Курорт на пороге перемен

Анна Петросян
Накануне сезона профессионалы обсудили «Внутренний туризм и отдых в Сочи»
В отеле Hyatt Regency Sochi прошло открытое заседание Ротари клуба Сочи. Из трех представленных тем основная касалась насущного для курорта вопроса – как быть качественным и востребованным у большого числа туристов. На открытое заседание было приглашено много гостей – профессионалов своего дела: директоров туристических компаний, генеральных менеджеров крупных отелей, управляющих и директоров санаториев, руководителей  различных компаний, чья деятельность так или иначе связано с курортной направленностью. Были среди гостей предприниматели, юристы, представители администрации и депутат городского Собрания Сочи.
Несмотря на обилие полезной информации, для начала хочется процитировать Эллину Акиншину, директора туристического объединения «Планета Сочи» «Магазин горящих путевок». В активном обсуждении прошлого, настоящего и будущего нашего города она, улыбаясь, заметила, что у Сочи есть как неоспоримые достоинства, так и очевидные недостатки, над которыми необходимо работать. Важно не только привлечь туристов – россиян и иностранцев, но и приучить их приезжать отдыхать именно к нам. В связи с этим она провела параллель:
- Эти грибы можно есть?
- Можно. Но только однажды.
Вот чтобы такого не произошло с туристами и их новой истории с нашим городом, нужно встречаться, обсуждать и решать насущные вопросы.
Думаю, эти слова помогают понять направленность дискуссий и выступлений.
В начале заседания президент Ротари клуба Сочи и президент гильдии риэлторов Сочи Михаил Титов ознакомил собравшихся с повесткой дня и представил спикеров. На большом экране показали репортаж Надежды Самойловой о пятилетии Ротари Сочи, который отмечали на Роза Хуторе в ноябре 2014 года.
Открытое заседание было максимально насыщенным информацией. В соответствии с программой вначале Лариса Селихова и Олег Стекольников из организации «СТОИК» рассказали о предстоящем в этом году V-ом юбилейном  фестивале культуры и спорта в Сочи «Пара-АРТ».  Это соревнование людей с ограниченными возможностями и обычных людей в разных направлениях: от игры в баскетбол на колясках, плавании,  до мастер-классов по прикладным видам искусств и конкурсов вышивок или сувениров из дерева. Как оказалось, принять участие в фестивале могут все желающие из любого уголка нашей страны. В России аналогов такого фестиваля, объединяющего культуру и спорт, нет. Основная идея и цель – адаптация инвалидов в социуме, приобщение к занятиям спортом, обмен опытом и общие проекты. Создатели фестиваля будут рады привлекать к участию гостей из-за границы, они хотят тем самым развеять миф о том, что в нашей стране инвалиды-колясочники – асоциальны.
- Пусть приезжают к нам, участвуют, увидят, что мы жизнерадостные и активные, - подчеркнул Олег Стекольников.
Работник администрации Сочи Галина Пушкарь подчеркнула, что такие социально значимые проекты для города очень важны, и администрация открыта для взаимодействий.
Символично и то, что в ходе дальнейшей дискуссии выяснилось: в курортном Сочи все лишь 5 % отелей и здравниц приспособлены для принятия и размещения маломобильных граждан. Эта цифра заставляет задуматься, не правда ли?
Интересным и содержательным был доклад о деятельности клуба Ротари Сочи его паст-президента, директора фирмы «Микро Лана» Алексея Куценка. Был сделан акцент на двух направлениях: одна из целей Ротари Сочи – продуктивное общение на темы бизнеса, обсуждение важных тем, выработка решений. Второе – патриотическое воспитание молодого поколения. Алексей Куценок рассказал о проекте «Автомобильный пробег по городам-героям». Оказывается, вот уже несколько лет подряд в мае ротарианцы с семьями на машинах отправляются в важное путешествие.
- Наши дети, к сожалению, сейчас немного знают о Великой Отечественной войне, - заметил Алексей Куценок. – После поездки в города-герои они начинают понимать, что тогда происходило, в них что-то меняется. Мы уже побывали во многих городах, в этот юбилейный год 70-летия победы мы поедем в город-герой Минск. Всем, кому это интересно, присоединяйтесь.
Кроме того, по приглашению наших друзей из Ротари клубов разных стран мы ездим по городам-побратимам Сочи.
На тему «Внутреннего туризма и отдыха в Сочи» высказались многие. Среди них генеральный менеджер отеля Rixos Мурат Кодан, главный менеджер отеля Park Inn by Radisson Sochi City Centre Людек Лоуда, заместитель генерального директора по продажам и маркетингу отеля Hyatt Regency Sochi Юлия Шмидт. О том, как принимали и чем развлекали представителей китайской делегации в январе этого года,  рассказала директор туристской компании «Ривьера Сочи» Белла Тарасова. Генеральный директор санатория «Знание» Дмитрий Богданов в своем выступлении сделал акцент на двух аспектах: в Сочи не хватает недорогих сертифицированных продуктов питания для пансионатов, санаториев, отелей; во всех этих объектах размещения наблюдается нехватка квалифицированного персонала. Об этом, подчеркнул Богданов, нужно говорить со всех трибун.
После долгих дискуссий стали ясны несколько моментов, изменение которых к лучшему повлечет за собой положительные изменения во всем городе. Специалисты сферы туризма напомнили собравшимся, что первое и важное  - это принятие факта: Сочи – курорт, и большинство сфер деятельности так или иначе связаны с этой его функцией и направленностью. Но пока это не поймут все, не будет единой системы работы, и общая эффективность будет неустойчивой.
Что мы узнали интересного: китайцы не купаются в море, но обожают бассейны, им интересна сочинская природа и важен уровень медицины в городе. У Красной Поляны нет единого бренда и логотипа. Многие туристы путаются в названиях и в географии мест и горнолыжных курортов. Нужен единый информационный центр о городе: отели, санатории, парки, виды развлечений, афиша, рестораны, экскурсии, другие значимые учреждения и места. Важный момент – неконтролируемые цены на рынках города. При появлении спроса на местные продукты продавцы без зазрения совести меняют ценник. Удобство – в логистике и в получении исчерпывающей информации пока отсутствует. И, как подчеркнули многие, русского языка недостаточно. Нужны глобальные меры.
Депутат городского Собрания Сочи Виктор Кирин сказал, что на повышение качества услуг и на урегулирования их стоимости должна влиять здоровая конкуренция участников рынка. Не должно быть монополизации, только золотая середина.
Много нареканий вызвала ситуация в Красной Поляне на новогодние каникулы. И дело не только в резком увеличении стоимости на ски-пассы, но и в плохом сервисе и нехватке продуктов питания в четырех и пятизвездочных отелях.
Активность и профессионализм участников дискуссии все же позволяет смотреть в курортное будущее с оптимизмом.
От себя добавлю: зимой на пике популярности Красная Поляна, летом, думаю, это будет Лазаревский район с его пляжами. Теперь нужно направить усилия, чтобы сделать Сочи круглогодичным курортом. И кроме событийного туризма и лечения в санаториях, добавить к этому просто приятное времяпрепровождение в мягкое межсезонье. А для этого необходимо не только сертифицировать гостиницы, давать и забирать звезды, но и улучшать инфраструктуру, дороги, осуществлять канализование улиц и районов, проводить в приморские поселки давно обещанный природный газ.
На этом мартовском открытом заседания Ротари Сочи, думаю, каждый участник нашел что-то полезное для себя, узнал много новых людей. Для хороших дел нужны предварительно и хорошие слова. Но важно, чтобы слова не остались только словами…