Земля не выдаст

Валентина Телухова
- Опять ты пришла с расспросами, опять тебе, ясноглазая, хочется  услышать про прежнюю жизнь. Сама пришла, да еще ребятишек с собой привела. Кто они, юные краеведы? Изучают историю родного края? Что же? Буду рассказывать. Садитесь на диванчик, на скамеечку. Если вам ещё не наскучило – слушайте! Только сегодня я вам не про войну буду рассказывать, а расскажу случай из мирной жизни.
С войны я вернулся домой, в родную деревушку, к семье, к детям, к родной земле  поближе пришёл. Многие тогда в города подались, фронтовикам везде почет был, а я к родному порогу пришел. Прикипел я с малых лет к этому месту. Меня сразу же бригадиром тракторной бригады назначили, потом и управляющим отделением сделали. Как же! Фронтовик да ещё на все  руки, как говорится, от скуки мастер. Как мы все тогда работали! Как старались! Мне всё казалось, что вот-вот заживём богаче. Поднатужимся, сделаем рывок, встанем в свою колею и пойдёт всё у нас ладом. Я горячился, торопился сам, торопил людей.
В том далёком году весна в наших амурских краях была ранняя, дружная. Снег сошёл быстро. Зяби хватало, и зерновые мы уже досевали. Пришла пора за сою приниматься.  Как бы и здесь одним махом дело сделать? Главное – семена на поля доставить, чтобы они под рукой были, а как? Трактора на севе, а гужевым транспортом много ли привезёшь? Думал я, думал и решил силы  дополнительные подыскать. У нас в пяти километрах от села трасса проходит. Выехал я на  бричке своей на дорогу. Жду, А чего? Сам не знаю. Вдруг вижу - машины едут, целая колонна грузовиков, ЭМКи они назывались тогда. На бортах «перегон» написано. Поднял руку, остановил.
- Здорово, ребята, куда путь держите?
- В город, новые машины гоним.
- А меня не выручите? Мне бы семена сои в поле вывезти.
- Всё не вывезем, но один рейс сделаем. Мы идём по графику, нельзя выбиваться. Но сейчас у нас остановка на обед, пока обедать будем, загружайте, вывезем. Найдете, чем нас накормить?
- О чем разговор? Молоком напоим, каши сварим, картошки, солений нанесем, блинов быстро напечем. Чай на травах такой заварим, что не нарадуетесь. Медку со своей пасеки подадим, хлеб свежий у хозяек найдем.
Смотрю, у мужиков взгляд посветлел. Приехали мы в деревню. Женщины водителей обедом кормить стали, я людей организовал, на погрузку поставил. После обеда вывезли машинами семена в поле, выгрузили, и опять колонна на трассу вернулась, по своему маршруту двинулись.
Я радёхонек! Такое дело провернул! Теперь отсеемся быстренько. С такими мыслями засыпал, а ночью проснулся вдруг с каким-то страхом в душе. За окном шумело, шелестело, бряцало, стонало, охало что-то. Дождь! Нежданный, негаданный. Я так и похолодел от страха. У меня же соя под открытым небом, половина семян в поле. Намокнет, разбухнет…
До утра глаз не сомкнул, всё прислушивался к шуму. Не стихнет ли? Не успокоится? Куда там! Лило до утра, а утром стало потише, но однообразный шум дождя говорил, что он зарядил не на один день. Пропало дело! Как говорится, хоть плачь, хоть вскачь, хоть песни пой, хоть волком вой!
И всё же собрал я людей и пошли мы в поле – сою накрывать. Навезли соломы, закрыли, а какая это крыша? Ненадёжная! Это сейчас полиэтиленовые пленки недорогие, бери сколько хочешь, накрывай, что хочешь. А тогда нищета была. Брезента даже не было!
Дождь шёл целую неделю и целую неделю я ездил смотреть семена. Соя разбухала, куча  становилась всё больше.
Переживал я не зря: ещё и дождь не кончился, а ко мне из района с допросом явились. Уже донос кто-то настрочил. Почему я  такое вредительство допустил, почему семенной материал загубил? Не враг ли? Угрожать стали: если семена сои к посеву непригодны будут, заберут меня туда, где Макар телят не пас. Как врага народа. А у меня четверо ребятишек да жена нездоровая, на кого детей бросишь? Да и какой я враг народа? Я всегда всем друг был, и Родину защищал честно. А тут меня стали на ночные допросы забирать. Ночь продержат, а к утру в деревню привозят. Меня уже покачивало от переживаний. В деревне про мою беду узнали и загоревали вместе со мной. Кончился дождь – я с трактористами к куче. Открыли мы солому, и видим, что верхний слой семян влагу впитал и разбух, а внизу семена сухие. Уже легче мне стало. Разбухшую сою сразу же в отдельный ворох сложили, а что с ней дальше делать?
Пошёл  я за советом к родному дедушке, который меня вырастил и на жизнь наладил.
- Деда! Подскажи, научи!
- Думал я над твоей бедой, Лёня, и не вижу другого выхода, как только разбухшую сою отдельно посеять вручную. Сеяли мы ведь раньше таким способом и урожаи неплохие получали. Только поторопись, высохнет соя – всхожесть может потерять.
- Да кто же сеять вручную пойдёт?
- Люди, Лёня, люди! Все пойдут, я уже поспрашивал! Пойдут выручать тебя из беды! Но только ты сам попроси помощи. В каждую избу войди со словами «Люди добрые, выручайте в минуту злую, не дайте пропасть!»
Я так и сделал, как родной дедушка научил. Утром вышли в поле все - от мала до велика. Сою набрали, кто в мешковину, кто в ведро, кто в фартук, а кто и просто в полу пиджака. Дедушка расставил всех по порядку, и пошли по полю сеяльщики, разбрасывать семена.
- Шлёп! Шлёп! Бух!
Уходили семена в мокрую и вязкую землю. А на какую глубину? Взойдут ли? Хватит ли у них  сил взойти, ростками пробиться к свету. Не знал никто.
Я каждый вечер шёл к полю, засеянному вручную. Приду, сяду на пригорке и смотрю, смотрю на черное поле  и молюсь не Богу, а земле-матушке.
- Земля-матушка, кормилица наша, ты меня вскормила и вспоила, ты меня уберегла под огнём врага лютого, не дай и теперь пропасть! Помоги семенам пробиться к свету, дай им силы! Не то - заберут как вредителя. А какой я вредитель?  Я слуга тебе верный, служил тебе, и служить буду, сколько сил у меня будет. Не выдай, землица-матушка!
А всходов нет и нет. Уже по срокам должны быть, а их всё нет. Стал я отчаиваться, и перестал к полю ходить, но однажды вечером побрёл к нему почти без всякой надежды. Вдруг вижу с бугорка, поле посветлее стало. Глазам своим не верю, шаг прибавил, почти бегу! Точно! Зеленовато-бархатистым стало поле! Взошла! Взошла соя! Побежал, как мальчишка, и  смеюсь, и плачу, росточки рукой поглаживаю.
- Растите, милые, меня не подведите.
Целый час сидел на пригорке под березкой сам не свой. Не то плакал, не то смеялся, и было мне так хорошо, что и словами не высказать. Тучи надо мной развеялись.
Вернулся я в деревню и пошёл с хорошей новостью от двора к двору. Поклонился всем добрым людям, что меня выручили, а потом оглянулся на поле далёкое и громко сказал:
- Спасибо, землица-матушка! Не выдала!
А урожай мы с этого поля получили небывалый, лучший в районе. Нам ещё и премию за него дали, будь она неладна! Такой ценой высокой за неё поплатился! Однако от неё не отказались и славно погуляли осенью!
Вот и весь мой простой рассказ, как доброта людская меня спасла, да землица не подвела, не выдала родимая. А Вы приходите еще меня послушать, да пряничков моих покушать!