Часть жизни. Шестая часть

Урал Юлдашев
Щенок Матрос
    Канат Темирбулатович поехал домой, в аул. «Теперь мой дом там, пора бы и привыкнуть, но чего-то не хватает, нет завершенности. Котенок у меня есть,  славный такой, он всем нравится, особенно Айгуль. Может быть из-за того, что живу один? Пожалуй, мне нужна хорошая собака, в ауле взять щенка или купить здесь, породистую? Да, пожалуй, лучше взять породистую овчарку, или хотя бы полукровку». Канат Темирбулатович  повернул в сторону рынка, где продавались щенки. Долго ходил и выбирал, пока не подошла пожилая женщина со щенком немецкой  овчарки, он был крепкий, веселый, радостно улыбался всем. Внешне все было в порядке, - желтый окрас с темной спинкой, уши ровные, стояли одинаково, задние ноги не расходились и тоже были ровными. «Без явных дефектов» - подумал Канат Темирбулатович. 
- Как его зовут? - спросил он хозяйку.
-Пока никак, это уже Ваша забота, - ответила она, улыбнувшись, - берите, неплохая собака, родители медалисты. Честно сказать, родословная мне мало известна, но экстерьер вполне приличный, Вы сами это заметили.
   Выслушав несколько советов по прививкам, он купил щенка, заплатив женщине даже больше, чем она просила. «Будет хорошим другом и сторожем, здесь жадничать не нужно, тем более, что щенок мне понравился» - думал он.
    Домой приехал в сумерках, в окнах уже горели теплые желтые огни. Стояло предзимье, на полях белыми пятнами  лежал снег,  в голых черных ветвях деревьев посвистывал  ветер. «Скоро окончательно ляжет снег, щенку нужна хорошая конура, все же он еще слишком мал, чтобы держать его на улице, надо посоветоваться со знающими людьми». 
   Он поставил машину, закрыл ворота и отпер дверь, дома было холодно, утром, уезжая, он не стал топить  печку.  Котенок, увидев щенка,  выгнул спину и распушил хвост,  потом заскочил на диван, а щенок радостно подбежал к дивану и залаял.
    Канат Темирбулатович достал новую миску для щенка и положил еды, затем тут же рядом положил еду и котенку. Тот спрыгнул с дивана и  стал с опаской  приближаться к знакомой миске с любимой едой.  Щенок подошел и обнюхал свою миску, а потом подошел  к миске котенка,  но Канат Темирбулатович  придвинул  посуду ближе к котенку, теперь каждый ел из своей миски. «Балланс интересов достигнут» - он удовлетворенно наблюдал за тем, как они с аппетитом ели.
   Затопил газовую печь, ровно загудел огонь, поставил на плиту чайник, но не стал его включать,  тут вдруг он  подумал о Сауле. «Она обычно заходит сюда, прибирается,  да и ужин бывает готов,  значит, она не заходила, может быть, что-то случилось» - ему стало тревожно. Быстро накинув  куртку, он вышел из дома, но, подойдя к дому Сауле,  он   увидел в окне свет и  успокоился.  Она открыла дверь не сразу,  ее лицо было бледным, скомканным платком в руке она вытирала покрасневший нос:
- Похоже, что я простыла, - виновато произнесла она со слабой улыбкой.
- Ты не ошиблась, - ответил он и обнял ее, - у тебя температура?
- Есть   немного.
- Давай я тебя подлечу, уколов боишься?
- Нет, но мне не нравится, когда делают уколы.
- Я схожу за таблетками, кстати,  я купил щенка настоящей немецкой овчарки, не знаю, как его назвать.
- Ты иди, а я пока подумаю.
   Щенок бегал по дому, обнюхивая углы, а котенок стоял на краю дивана и пытался ударить щенка лапкой, когда тот подбегал и лаял.   Канат Темирбулатович  порылся в своей аптечке, нашел нужные лекарства и хотел уже уходить, как увидел, что песик поднимает заднюю лапку на угол дивана. Он быстро подбежал к нему и, схватив за шиворот, выскочил на улицу, а тот уже на ходу делал свое дело.  Поставив щенка на землю, он погрозил ему пальцем:
- Нет, дома ты жить не будешь, дома котенок не писает, но ты  пока  не приучен к порядку, поэтому будешь жить на улице. Завтра я тебе построю хорошую теплую конуру, это я обещаю, - произнес он целую речь.  Щенок смотрел на него с интересом, наклонив голову на бок, потом побежал обследовать двор, Канат Темирбулатович  с трудом  поймал его и запер  в сарае. 
    Следующий день он занимался конурой для нового друга, имя ему так и не придумали, хотя они, с Сауле, пытались целый вечер. После ремонта дома осталось много обрезок досок, поэтому конуру он сделал уже к обеду. Вход завесил брезентом, чтобы не дуло, на пол постелил матрасик из толстого поролона. Привязывать щенка не стал, и он свободно бродил по двору. Потом пошел в магазин за продуктами, а когда пришел, то увидел, что поролоновый  матрас весь изорван в клочья, рядом стоял, махая хвостиком,  радостный щенок, ожидая от хозяина похвалы. «Да, славно ты потрудился, молодец» - он потрепал щенка за холку.
- Может тебя назвать матрацем, а? Нет, это имя не достойно такого боевого щенка! – с пафосом произнес Канат Темирбулатович, - ты будешь теперь «Матросом»,   происхождение твоего имени будем знать только мы вдвоем, ясно? А на ночь я тебя буду запирать в сарае, туда и конуру занесу.   Довольный решением важного вопроса, он пошел готовить обед. 

Открытие кабинета

     Пришло время открывать врачебный кабинет.  Стояло  солнечное октябрьское утро,  когда Канат Темирбулатович в отличном настроении вышел на крыльцо и прибил снаружи на стене дома табличку:  «Врач Исмаилов Канат Темирбулатович.  Прием с 9 до 18, перерыв на обед с 13 до 14, выходной - воскресенье, экстренные больные круглосуточно и бесплатно», потом рядом  и другую табличку «Список услуг и прейскурант».  После этого пешком пошел в медпункт, медсестра Римма встретила его у порога:
     - Как дела Канат Темирбулатович?
     -Неплохо, поздравьте меня, сегодня я открыл свой кабинет, приходите посмотреть и оцените, может,  дадите совет, как лучше все устроить.
    - Хорошо, будет перерыв на обед – загляну.
   Римма пришла, осмотрела все хозяйским взглядом и посоветовала расположить письменный стол рядом с кушеткой, а картотеку позади стола. Зашла Сауле и тоже стала помогать в обустройстве кабинета, а когда закончили,  позвала обоих к себе обедать.
   Ближе к вечеру пришла пожилая женщина Баян апа с высоким давлением, Канат Темирбулатович объяснил ей, что прием платный, сколько стоят диагностические процедуры, а потом дал ей список услуг и прейскурант.  Надев очки, она долго читала список и спрашивала, что означает та или иная диагностическая процедура, наконец, согласилась на измерение артериального давления  и запись электрокардиограммы.  Потом Канат Темирбулатович выписал ей необходимые лекарства, объяснил, что и когда пить, после чего Баян  апа  расплатилась и получила фискальный чек.
       Больше в этот день никого не было, - так прошел первый рабочий день в своем кабинете.   
    Утром позвонила медсестра Римма и попросила приехать,  в медпункт привезли мужчину в тяжелом состоянии с высокой температурой. Когда Канат Темирбулатович подъехал, во дворе стояли какие - то люди, - «Наверное,  родственники» - подумал он и вошел в медпункт.
    На кушетке лежал русский мужчина средних лет, бледный, в поту и тяжело дышал. Выяснилось, что он живет в соседней деревне, где нет медпункта, болеет уже неделю, дома его лечили народными средствами, но не помогало, когда стало совсем плохо, решили привезти в медпункт. Канат Темирбулатович, осмотрев больного, установил, что у него двухстороннее воспаление легких и тяжелая дыхательная недостаточность. «Случай очень сложный,  в райбольнице могут не справится, поэтому лучше его везти в областную больницу, надо вызывать санавиацию» - решил он.  Сестра стала набирать номер областной санавиации, но соединиться не удавалось, тогда позвонили в районную больницу и сообщили о больном, там обещали прислать реанимобиль. Тем временем, больному становилось все хуже,  и это не смотря на то, что Канат Темирбулатович с медсестрой делали все, что можно было сделать в медпункте. Срочно нужен был кислород, поэтому он спросил медсестру:
- В ауле сварщик есть?
- Не знаю, - ответила она,  - зачем Вам сварщик?
- У него может быть баллон с кислородом.
- Я позвоню в Акимат,  может быть, кто знает, - решила Римма. – В ауле пока телефонов не много, в Акимате,  в медпункте, в магазине и у Вас.
- Римма, надо позвонить в магазин, там обычно люди знают все про всех, пусть продавщица поспрашивает покупателей. Медсестра тут же позвонила и передала просьбу.
     Не прошло и пяти минут, как стало известно, что сварщик в ауле есть, и баллон с кислородом тоже.  Сварщиком оказался молодым паренем по имени Роман, который привез баллон на своем старом «Фоксвагене» и все время ворчал, что кислорода мало и кто за него теперь заплатит, родственники больного отвели сварщика в сторону и стали ему что-то объяснять. Канат Темирбулатович с большим трудом наладил подачу кислорода, не было  необходимых для этого специальных пластиковых трубочек, поэтому пришлось приспособить одноразовые системы для переливания. Наконец, через час приехал реанимобиль из района и забрал больного.
   Он уже собирался уходить, когда подошла медсестра и попросила:
- Канат Темирбулатович, у меня есть сложные экстренные больные, может быть, сейчас посмотрите?
- Хорошо, приглашайте их в кабинет осмотра и приготовьте амбулаторные карточки.
- В кабинете висит халат и шапочка, а в биксе есть стерильные маски,  если нужно будет,  есть и перчатки, а я посажу больных  в очередь и приду.
    Когда прием закончился, Римма приготовила чай и угостила его домашними пирожками с яйцами и зеленым луком.                – Кстати, как дела у Розы, жены Нургисы, как растет их сынок? – спросил Канат Темирбулатович.                – Я недавно навещала  их, малыш здоров и развивается нормально, а Роза просто счастлива, и с благодарностью вспоминала Вас. Канат Темирбулатович, я так рада, что Вы переехали жить в наш аул, стало как-то спокойнее, да и жители Вас уважают.
      Потом они позвонили в райбольницу, там ответили, что больного довезли благополучно и договариваются с областной больницей о его переводе. Перед уходом медсестра Римма попросила его:
- Канат Темирбулатович, иногда бывают сложные случаи, как сегодня, можно я Вас буду вызывать  или консультироваться по телефону?
- Конечно, Римма, сегодня Вы поступили правильно, что вызвали меня. Теперь районный департамент будет выделять мне определенные деньги  для бесплатного обслуживания экстренных больных. Да, Римма, телефон мой знаете?
-  Знаю, теперь Ваш номер весь аул знает.
      Прошло сорок дней со дня смерти Балтабай ага. Канат Темирбулатович  купил барана, соседи помогли  зарезать и освежевать тушку.  Снова собрались родственники, но теперь их было меньше, зато было больше жителей аула. Позвали молду, который  прочитал молитву об упокоении души усопшего в раю,  Сулеймен ага, оставшийся в ауле  самым старшим после смерти Балтабай ага,  сказал:
- Балтабай  был очень честным и правильным человеком, никто в ауле не может припомнить, чтобы он кому-то отказал в помощи. Жаль, что таких людей как он, становится все меньше и меньше,  поэтому нам, старшему поколению, грустно видеть это. К счастью, его дочь Сауле очень похожа на Балтабая   своей скромностью и честностью. Я буду молиться и просить Всевышнего принять его в свои райские кущи, чтобы  там его душа отдыхала от забот и тягот, которых на грешной земле Балтабай перенес слишком много. Аминь.               
     Когда стали расходиться,  Канат Темирбулатович подошел к Сулеймен ага: 
 - Я хочу на днях съездить к родственнику, которого Вы нашли, давайте, поедем вместе, а заодно навестим и Ваших родственников?
- Хорошо, Канат, я с удовольствием поеду.
- Значит, послезавтра я заеду за Вами.
     После смерти старика Балтабай ага в ауле стали судачить о Сауле и Канате Темирбулатовиче,  ждали, когда же они поженятся.  В начале недели они пришли в Акимат, чтобы  подать заявление о регистрации брака, аким Ахмет Алиевич принял их сказал:
- Поскольку вы уже взрослые люди, то мы имеем право зарегистрировать  вас уже сегодня, но если вы хотите позже, то давайте назначим день.
- Назначим на тридцатое  декабря, - сказала Сауле, надо подготовиться, заодно и новый год встретим, ты согласен Канат, - она с улыбкой посмотрела на него.
- Конечно, согласен! Свадьба на новый год - это  просто замечательно! – он широко улыбнулся, - Ахмет Алиевич, заранее приглашаем Вас к нам на свадебный вечер, приходите непременно!
   На следующий день весь аул уже знал о том, что Сауле выходит замуж за Каната Темирбулатовича, и что регистрация на новый год. «Давно пора, старик уже умер, а они каждый живут отдельно, а это не правильно, все же видят, что у них хорошие отношения».
 
Потерянные родные

   Канат Темирбулатович сидел дома, в своем кабинете и читал медицинский журнал. Было тепло, еле слышно гудела газовая печь отопления, рядом в кресле устроился подросший рыжий кот. Отложив журнал, он включил компьютер и посмотрел свою почту. Там было письмо от сына Мурата, которое он оправил еще неделю назад.
«Папа, пишу на почту, на всякий случай,  если у Вас будет «комп», то прочтете. У меня дела идут неплохо, по учебе хвостов практически нет. Хожу на единоборства - на таэквондо и бокс, вроде начало получаться кое-что, в автоматы не играю уже больше месяца, оказывается, можно и не играть, жизнь от этого не остановилась.  Вас  разыскивает мама, ответили бы ей, а то в последнее время нервная стала. Как у Вас дела, что нового, прочтете письмо, - ответьте. Мурат».
    Он ответил: - У меня есть свой дом, есть кот и щенок, познакомился с хорошими простыми людьми,  встретил здесь прекрасного человека, ее зовут Сауле, на новый год зарегистрируемся. Приезжай, жду, соскучился очень, будем рады тебя видеть». Он написал свой адрес, номер телефона и отправил электронное письмо.
    Утром они выехали в областной центр,  с ними поехал Сулеймен ага со своей женой,  худенькой бойкой старушкой по имени Нуржамал,  она была очень рада тому, что так неожиданно случилась эта поездка,  и все время говорила, как она соскучилась по дочери, зятю и внукам.  Сидя за рулем, Канат Темирбулатович  думал о том,  какая сложная судьба выпала на долю его родителей и их поколению.  Кажется, что все было несправедливым - раскулачивание и ссылка только за одну лишнюю корову, коллективизация и голод, затем великая война, снова голодные годы и смерть близких людей. Потом работа с неимоверным напряжением сил, послевоенный голод 1949 года, массовая гибель людей и скота, при этом люди еще пытались как-то устроить свою личную жизнь. Разъезжались по великой стране СССР по разным всесоюзным стройкам, и опять был неустроенный быт и разбросанные по миру родственники.  Это далекое прошлое  отражается  и на мне, а сейчас ищу свои корни, хочется узнать, как они прожили свою жизнь, знают ли они обо мне.  Надо признаться, что я слишком поздно начал искать своих родственников, вся жизнь была занята работой, семьей,  проблемами детей и родственников  жены.  Некогда было думать об этом, образовался какой-то заколдованный круг вокруг меня, но, к счастью, мне удалось разорвать его, теперь я свободен и занимаюсь  нужным, лично для меня, делом. Как объяснить сыну Мурату, что для человека очень важно знать,  откуда он родом и кто его предки, что они являются частью жизни вообще, и что эти люди как бы издалека, из прошлого, оценивают тебя и твои поступки. 
    Когда подъезжали к городу,  Сулеймен ага сказал:
- Канат, давай сначала заедем к моей дочери с зятем, они уже ждут нас, - пообедаем, передохнем, а потом позвоним твоим родственникам, представимся и поедем, надо еще взять какие-то подарки, я думаю, что так будет лучше.
- Канат, Сулеймен ага правильно говорит, - откликнулась Сауле.
- Это разумно, - согласился он,  и они поехали к дочери Сулеймен ага. 
    Дочь и зять Сулеймен ага уже ждали гостей,  был накрыт обильный стол, а бешбармак приготовленный, из различных сортов мяса и казы, буквально благоухал. За обедом Сулемен ага вспоминал своих родственников, дальних и близких, живых и умерших, детей и внуков, истории их жизни, рождения и смерти. Наконец, видя нетерпение Каната Темирбулатовича, он произнес «Бата» и обед закончился.
   Канат Темирбулатович взял телефонную трубку и набрал номер, на другом конце провода ответили:
- Слушаю.
- Здравствуйте, мне нужен Муратханов Алибек.
- Папа, тебя, - крикнули в пространство.
-Да, я слушаю, кто это? -  голос был несколько озабочен.
- Меня зовут Канат Темирбулатович, у меня есть письмо с Вашим адресом, кажется мы родственники.
- Родственники? - и через паузу, -  а  какой линии?
-Моя мама по девичьей фамилии Муратханова Шахида, у ее матери Райхан была родная старшая сестра Муратханова Зейнеп. Знаете такую?
-Да, Зейнеп апа моя бабушка, мама моего отца Валихана Муратханова! А Вы откуда звоните?
- Я сейчас в вашем городе, у знакомых, от них и звоню. Сулеймен ага помог найти ваш адрес, он уже пожилой человек, помнит и мою маму Шахиду.
- Если вы здесь назовите адрес, я сейчас приеду!
- Не знаю, но наверно лучше будет, если мы приедем, со мной жена Сауле и Сулеймен ага.   
- Записывайте адрес и сразу приезжайте!
      Такси остановилось у большого дома в центре города, они поднялись на третий этаж, Канат Темирбулатович, едва сдерживая дыхание, позвонил. Тотчас отворилась дверь, мужчина примерно его возраста оглядел его и спросил:
-Канат Темирбулатович?
- Да, это я.
- Проходите, я Алибек Валиханович Муратханов.
   Они поздоровались, в прихожей произошла небольшая заминка, мужчины приглядывались друг к другу, пытаясь увидеть какие-то знакомые родственные черты, потом, смущенные этой неожиданной реакцией, прошли дальше.   Канат Темирбулатович, наконец,  разглядел Алибека, и чем больше смотрел на него, тем больше находил сходство со своей мамой; несколько застенчивая улыбка, смешок, пожимание плечами и поворот головы, - все было поразительно похоже. Он не мог оторвать глаз, хотя понимал, что так пристально разглядывать незнакомого неуместно и неприлично.
    Сели за стол в большой комнате, Канат Темирбулатович достал несколько сохранившихся фотографий матери, а главное снимок двух сестер – его бабушки Райхан и тети Зейнеп. На старой, пожелтевшей  фотографии,  две девушки  сидели  за  круглым, накрытым  скатертью столом,  одетые, в отрезные в талии,  платья,  поверх которых были надеты расшитые комзолы, а на головах - островерхие шапочки с кистями.  Алибек встал и достал из шкафа несколько альбомов с фотографиями, и  в одной из них нашлась  точно такая же. 
    - Алибек,  я нашел могилу Зейнеп апа, Вашей бабушки, вы знаете, где она похоронена?
    - Неужели, это правда? Я ведь долго искал ее могилу, но так и не смог найти!
    - Она похоронена в ауле Конакбай, а найти ее могилу мне помог Сулеймен ага и дед Николай Смирнов, бывший председатель сельсовета.   
    - Точнее, его жена Галина, у нее оказалась отличная память, она помнит, как  хоронили Зейнеп апа на мусульманском кладбище, - ответил Селеймен ага, – а мы с Канатом и дедом Николаем нашли ее могилу.
- Я поставил оградку и поправил надгробный камень, - сказал Канат Темирбулатович, - найти ее могилу просто, - рядом растет огромный карагач.
   Садитесь за стол, - пригласила гостей хозяйка. Засиделись допоздна, вспоминали умерших и живых родственников.
     Утром они поехали домой в аул Карагай, а Сулеймен ага с женой остались у детей. Канат Темирбулатович молча держал руль,  Сауле  тоже сидела тихо, оба заново переживали эту встречу. «Вот я и нашел то, что искал. Нашел хорошую женщину, чувствую, что мы нужны друг  другу, построил дом, нашел потерянных родственников. Теперь у меня есть история моей семьи, надо об этом рассказать сыну Мурату и  дочери Джамиле, познакомить их новыми родственниками. Жаль, что неожиданно умер Балтабай ага, он был бы очень рад, во всяком случае, он умер со спокойной душой, он увидел, что жизнь дочери Сауле налаживается, внучка окончила школу и учится в институте». Он вспомнил апрельский дождливый вечер на балконе и вздохнул, - «Жаль, что столько времени жил, не оглядываясь по сторонам, не замечая, что есть другая, живая жизнь, но что делать, что было, то было, зато теперь я заполнил пустоту в своей душе, чувствую, что сейчас нужно жить только так, а не иначе. Все можно исправить, пока жив человек».