Нет уз святее товарищества. Глава 26

Владимир Галин
Нет уз  святее товарищества.

               
  « Сам погибай , а товарища выручай» (Из школьного альбома)


         Новый 1963 год мы встречали у Аничкина. Чего мы  желали   в Новом году? Конечно , прежде всего мира и  чистого неба над головами наших детей и  наших сограждан. Что же касается любви, дружбы и   благополучия  в семье  своей мы будем укреплять и хранить сами.да по другому и быть не может, потому что все добрые пожелания сами собой не исполняются по щучьему велению , а надо самому прикладывать усилия , чтобы эти  пожелания превратились в быль Всё очень просто,как сказал Кузьма Прудков: « Хочешь быть счастливым, будь им!»

             Собраться в гости было не сложно. Я надел свежую рубашку и парадные погоны, а Галя .украсила  себя сиреневым ожерельем и клипсами с блестящими камушками . Выпила сердечные капли и мы к десяти часам пошли к Аничкиным, которые проживали в соседнем квартале крупно блочных пяти этажных домов улучшенной планировки , пока не стали возводить панельные дома, в котором жили мы. Хозяйка  встретила нас  приветливо, тепло по родственному. Застолье прошло в дружеской атмосфере с шутками и прибаутками. Хозяин,как всегда  был сдержан, но дружески внимателен и добр. И все мы дружно под бой Курантов осушили фужеры с шампанским и вместе с Землёй отправились в 63 космический полёт двадцатого столетия вокруг солнца

          Вот какую оценку этому событию дала Галя в нашем дневнике:

       Да, Новый год встретил нас неплохо. Да вот как мы будим жить и дружить покажет время.  Сегодня я не могу похвастать своим здоровьем : грипп, болит голова, стенокардия сердца. Как будет дальше? Поживём — увидим. Да, мы простые смертные, с маленькими слабостями. Хочется, чтобы они и впредь были маленькими.  В квартире тепло и уютно. Вова уехал в зону.

          Милый мой Вовочка, зачем у меня на душе так неспокойно , почему я тревожусь , когда тебя нет рядом?.. почему я не забываю нашего прошлого , почему тревожусь за будущее?

              Ведь мы с таким счастьем соединили свои жизни в одну, не тяготились долгом в трёхлетнюю разлуку, а только ждали и верили, любили и стремились к единению,

            Сейчас мы три года вместе , под одной крышей. а я хочу большего. Хочу , чтобы мы каждый день с нетерпением  ждали вечера, как три года назад  ждали праздника встреч.

              Я пишу о этом,но отклика , удовлетворившего  бы меня не нахожу. Постепенно угасает  во мне эта безотчётная тяга к тебе.,и я со временем перестану тебе надоедать. Но, кажется, что это не даст нам счастья.

                Я согласна с тобой, родной, что не могу жить спокойно.А разве это плохо? Я хочу страсти- ты смеёшься над этими словами. А я правда хочу страсти.И ты знаешь, что когда ты отдаёшься мне полностью , мне этого бывает достаточно. Но это не так часто бывает.

                Ты говорил , что я  ревную. Я думаю ,что ревность сродни мнительности , т. е . когда человек надумывает, а фактов в действительности нет.В последнее время ты явно покривил душой,сказав мне об этом. В основе моего замечания был факт. Зачем я это пишу тебе? Я считаю ,что наша семья должна быть крепкой ради наших детей. И не ради себя лично, я лопаюсь, доказываю тебе, что же ты должен делать и что нет.Что я не боюсь тебя потерять , ты тоже также понимаешь.Но я очень боюсь разрушить наше милое , тёплое, счастливое  гнёздышко , в котором хорошо не только нашим ангелочкам , но и нам самим.

              Я всё ещё не могу понять , сознаёшь ли ты это до конца? Ты, конечно, парень с крепкой моральной основой, но я давно заменила тебе мать , потому дрожу над тобой столько же, как и над сыном Сашей.

             Милый, родной Вовка, не дай мне очерстветь ,хочу всегда дрожать над вами , лишь бы вы были хорошими , чтобы вас любили , вами восхищались .

             Очень хочется работать . Но чувствую , что работать  мне придётся  мало. К сожалению , наших детишек трудно устроить в детский сад.

             Когда уж я смогу спокойно жить всей нашей семьёй? Души уже нет ,истлела в тревоге то за мужа, то за детей.

              А тут нет от родителей  писем. Надо находить выход из этого положения. И снова приходится жить ожиданиями.

             Он не стал писать в дневнике. Очевидно, рад ,что и здесь я сняла с него эту заботу.

           Действительно  я несколько дней не открывал наш дневник и не не делал в нём свои записи. И только 18 января  я записал:

            « факты упрямая вещь, но они как кривое зеркало, всё зависит от того , с какой стороны на них посмотришь.! И жизнь только подтверждает верность  этого выражение.Со всеми твоими претензиями в мой адрес я с одной стороны согласен , а с другой и много надуманного. Да , я вот такой,какой есть . Толстокожий, недостаточно чуткий, не внимательный, , а с другой стороны я как прежде очарован тобой,и ради тебя я готов на всё. Да порою я раздражён и не доволен тобой. Порою ,но это лишь мгновения. Не всегда говорю,но «порою и молчанье нам дороже всяких слов»,как ты поёшь.

           Данный в юности тебе обет быть верным тебе я свято берегу. От добра добра не ищут.


            5  января , воспользывшись выходным днём я слетал на самолёте в Омск на свидание к Вершинину.  Он был поражен неожиданностью моего визита к нему. А мне и самому в голову  неожиданно пришла  мысль посетить его в колонии, чтобы с глазу на глаз обсудить его положение и вселить в него новую надежду на светлый путь. Моё решение было поддержано Галей. От Павлодара до Омска на самолёте рукой подать. Я в этот же день вернулся  назад. Зам по ПВР  отнеся ко мне с пониманием и решил все формальности  представления мне свидания с Эдуардом и мы смогли тет а тет проговорить два часа.

          Я посетил Вершинина как раз в то время, когда он после конфликта с газетами  впал в немилость администрации и находился в депрессии.и могло закончиться печально. Он передал мне кое-что из своих сочинений. В одном он писал:

                « Гололёдецей всё покрыто ,
                И декабрь не злит зиму.
                На душе ничего не смыто,
                А хотелось бы смыть самому.
                Много лет растрачено в прошлом,
                Безрассудно, бездумно отдал
                Воровскому мирику пошлому
                Самый ценный души капитал.
                Истерзал я себя, измучил.
                Виноват! Виноват, друзья,
                А сейчас в бездонную кручу
                собираюсь кинуться я....

       Моя встреча с ним согрела его  и окрылила . Возникла мысль , а не перевестись ли ему в Павлодар, где он отбывал предыдущий сроки где его уже знали , а я был бы как бы рядом.Так уж получилось ,что они запал мне в душу своим поэтическим дарованием , которому хотелось помочь на радость людям и ему. И мать его завалила нас с Галей письмами с просьбой помочь сыну.

           В беседах  с его омскими воспитателями я отметил казённое ,равнодушное отношение к нему. ,как ко всем прочим с учётом обще принятых принципов, норм и правил.Он для них был не хуже и не лучше других  и его поэтический дар был до фени на пельмени.

                Из поездки в Омск я ещё раз для себя сделал вывод, что нельзя адаптироваться к реалиям жизни за колючей проволокой, что надо больше проявлять терпимости и даже снисхождения , что нельзя всех стричь под одну гребёнку, и что лучше пусть десять виновных окажутся безнаказанными , чем один не виновный будет заточён за колючую проволоку. Больше терпимости  и снисходительности к людям и больше требовательности к себе. Правильно сказал Лев Толстой: « Героев нет! Есть люди, просто люди»


             После возвращения из Омска , я  разузнал в ОМЗ возможность перевода Вершинина  в Павлодар и написал ему письмо:

              10  января.
                Здравствуй , Эдуард!
          По поводу твоего желания отбывать срок в Павлодаре, сообщаю следующее. Ты должен написать заявление на имя начальника п/я УЛ  154/24 с просьбой дать согласие на твой перевод в колонию ,где ты раньше в ней отбывал наказание. Что ты вновь совершил преступление не умышлено, а в состоянии аффекта , что ты вину свою осознаёшь и встал на путь исправления . И что здесь тебя уже знают и ты  будешь вести себя хорошо и докажешь, что Вершинин  исправим.

                Пойми , что это не диктовка. Ведь это так и на самом деле ты хочешь сам , потому и даю тебе такой совет.

                Заявление посылай через спец часть . О чём попроси начальника своего отряда и замполита , пусть посодействуют пересылки твоего заявления.  Одновременно уведами меня о написанном и своём поведении ,работе, учёбе, своих выводах  и изменениях после моих прежних советах, которые я дал тебе во время нашей встречи в Омске.

              Через две недели я повторил ему письмо:

             Здравствуй, Эдуард!
      После возвращения из Омска я написал тебе письмо по вопросу твоего перевода в Павлодар , но от тебя до сих пор нет ответа. Возможно моё письмо не дошло до тебя , поэтому я снова  повторяю его содержание. ….И снова повторил весь текст и попросил, что если он решился на перевод, то чтобы не затягивал с обращением и что я надеюсь , что с ним будет всё в порядке, что больше хандра не овладеет им, и что он не будет допускать глупостей в своём поведении.

              И тут , наконец, пришло от него письмо:


               Здравствуй, Володя!
    Знаешь, когда ты вышел за вахту, я ощутил какое-то странное явление — словно в мою душу воткнули объёмистый шприц и освежив её содержимым шприца ,вытащили ,причинив маленькую боль.

      Не знаю, поймёшь ли ты меня ,но когда я закрыл за собой дверь , то почувствовал  какой-то гнетущий меня стыд.

          Зачем я откровенничал с ним? Зачем вёл себя с ним ,как равный? Ведь между нами сейчас граница и хотя цели наши общие -борьба за человека , всё равно он в некоторой сфере сделал сдвиги,а я?

           Интересно,как он теперь меня расценит ? Что в основном не правильно было в моём поведении?  И обратное, почему он не предупредил, как вести себя с ним? « Пожмём руки здесь , чтобы ни кто не видел.» « Да, целоваться не будем»! Многое было подчёркнуто в его словах.

           И опять руки мои в крови, в грязи,но он не брезгует их жать!? О.он действительно  большой и ещё больше обещающий человек!

          Ни сучка, ни задоринки!  А я? А я уже успел сделать и доброе и плохое. Правильно Галина заметила ,я живу мирами двух убеждений.

           Но как поступить ,если красота мыслей не оцениваются пошлостью ,и если претворение их в жизнь затирается узкими формами ограничений , которые  слишком теснв для размаха моих крыльев. Подстраиваться под эгоистичность, под светомаскировку, под отпрысков последних анархистов портить себя.Идти в разрез с красной книжицей программы слишком  дерзко и это их обидит -опять я жертва и носитель зла.Понимаю администрация мои друзья , помощники,,но потому у меня к ним нахохленность ,недоверие Почему они замечая это отвечают тем же и не стараются стереть границу,чтобы подать повод к открытию наших душ .Почему я и остальные не допускаем администрацию в лабораторию наших духовных кладовых

          Как ликвидировать это?

        Всё до боли волнует меня...думаю,думаю, думаю...

                Заплутался я чёрт, заплутался...
                И не видно плутанью границ.
                В чувствах пошленьких  пёс затерялся...
                Затерялся в обмане блат -лиц....
                И сейчас книгу жизни листая ,
                Кроме подлости , лени и лжи
                Я не вижу хорошего. Тая?!
                Попрошу тебя путь укажи.
                Укажи, укажи дорогая ,
                перелей в мою грудь из своей
                Всё красивое, нужное, знаешь?
                Я устал жить смехом людей.
                Как мне хочется бросить скитанья
                Отдохнуть в мире честных людей.
                Отгрузиться от подлых страданий
                Полюбить цели общих идей.
                И как ты,точно так вот утром
                С чувством лирики смело в народ
                Торопливо шагая садами,
                На завод! На завод! На завод!

          Этим стихотворением он добавил содержание своему письму. Не смотря на то, что я ему в своё время  , когда он после освобождения приходил к нам гости, я ему сказал, что если он свернёт с правильного пути, то я ему не подам  своей руки, мне сейчас хочется,как никогда, чтобы он сейчас выстоял, не сломался  и исправил себя сам от своего характера, который является причиной всех его бед.

           Сегодня в связи с его письмом  в моём мозгу всплыла картина, когда я летом 1960 года шел с объекта «ТЭЦ-2» на обед напрямик через степь в жил городок и увидел ,как синичка влипла лапками в кусок битума, расплавленного под лучами солнца , трепетала крылышками ,чтобы взлететь, но взлететь не может , так как не может оторвать свои лапки от черной смолы.

        Под лучами солнца  битум размягчился и расплылся в черную лужу, куда и увязла синичка.Когда я подошел к ней,она в испуге ещё больше затрепетала крыльями , отчего ещё больше увязла и подпортила крылья. Я её сумел взять в руки, принёс её домой, одеколоном постарался обтереть ей лапы и крылья и отпустил её на волю, но она уже полететь в голубое небо не смогла.

           И  мне подумалось, вот так что-то подобно происходит не только с одним Вершининым, Не зря в народе говорят: «Береги платье снова, а честь смолоду»... И я без задержки послал ответ на его письмо:

             Да, Эдуард, между нами сейчас вновь пролегла невидимая граница и её возвёл ты сам.И эта граница не столько материальна , я -в шинели, а ты — в бушлате, и мы по разные стороны колючей проволоки, а сколько в духовной сфере.  И как видишь, для разрушения этой границы  очень мало просто  назвать меня Володя,  а мне  тебя Эдуардом и обращаться друг к другу на ТЫ ,как близкие и верные друзья. Для сокращения расстояния между нами есть два пути: или мне идти к тебе назад, или  тебе идти ко мне в перёд.Мы много об этом говорили,но ещё хочется в последний раз сказать , помни, ч то дорогу  осилит только идущий!

        Всё зависит только от тебя и от каждого, в буквальном смысле сегодняшнего дня. Завтра уже будет поздно. Поэтому тебе не в БУРЕ отсиживаться надо, а не смотря на боль в руках и ногах ,ты должен каждый день выходить на работу и бить кувалдой мерзлую землю, бить.  « Так тяжкий млат дробя стекло, куёт булат»

          Поэтому сейчас же садись и немедля пиши заявление о переводе в Павлодар на имя начальника ИТК-24 как я тебе советовал..

               Итак, я думаю, что новой глупости ты не сделаешь, у тебя их и так слишком много.

     Он мне ответил:
             Здравствуй , Володя!
      После твоего  приезда  ко мне отношение-ад...Пойми , не выделяю я этого  и сам не возрастаю выше, но обстановка пока такова.Я по прежнему учусь, работаю, время не трачу.Отсидел  ещё 5 суток в штрафном изоляторе написал  кое-что,ничего мне  не возвратили. И наверно, не находят  нужным.

        Пробовал говорить с Ив, Ив. На человеческом языке, принёс хороший материал, но он слушал  рассеяно и потом попросил  оставить его. Мотивируя занятостью

             Заявление о переводе меня в Павлодар написал,но ни кто его у меня не берёт , а сопровождают меня  так ; напиши на начальника ОМЗ  Громова. Короче, мне заявили « ни куда ты от сюда не выйдешь, даже при полном твоём старании» Положение жизни остаётся такой , как ты слышал- общая нахохленность . Даже у ряда людей слышу планы-сделаю преступление и уеду. Заявляли при мне оперу и другим работникам.

             Да хочется жить большой жизнью той, что была 24 колонии,но жаль ,что это было давно.посылаю  тебе статью , может быть там в «Трудовой путь» отошлёшь.

       Я ему ответил: Здравствуй , Эдуард!
   Вчера получил твоё письмо.
,   Эдуард, что бы тебе не стоило, держись.В какой бы шторм тебя  сейчас не бросало, с курса не сбивайся , так держать или разобьёшься о рифы.Почему  к тебе адово  отношение. Не пойму. Но если это так, встань выше всего и особенно выше своего самолюбия.  Держи себя в руках , перемолчи  там, где хочется возразить, но чтобы в твоём деле больше не было ни одного нового взыскания. Ты слышишь меня, ни одного. Волка судят не за то,что он сер, а за то,что овцу съел. Каждое нарушение  режима будет препятствием к досрочному  освобождению.

        Если у тебя не берут заявление официально ,перешли мне его лично.С понедельника, как вырвусь с работы, я пойду к своему начальнику ОМЗ УООП , возможно, если он меня поймёт, мы пошлём запрос  на перевод  тебя сюда  сами. Помни, что только честным , только таким путём , нужен и полезен перевод , другим не в коем  случае.

             Ты ещё будешь жить большой жизнью ,поэтому старайся , так как просто хотеть ,это ещё не мочь.  И я верю , что ты сможешь.

             Твою статью я пока в газету не посылаю.Её надо править. В ней есть хорошее и для «нас» и для «вас»

             Сегодня, как видишь я не дома и пишу тебе из своего кабинета.

             Как твоя учёба в школе?В случае перевода, здесь тоже есть школа.Об этом не беспокойся.  Следи и береги своё здоровье. ,ты ещё послужишь родине.

             Всё, что я тебе желаю, желает и Галя. Будь здоров. Пиши. (роспись)


           В ответном письме Вершинин мне сообщил: «Учусь  в школе не плохо. Работаю в котловане . Настроение норма. Духовно освободился . В мечтах строю людей из фильма «Девять дней одного года» Даты Пушкина отметил  тем, что выучил наизусть «письмо Татьяны» и «На смерть поэта» Лермонтова.

           Тебе посылаю стихи с черновика.
    
                Макарову
      
        Пусть меня не понимают,
         Пусть уродуют бичём,
         Но своих стремлений к знанью
        Не отдам я нипочём.
        Пусть один квадратный метр
        Будет улицей служить,
                Пусть лишат свободным светом,
                Пусть лишат свободно жить.
                Я сердцем чистым докажу
         И  лиричным переливом
              долг народу отслужу.

     В ответ я ему написал:

               Здравствуй, Эдуард!
        Что не говори, а Земля вертится и наше северное полушарие всё больше свой бок подставляет под животворные лучи весеннего солнца. По утрам 19-14 градусов марза, а настаёт полдень и все улицы оживают торопливыми мутными потоками  оживающей земли. Благодать! Чтобы ускорить приход весны , мы с Галей в прошлое воскресенье ходили на другой берег Иртыша и наломали веточек тала.  Сейчас они стоят у нас в вазе на столе и из их почек жёлтыми пушистыми цыпушками выглядывают серёжки.

          Помнишь в это время в прошлом году  тебя с такой веточкой в руках я встретил у входа в библиотеку города., потом мы смотрели вместе начала ледохода на реке.  И вот проходит год.....Как глупо ты снова залетел в клетку...

          В твоём положении чем быстрее проходит время, тем ближе к свободе. Для тебя главное не теряй время попусту, учись и не допускай нарушений.

          Вчера,наконец,сделана  первая  часть — послан официальный запрос в Омск о твоем переводе  сюда. Осталось ждать ,какое  будет теперь у вас  принято  решение . Если положительное, то экзамены в школе ты будешь сдавать уже здесь. Запрос послан на имя начальника ОМЗ , есть основания полагать , что перевод состоится.

           Стихи твои хороши. Помни, как призывал  Николай Островский : «Умейте жить, когда жизнь становится не выносимой»...

           Будь здоров. До возможных новых встреч  Владимир.


Моё областное начальство мня выслушало,не нашло ничего предосудительного и подержало мою инициативу и подписало запрос о переводе Вершинина в ИТК-24, которое я сочинил.:


                Начальнику ОМЗ УООП  Омского облисполкома.

             В подразделении УХ 16/2 Омск-Харино отбывает наказание  заключённый Вершинин Эдуард Васильевич.  В  1960-61 годах Вершинини отбывал меру уголовного наказания в колонии УЛ 154/24  Павлодарской области.

    Допускал нарушения режима. В результате целого ряда  воспитательных мероприятий заключённый Вершинин изменил своё поведение, своё отношение к труду, изменил свои взгляды на жизнь.

       В сентябре 1961 года был освобождён из колонии по окончанию срока и трудоустроен в городе Павлодаре по специальности монтажника. Мы продолжали с ним шефскую работу.

          По семейным обстоятельствам Вершинин в 1962 году переехал на место  жительства в Омскую область , где вновь совершил преступление и был осужден.

       Коллектив воспитателей ИТК-24 просит этапирывать Вершинина в наш адрес для  воспитательной работы с ним до исправления.

          Начальник ОМЗ УООП  Павлодарского облисполкома
                Майор        (Абылкасымов)