, награждённым орденом Почётного легиона, будет в веках гордиться Россия?!

       Речь, конечно же, идёт о мсье Рикаре (1783 – 1858), которого мы знаем как Огюста Монферрана, а то и просто Августа Антоновича. В 1814году он был любезно приглашён в Петербург императором Александром I в качестве придворного архитектора. Из прожитых семидесяти двух лет, он сорок лет верой и правдой служил своей новой родине.

       Монферран, прежде всего, известен как создатель Исаакиевского собора. Но не всё было так просто. Ещё в 1717году по Указу Петра I для рабочих адмиралтейских верфей было начато строительства церкви Исаакия Далматского, в день поминовения которого (30мая по юлианскому календарю) родился Пётр I.

       В 1768году по Указу императрицы Екатерины II был заложен новый Исаакиевский собор. Уже каменный. Строительство шло под наблюдением итальянского архитектора А.Ринальди (1709 – 1794).

         Петербург, как новая русская столица должен был выглядеть великолепно! Поскольку внешний вид Исаакиевского собора не совсем соответствовал праздничному облику центра города, то император Александр I после конкурсов с лучшими архитекторами России поручил Монферрану работу по перестройке собора. Работа была усложнена ещё и тем, что непременным требованием было сохранить все три освящённых алтаря старых храмов. В 1818году император утвердил проект нового храма, созданный Монферраном. По ходу строительства в 1825 году проект подвергся доработке. Строительство, законченное в 1858году, курировал император Николай I и уже в этом виде собор дошёл до наших дней. Монферран создал также и знаменитую Александрийскую колонну перед Зимним дворцом. Император Николай I, при завершении работ над созданием Алксандрийской колонны, заявил: "Монферран, вы обессмертили себя!" Исаакиевский собор и Александрийская колонна стали визитными карточками Петербурга. Интересно, что после 1917 года Ангела-хранителя Петербурга на вершине колонны (47,5м) стыдливо прикрывали брезентом, выкрашенным в красный цвет. По проекту Монферрана в Москве был поднят и установлен на платформу с укреплённым фундаментом Царь-колокол.

       Силуэты Петербурга прекрасны, торжественны и узнаваемы. Есть у художников такое выражение: «Живопись проверяется в сумерках». То есть, если картина не теряет своей прелести в сумерках, то она действительно является произведением искусства. Силуэты Петербурга хороши всегда. И в белые ночи, и в зимние сумерки. Дух захватывает от мысли, сколько гениальных архитекторов, мастеровых создавали чудо нашей северной столицы. Среди них Огюст Монферран занимает достойное место.

       Можно гулять и любоваться Исаакиевским собором. Можно его фотографировать в цвете или в чёрно-белом виде. Это будет замечательно. Можно посмотреть на Исаакий сквозь призму фотографики. Собор всегда прекрасен. Недаром это одна из «визитных карточек» Петербурга.